Депозитные операции ОАО "Россельхозбанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение роли депозитов в ресурсной базе коммерческих банков, а также основных тенденций их развития и совершенствования. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: - изучить экономическую сущность депозитных операций и их роль в формировании ресурсов коммерческих банков; - провести классификацию депозитов; - рассмотреть правила и порядок оформления вкладных (депозитных) операций; - на основе фактических данных проанализировать состав и структуру ресурсной базы филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк»; - рассмотреть современное состояние и возможности привлечения депозитов в банковскую систему Республики Беларусь; - выявить пути совершенствования депозитных операций в ОАО «АСБ Беларусбанк».

Содержание работы

Введение
1. Депозитные операции как источник ресурсов коммерческих банков
1.1 Ресурсы коммерческих банков, их состав и структура
1.2 Классификация депозитов
1.3 Экономическая сущность депозитных операций, место и роль депозитов при формировании ресурсов банка
2. Анализ депозитных операций филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала банка
2.2 Порядок оформления депозитных операций подразделениями банка
2.3 Анализ привлеченных ресурсов филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк
3. Направления совершенствования механизма депозитных операций коммерческих банков
3.1 Направления деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» в области привлечения ресурсов
3.2 Пути развития депозитных операций филиала № 503
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Структура пассивных операций
Приложение 2. Структура филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк»
Приложение 3. Договор срочного банковского вклада

Файлы: 1 файл

курсовая работа депозитные операции.doc

— 561.50 Кб (Скачать файл)

Политика банка в  сфере обслуживания юридических  лиц будет строиться на принципах установления партнерских отношений в расчете на долгосрочное сотрудничество и предполагает обеспечение комплексного и качественного обслуживания корпоративных клиентов, с созданием максимально благоприятных условий для клиентов, защиты их интересов [8].

Совершенствование процесса банковского обслуживания подразумевает  и расширение круга клиентуры, что  включает в себя:

- привлечение на обслуживание  перспективных хозяйствующих субъектов  с кредитоемкой и ресурсоемкой  базой, а также индивидуальных  предпринимателей;

- внедрение новых и  совершенствование уже используемых  в учреждениях банка услуг,  обеспечивающих наращивание ресурсной  базы;

- перевод на полное  расчетно-кассовое обслуживание  потенциальных клиентов, частично  потребляющих услуги банка;

- привлечение клиентов на обслуживание по инкассации торговой выручки, предоставление услуг по перевозке ценностей, доставке заработной платы субъектам хозяйствования;

- выплата заработной  платы путем использования пластиковых  карточек.

Банку также предстоит:

- проводить работу по определению круга потенциальных клиентов на основе анализа их деловой активности и перспектив развития, привлечению на обслуживание в банк

- обеспечить проведение  комплекса организационно-рекламных  мер, направленных на привлечение  целевых депозитов, внедрение новых финансовых продуктов типа «депозит – кредит – финансовые услуги» и других продуктов и услуг.

В соответствии со стратегией развития взаимоотношений с корпоративными клиентами планируется продолжить работу по организации системы обслуживания корпоративных клиентов в системе ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе:

- создать систему обслуживания  корпоративных клиентов в структуре  ОАО «АСБ Беларусбанк», с четким  определением и разграничением  обязанностей должностных лиц; 

- создать отделы, состоящие из персональных банковских менеджеров, обслуживающих только корпоративных клиентов;

- определить строгую  специализацию персональных банковских  менеджеров в системе ОАО «АСБ  Беларусбанк» (например Областные  управления – работают с корпоративными клиентами 1-2 класса, филиалы работают с корпоративными клиентами 3 класса, отделения только с предпринимателями и частными лицами);

- с целью организации  корпоративной культуры обслуживания  создать для корпоративных клиентов  операционные залы, общение в  которых с клиентом происходит «в располагающей обстановке» в специальных клиентских комнатах (за столом, а не через стеклянное окошко), проводить презентации в операционных залах филиалов.

Для увеличения темпов прироста вкладов населения банку рекомендуется рассмотреть целесообразность разработки планов вовлечения средств населения в инвестиционный процесс, предусматривающий конкретные программы их привлечения с использованием разнообразных видов вкладов: конверсионных, целевых (на отдых, обучение), пенсионных, премиальных, инвестиционных, накопительных с автоматическим перечислением части заработной платы, накопительных для несовершеннолетних и иных [6].

В рамках осуществления  депозитной политики банк должен проводить  различные рекламные мероприятия, а также разработать целый спектр дополнительных услуг, оказываемых вкладчикам по различным видам вкладов (осуществление платежей за коммунальные и другие услуги путем списания средств с вкладов, зачисление заработной платы во вклад).

Проведение научно обоснованной депозитной политики предполагает не только совершенствование действующей системы вкладов как форм аккумуляции денежных средств, но и создание специальной системы экономических стимулов. С одной стороны, эти стимулы должны побуждать предприятия, организации и население хранить свои текущие денежные доходы и накопления на тех или иных депозитных счетах, а с другой, - заинтересовывать банки в развитии различных видов вкладов, внедрении новых, более прогрессивных форм депозитных счетов. Для вкладчиков одним из важнейших стимулов является уровень процента по депозитам.

Одним из главных механизмов регулирования ситуации по привлечению  денежных сбережений в банковскую систему  является процентная политика [44, с.844].

При разработке комплексного подхода к проблемам процентной политики в области депозитных операций следует учитывать, во-первых, объективность условий установления процентов по всем видам вкладов, экономическую обоснованность соответствующих процентных ставок, а во-вторых, необходимость обеспечения их увязки с процентными ставками по активным банковским операциям. Построение эффективной процентной политики любого банка должно исходить из необходимости достижения оптимального привлечения свободных денежных средств на счета в банки, получение всеми подразделениями банка прибыли, а также обеспечение гарантий социально-экономической защищенности вкладчиков.

Между сроком привлечения  ресурсов и уровнем процентных ставок, а также между размером привлечения  ресурсов банков существует прямая зависимость. Дифференциация процентных ставок может осуществляться и по группам вкладчиков с целью повышения социальной защищенности малоимущих слоев населения [44, с.844].

Процесс оптимизации  механизма привлечения средств  физических лиц коммерческими банками  можно представить следующим образом. Цель - это наиболее полная мобилизация сбережений населения за счет формирования оптимальной стратегии привлечения ресурсов и создания новых, привлекательных для населения финансовых инструментов.

Рекомендуется предоставить населению возможность размещать денежные средства в значительно большее число вкладов. Чтобы повысить заинтересованность людей и удовлетворить их спрос того количества видов вкладов, которые предлагает филиал банка, явно недостаточно. Другие банки из дальнего и ближнего зарубежья в своем арсенале имеют по несколько десятков видов вкладов.

Однако, несмотря на разнообразие вкладов, в стране отсутствуют принципиально  новые формы привлечения средств  населения. Хотя и говориться о постоянном росте доверия населения к  банковской системе Республики Беларусь, значительная его часть все еще  боится вкладывать свои сбережения в экономику страны (особенно в белорусских рублях). В связи с этим банку рекомендуется разработать и внедрить такой вид вклада в национальной валюте, при котором основная его сумма будет привязана к какой-либо стабильной иностранной валюте (доллар США, Евро, российский рубль). Это позволит увеличить объем привлеченных средств населения в белорусских рублях, повысив уверенность вкладчиков в защите их сбережений от негативных последствий инфляции, причем это даст им возможность получить дополнительный доход.

Среди основных проблем, препятствующих развитию сберегательного  дела, следует отметить требование государства по информированию фискальных и иных органов об оборотах по счетам граждан, что вызывает крайне негативную реакцию у вполне законопослушных белорусов. Решением этой проблемы может стать увеличение порога декларирования либо более четкое формулирование требований законодательства.

На эффективность политики банка по привлечению ресурсов влияют не только процентная политика, но и экономическое состояние клиентов, степень их доверия к банковской системе, недостаточно отработанные методы регулирования деятельности коммерческого банка [6].

Для экономики в целом  главным результатом развития розничного банковского рынка будет создание условий, обеспечивающих превращение сбережений населения в основной источник инвестиционных ресурсов для экономического развития страны и реализации социальных программ. Важными факторами развития сектора розничных банковских услуг также станут: общее повышение доверия населения к банковской системе, перемещение части ресурсов теневого сектора в официальный, снижение уровня долларизации экономики и прирост на этой основе добавленной стоимости в банковском секторе.

Правление ОАО «АСБ Беларусбанк» постоянно уделяет внимание рентабельной работе отделений на рынке банковских услуг, расширению спектра операций, предоставляемых клиентам и повышению их качества, что позволяет не только решить проблему роста непроцентных доходов банка, но и обеспечить безэмиссионный оборот наличных денежных средств в стране путем активизации предоставления услуг населению.

Также в ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляется ряд мероприятий  по обеспечению качественного обслуживания клиентов в целях недопущения  оттока клиентуры.

Увеличена информационная составляющая для реализации продуктов и услуг потенциальным клиентам, в том числе с помощью самых современных способов подачи информации. Для этого операционный зал филиала оборудован автоматизированной системой управления живыми очередями производства Q-MATIC, что позволяет обслуживать клиентов на современном мировом уровне, создает деловую атмосферу и делает процедуру посещения банка более комфортной.

Волна нововведений в  виде новых типов вкладов, методов  обслуживания, схем ценообразования захлестнула сегодня сферу банковской деятельности. Банки, которые не успевают за изменениями цен депозитов и программ маркетинга своих клиентов, теряют и клиентов и прибыль.

Чтобы победить в конкурентной борьбе ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагается поставить три цели:

- качество услуг сделать  выше, чем в других банках, постоянно  предлагать и внедрять новые  виды услуг;

- повысить культуру  обслуживания клиентов;

- наладить контакты  с руководством предприятий, организаций  и с их экономическими службами.

Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов.

Совершенствование видов  банковских услуг будет направлено на создание на базе отделений универсальных центров продаж банковских продуктов.

Динамичное развитие ОАО «АСБ Беларусбанк» будет и  в дальнейшем направлено на подъем национальной экономики, углубление международных  связей банка и укрепление атмосферы  доверия к нему.

В Республике Беларусь на нынешнем этапе экономического развития актуальным являются вопросы повышения эффективности производства, уровня доходов населения, поступательное снижение инфляции.

Перед банковской системой следующие проблемы: роста финансового  потенциала банковской системы (повышение капитализации банковских учреждений, расширение их ресурсной базы), повышение доверия населения к банковской системе.

Главными задачами банковской системы Беларуси на 2009 год, остаются задачи «поддержания приемлемого уровня ликвидности» и «наращивания ресурсной базы» [8]. Основой наращивания ресурсной базы является привлечение средств населения в депозиты. Недавно принятые в Беларуси решения о гарантиях банковских вкладов будут способствовать наращиванию ресурсной базы банков, чтобы эта ресурсная база превратилась в кредиты для экономики.

Стратегическая цель банка − поддержание финансовой устойчивости банка, сохранение лидирующих рыночных позиций банка и его  конкурентоспособности путем выбора оптимальной стратегии продаж, 
повышения уровня качества обслуживания клиентов, совершенствования банковских информационных технологий, обеспечения роста объемов продажи банковских услуг, повышения рентабельности деятельности банка. Политика ОАО «АСБ Беларусбанк» в области привлечения ресурсов направлена на наращивание ресурсной базы, создание условий для расширения состава активных операции, выполняемых банком, оптимизацию структуры активов и пассивов, улучшение качества банковских услуг, расширение инвестиций в экономику страны, сохранение лидирующего положения банка на рынке привлечения средств физических лиц.

 

3.2 Пути развития  депозитных операций в филиале  № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк»

 

Сегодня банки предлагают разнообразные виды депозитов. Учитываются  особенности разных категорий вкладчиков: банк определяет ассортимент предлагаемых видов депозитов, различные социальные группы. Потенциальному вкладчику предлагаются различные виды депозитов исходя из их приоритетности для него, доходности или возможности снятия в любой момент, накопления или удобства в проведении расчетов (банковские пластиковые карточки).

Банки стремятся максимально  учесть потребность различных категорий  вкладчиков:

- детские вклады, пенсионные, до востребования;

- творческий подход  к определению названия вклада («Мобильный», «XXI век»);

- учет психологического  фактора: предложение вкладов  с подчеркиванием в названии  влияющего стимула («Гарантированный  доход», «Престиж»);

- увязка отдельных  видов вкладов с социальными  и материальными потребностями  вкладчиков («Жилищно-накопительный», «К отпуску» );

- наряду с новыми  вкладами сохранение традиционных  названий с расчетом на консервативных  вкладчиков («Срочный», «Накопительный»);

- предложение особого  вида вклада в связи с годовщиной  деятельности банка или приуроченные  к какому-либо знаменательному событию («Юбиляр», «Юбилейный»).

В пределах одного вида вклада банками предлагаются различные  условия, как правило, это касается минимальной суммы и срока  вклада: чем выше минимальная сумма  вклада, тем выше проценты.

Важной тенденцией является развитие технологий гибких депозитных счетов, когда в одном счете сочетаются преимущества счетов до востребования и срочных счетов. По таким счетам устанавливается, как правило, сравнительно небольшая сумма первоначального взноса и предоставляется возможность неограниченных дополнительных взносов и снятий в любое время средств сверх основной суммы вклада.

В настоящее время  каждый клиент имеет право самостоятельно выбирать себе банк для расчетно-кассового  обслуживания, а банк вынужден вести  жесткую борьбу за вкладчика, потерять которого довольно легко. Поэтому возникла необходимость в научно-обоснованной теории организации отношений банков с потенциальными вкладчиками по поводу привлечения их денежных средств.

1. Во-первых, для расширения  круга вкладчиков банку нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных средств из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

Активизировать свою депозитную политику можно с помощью  расширения перечня вкладов и  использования стимулирующего эффекта  размера дохода по вкладу. Так, в  первом случае, можно предположить, что для клиентов будут выгодны  целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений или другим праздникам. Их сроки короче традиционных, а процент – выше. Для клиентов с разным уровнем дохода банк мог бы предложить принципиально новые финансовые услуги, например, соединение традиционного вклада с целым набором небанковских услуг – страховых, туристических или по приобретению товаров со скидкой.

Информация о работе Депозитные операции ОАО "Россельхозбанк"