Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа
Объектом курсового исследования является торговое предприятие ООО «Волна», предметом – анализ доходов этого предприятия. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и экономическую сущность прибыли торгового предприятия;
раскрыть принципы формирования и использования прибыли в торговле;
дать анализ доходов исследуемого предприятия и влияющих на них факторов;
определить пути увеличения доходов торгового предприятия в условиях формирования рынка потребительских товаров.
1. Ведение
2. Экономическое содержание доходов торгового предприятия………………….стр.5
• Понятие прибыли торгового предприятия…………………………………...стр.5
• Принципы формирования и использования прибыли………………………стр.10
3. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия…………………………………………………………….стр.18
4. Анализ доходов ООО «Волна»…………………………………………………....стр.21
• Анализ состава и динамики балансовой прибыли…………………………...стр.22
• Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг…………………………………………………………………………….стр.24
• Факторы, влияющие на прибыль……………………………………………...стр.29
5. Пути увеличения доходов ООО «Волна»………………………………………...стр.33
6. Заключение…………………………………………………………………………стр.39
7. Список литературы………………………………………………………………...стр.40
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
£
∑ (VPПфi* Цфi) - ∑ (VPПфi * Сплi).
Сумма прибыли в данном случае получится 21613 млн. руб.(99935-78322).
По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 3
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции.
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, млн руб. | |||
объем реализации |
структура товарной продукции |
цена |
Себе-стоимость | |||
План |
План |
План |
План |
План |
ВРпл - ПСпл |
17900 |
Усл1 |
Факт |
План |
План |
План |
Ппл * Крп |
17742 |
Усл2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
ВРусл - ПСусл |
18278 |
УслЗ |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
ВРф - ПСусл |
21613 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
ВРф - ПСф |
19296 |
Изменение структуры товарной продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж - на 158 млн. руб.
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 4) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
где Ппл - сумма прибыли на единицу продукции; VPФобщ.ф -фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении; Удi - удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме реализации, %.
Таблица 4
Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации
|
Объем реализации в условно-натуральн |
Структура товарной продукции,% |
Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб. |
Изменение прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб. | |||
Вид продукции
| |||||||
план |
факт |
план |
факт |
+,- |
| ||
А |
57000 |
48500 |
35,85 |
30,77 |
-5,08 |
100 |
-5,08 |
В |
56000 |
53000 |
35,22 |
33,63 |
-1,59 |
100 |
-1,59 |
С |
27000 |
30500 |
16,98 |
19,35 |
+2,37 |
130 |
+3,08 |
D |
19000 |
25600 |
11,95 |
16,25 |
+4,30 |
162,6 |
+6,99 |
Всего |
159000 |
157600 |
100,00 |
100,00 |
- |
112,58 |
+3,40 |
В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.
Если предприятие производит неоднородные
виды продукции, тогда структура
реализованной продукции
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 5 показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное, и в какой степени.
Таблица 5
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Вид продукции |
Количество реализованной продукции, туб |
Средняя цена реализации, тыс.руб. |
Себестоимость 1 туб продукции, тыс.руб. |
Сумма прибыли от реализации продукции, млн руб. |
Отклонение от плановой прибыли, млн руб. | |||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
общее |
в том числе за счет | |||
объема и струк-туры реализации |
цены |
себестои мости | ||||||||||
А |
57000 |
48500 |
500 |
520 |
400 |
450 |
5700 |
3395 |
-2305 |
-850 |
+970 |
-2425 |
В |
56000 |
53000 |
600 |
610 |
500 |
512 |
5600 |
5194 |
-406 |
-300 |
+530 |
-636 |
С |
27000 |
30500 |
700 |
735 |
570 |
556 |
3510 |
5459 |
+1949 |
+455 |
+1067 |
+427 |
D |
19000 |
25600 |
750 |
780 |
587,4 |
575 |
3090 |
5248 |
+2158 |
+1073 |
+768 |
+317 |
Итого |
159000 |
157600 |
- |
- |
- |
- |
17900 |
19296 |
+1396 |
+378 |
+3335 |
-2317 |
После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
2.4. Факторы, влияющие на прибыль
Выявление факторов, влияющих на прибыль,
предполагает изучение экономических
условий ее формирования. Под воздействием
внешних и внутренних условий
хозяйственной деятельности торгового
предприятия существенно
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.
Внутренние условия
Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих/ на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы.
На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объём и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения.
На практике валовая (балансовая) прибыль в основном создается за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям. На валовую прибыль может повлиять финансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесенных расходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от их реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.
Основными взаимовлияющими факторами являются: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы – показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначала определяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их Комплексное влияние.
Для выявления степени воздействия
того или иного взаимовлияющего
фактора на величину прибыли можно
применить метод комплексного анализа
экономической эффективности
ресурсы è затраты è результаты.
При использовании метода комплексного анализа исходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого.
Развитие торгового
Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,
где Тп – темп роста прибыли;
Тт – темп роста товарооборота;
Тц – темп роста издержек обращения;
Тф – темп роста фондовооруженности работников;
Тр – темп роста численности работников.
Коэффициенты роста того или
иного показателя исчисляются путем
их последовательного соотношения.
Интенсивное развитие торгового
предприятия может