Депозитные операции, их виды, роль и значение в деятельности банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - исследовать депозитные операции: их место в деятельности банка и отражение в учете.
Основные задачи работы следующие:
- рассмотреть правовую базу, регулирующую депозитные операции;
- определить основные направления депозитной политики банка на современном этапе;
- изучить особенности отражения депозитных операций в учете банка;
- рассмотреть основные проблемы проведения депозитных операций банками на территории Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

ДКБ научн конференция.docx

— 83.42 Кб (Скачать файл)

На объем и эффективность депозитных операций банков существенно воздействуют также величина и порядок отчислений в фонд обязательных резервов. Последний размещается в Национальном банке и является одним из основных инструментов регулирования общей ликвидности банковской системы и поддержания на необходимом уровне денежной массы в обращении. Действительно, уровень обязательных резервов является одним из наиболее мощных инструментов контроля и регулирования денежно-кредитных отношений. Однако международная практика свидетельствует о том, что центральные банки стремятся минимизировать использование этого инструмента денежно-кредитной политики, поскольку он в значительной степени носит административный характер, существенно повышающий издержки кредитных учреждений, а также масштабно воздействует на состояние ликвидности банковской системы и, что наиболее важно, на проведение депозитно-кредитных операций. Известно, что от уровня и порядка отчислений в фонд обязательных резервов зависит то, какую часть привлеченных ресурсов банк сможет направить в активные операции, Чем выше последняя, тем ниже при прочих равных условиях процентная ставка по кредитом и привлекательнее условия по депозитным операциям. Таким образом, уровень обязательного резервирования в значительной степени определяет полноту аккумуляции ресурсов экономики в кредитной системе и их размещения в активные операции.

До недавнего времени  в Республике Беларусь применялся единый норматив отчислений в фонд обязательных резервов по средствам в национальной валюте. Это, учитывая его более чем  высокий уровень (19%), не соответствовало  текущим экономическим реалиям. В период экспансионистской денежно-кредитной  политики Национального банка, избыточной денежной ликвидности, низкой заинтересованности банков в привлечении средств граждан и предприятий в срок, было вполне целесообразно, для унификации и упрощения регулирования фонда обязательных резервов, установить единую норму отчислений. Небольшое значение в условиях масштабных денежно-кредитных эмиссий и постоянного предоставления льгот по формированию и получению средств из фонда имела и величина отчислений.

Реализация мер по ужесточению  денежно-кредитной политики и необходимость  повышения привлекательности сбережений в национальной валюте кардинально  изменили ситуацию и потребовали  снижения нормы отчислений в фонд обязательных резервов по средствам, привлеченным банками в национальной валюте (а 2001 году - с 19% до 16%). Банковская система  стала постепенно «отвыкать» от эмиссионных  денег и проявлять интерес  к средствам граждан и предприятий, привлекаемым на срок. В условиях существенного  роста доходов населения, преобладания в структуре банковских ресурсов «коротких» пассивов и необходимости  активизации инвестиционного процесса стала очевидной потребность  в наиболее полной мобилизации денежных средств граждан и их эффективном размещении. Важный шаг в этом направлении - дальнейшее снижение норматива отчислений в фонд обязательных резервов и дифференциация его величины в зависимости от вида банковских обязательств.

В 2002 году норма отчислений в фонд обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в белорусских  рублях была снижена с 16% до 12%. Наряду с положительным уровнем процентных ставок и ростом доходов населения - это еще один стимул для укрепления и расширения ресурсной базы банков. Следует отметить, что установление пониженной нормы отчислений по сбережениям  граждан или освобождение от них  является широко распространенной практикой. Сокращение не приносящих доходов резервов в этом случае позволяет банкам увеличить  размер процентов по указанным вкладам, стимулируя тем самым процесс  накопления. Снижение нормы резервирования по депозитам граждан в национальной валюте способствует активизации процесса аккумулирования в банковской системе  стабильных «длинных» денег, а также  повышению доходности банковского  бизнеса.[6, стр. 20]

Опыт, демонстрируемый в  настоящее время отечественной  экономикой, также свидетельствует  о действенности использования  пониженной нормы отчислений в фонд обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц. В этой связи полностью закономерным выглядит то, что в текущем году наиболее динамичным элементом депозитной базы банков выступают вклады населения  в национальной валюте. Так, при росте  за 2002 г. депозитной базы банков на 54,9% темпы прироста рублевых вкладов  населения составили 72,1%. [6, стр. 20]

Существует еще один важный фактор, который банки должны учитывать  при проведении депозитных операций. Речь идет об ограничениях, накладываемых  на объем и структуру привлекаемых в депозиты средств действующими экономическими нормативами. В отечественной  банковской практике, в частности, предусмотрены  нормативы риска на одного кредитора, максимального размера привлеченных средств физических лиц и соотношения  привлеченных средств физических лиц  и активов банка с ограниченным риском, налагающие соответствующие  ограничения на характер депозитных операций. Первый представляет собой  предельное процентное соотношение  величины вкладов, полученных банком кредитов, остатков по сче-там одного кредитора, в т.ч. банка, и собственных средств банка. Показатель предназначен для снижения экономической зависимости состояния ресурсной базы банка от средств одного или нескольких крупных клиентов, а также соответствующих рисков потери ликвидности при их востребовании и должен составлять не более 25%. Норматив максимального размера привлеченных средств физических лиц отражает соотношение общей суммы привлеченных денежных средств физических лиц и собственных средств банка. Этот показатель наряду с предельным соотношением привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском, значение которого не должно превышать 1, призван ограничить риски банковской деятельности и обеспечить своевременное и полное выполнение обязательств перед физическими лицами.

Серьезное влияние на объем  средств, мобилизуемых банками на депозитных счетах, оказывает наличие гарантий возврата аккумулируемых банковской системой вкладов. Практически все страны мира способствуют обеспечению функционирования национальных систем гарантирования вкладов. Последние стимулируют укрепление доверия к банковской системе  и способствуют формированию стабильных ресурсов с длительным сроком хранения в пассивах банков.

В Республике Беларусь существует механизм гарантирования банковских вкладов, включающий формирование гарантийного фонда для возмещения физическим лицам средств, размещенных в  банках на счетах и во вкладах в  белорусских рублях и иностранной  валюте, в случае банкротства банков. Гарантийный фонд формируется за счет ежемесячных безвозвратных  взносов банков, аккумулируемых в  Национальном банке. Размер взноса устанавливается  в процентном отношении от суммы  остатка привлеченных на счета и  во вклады средств физических лиц (текущие  счета, карт-счета, благотворительные счета, депозиты до востребования, срочные и условные вклады, сберегательные серти-фикаты). При этом Национальный банк устанавливает предельный размер средств физических лиц, размещаемых на счетах и во вкладах в одном банке, подлежащих возврату за счет средств гарантийного фонда (сумма, эквивалентная 1000 USD).

Однако в нашей стране отсутствует единый для всех банков подход к страхованию привлеченных ими на счета и во вклады средств  физических лиц. Так, Национальный банк обеспечивает выполнение обязательств по возврату в полном объеме физическим лицам средств в иностранной  валюте, размещенных на счетах и  во вкладах в уполномоченных обслуживать  государственные программы банках, в случае неисполнения ими своих  обязательств. В последнем случае используются следующие источники  финансирования: инструменты рефинансирования Национального банка, средства фонда  обязательных резервов, средства гарантийного фонда, средства бюджета. Для остальных  банков, работающих на отечественном  финансовом рынке, возврат валютных депозитов населения производится в пределах 1000USD и при банкротстве  банка.

К сожалению, будучи ориентированной  на укрепление доверия к банковскому  сектору, отечественная система  гарантирования банковских депозитов  не соответствует основному принципу ее эффективного функционирования. Речь идет о необходимости укрепления экономической дисциплины в банковской системе посредством соответствующей  организации страхования депозитов. Отсутствие единого законодательного акта, регламентирующего отношения  по гарантированию банковских депозитов, неравные условия участия в системе  крупных, средних и мелких банков делают существующий в стране механизм по страхованию депозитов неэффективным  и малопрозрачным. В конечном итоге  складывающаяся ситуация вряд ли способствует анализу финансового положения  банков при размещении вкладчиками  денежных средств и появлению  у них ясного представления относительно того, где безопаснее хранить собственные  сбережения.

Кроме вышеуказанных  причин, определенное влияние на объем  привлекаемых банками средств населения  оказывают разнообразие предлагаемых банками населению услуг и  качество обслуживания. В настоящее  время банками Республики Беларусь оказываются различные услуги населению, включая расчетное обслуживание, осуществление международных банковских переводов, предоставление кредитов, размещение временно свободных денежных средств  во вклады и депозиты как в рублях, так и в СКВ.

В республике существуют различные виды вкладов, в основном со сроками до 1 года, более долгосрочные - до 3 лет. Различия, кроме процентной ставки (фиксированной или плавающей), заключаются в порядке начисления и выплате процентов: с капитализацией или ежемесячной выплатой. Более  разнообразные виды вкладов предлагают белорусские банки в национальной валюте. Некоторые из них открыли  новые виды вкладов на более привлекательных  условиях для отдельных категорий  граждан (пенсионеров, военнослужащих, участников ВОВ). Широко распространен  вклад «Ветеран», большинство банков предлагает его в белорусских  рублях с достаточно высоким уровнем  процентной ставки, правом частичного пополнения и снятия. Интересно предложение  Внешторгбанка, адресованное гражданам  среднего возраста: отложить себе вклад  на пенсию (он был разработан с использованием опыта немецких банков). Это валютный вклад с капитализацией процентов, повышенной ставкой, с правом дополнительных взносов и досрочного снятия. Его  срок - от 10 до 20 лет.[15, стр. 4]

Несмотря на разнообразие названий вкладов, принципиально новых  форм привлечения средств населения  недостаточно. Так, в Республике отсутствует  система пенсионно-накопительных вкладов на долгосрочной основе. Распространенные вклады типа пенсионных отличаются от обычных срочных вкладов только обязательным условием достижения вкладчиком пенсионного возраста, повышенной процентной ставкой, возможностью досрочного снятия без значительных потерь в доходности и частичного пополнения.

Кроме того, многими  банками практикуется привлечение  средств в так называемые Праздничные или Юбилейные вклады, приуроченные к государственным праздникам и другим знаменательным датам. Действует система молодежных вкладов, семейных, вкладов на обучение, отпускных вкладов, которая позволяет населению отложить средства для их накопления на определенные цели: покупку товаров длительного пользования, обучение, отдых и туризм. Привлекательность этих вкладов для населения заключается в возможности частичного пополнения и частичного снятия вклада без особых потерь процентного дохода.

Система условных вкладов в республике менее развита. В основном она представлена накопительными вкладами на детей (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Джем-Банк», ОАО «Белпромстройбанк») сроком от 5 до 10 лет с условием достижения совершеннолетия с правом досрочного снятия.

При этом некоторые  банки оказывают дополнительные услуги своим вкладчикам: бесплатно  предоставляют по желанию вкладчика  пластиковую карточку, что дает возможность  в случае необходимости получить наличными вознаграждение по вкладу или часть вклада, если такое предусмотрено  договоров, а также по окончании  срока депозитного договора проконвертировать причитающиеся к выплате сумму вклада и проценты по нему.[15, стр. 4]

Следует отметить, что деятельность банков по привлечению  временно свободных денежных средств  населения ограничивается не столько  высокой стоимостью этих ресурсов, сколько проблемами их дальнейшего  размещения. В связи с этим банки  должны изыскивать возможность их вложения в высокоэффективные и окупаемые  проекты.

В области оказания банковских услуг населению интересен  опыт работы ЗАО «РРБ-банк», а именно: его кредитный проект «товары в кредит». Ресурсы, привлеченные у населения банк размещает в эту программу. За 2 года работы этой программы услугами банка воспользовались более 2,5 тысяч человек. Банк заключил договор на совместное обслуживание населения более, чем с 60 торговыми предприятиями Минска. При этом покупатель, выбрав товар (мебель, бытовую технику, одежду, т. е. Товар длительного пользования) в этих магазинах и оплатив часть его стоимости, имеет реальную возможность в течение одного дня получить кредит в банке и приобрести товар. Право пользования кредитом распространяется на жителей Минска и Минского района в возрасте от 18 до 70 лет, имеющих постоянный доход (зарплата, пенсия). Основная часть воспользовавшихся услугами банка - это люди среднего и небольшого достатка (рабочие, врачи, учителя, пенсионеры, студенты). При этом предприятия торговли имеют реальную возможность увеличения объемов розничного товарооборота, снижения запасов товаров на складах без дополнительных затрат и выделения оборотных средств.[15, стр. 4]

Таким образом, перед  коммерческими банками РБ стоит  задача по улучшению организации  депозитных операций. Первое направление  при решении этой задачи связано  с расширением круга депозитных счетов и их видов, второе - с широким  привлечением сберегательных вкладов, в первую очередь от населения. Третье направление предполагает взаимосвязь  между депозитными операциями и  операциями по выдаче ссуд, минимальные  резервы свободных денежных средств  на депозитных счетах.

Заключение

Банки - одно из центральных  звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое  условие реального создания рыночного  механизма. Процесс экономических  преобразований начался с реформирования банковской системы.

Длительное время  банки были государственными органами и выступали одной из "несущих  конструкций" административно-командной  системы управления экономикой. С  переходом страны к рыночным отношениям значение формирования кредитных ресурсов банка за счет привлечения вкладов  юридических и физических лиц - депозитов - значительно повысилось, что связано  с получением банками большей  финансовой самостоятельности.

Информация о работе Депозитные операции, их виды, роль и значение в деятельности банков