Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:31, курсовая работа
Целью данной курсовой является определение статуса ЕСН в системе доходов консолидированного бюджета.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть основные характеристики ЕСН,
2)проследить динамику изменения ставки ЕСН,
3)определить роль Единого Социального Налога в доходах консолидированного бюджета РФ.
5) выявить основные проблемы взимания Единого социального налога.
6) рассмотреть пути совершенствование поступления и взимания Единого социального налога в систему доходов консолидированного бюджета.
социальные нужды в общем объеме доходов
консолидированного бюджета РФ увеличи-
лись в абсолютных показателях в 1,8 раза, а
в относительных осталась практически не-
изменной на уровне 13–15 %.
С 1 января 2005 г. в механизм исчис-
ления ЕСН были внесены существенные из-
менения. Важнейшим из них стало сниже-
ние максимальной ставки с 35,6 % до 26 % и
изменение регрессивной шкалы. Еще одним
аргументом в пользу снижения размера дан-
ного налога являлось широко распростра-
ненное мнение и экспертные оценки о мас-
совых формах "ухода" работодателей от вы-
плат по ЕСН с помощью утаивания части
заработной платы (ее выплаты "в конвер-
тах"). Поэтому считалось, что необходимо
кардинально снизить общий размер ЕСН
(финансовое бремя) с тем, чтобы заинтере-
совать работодателей в официальной реги-
страции реальной заработной платы.
Ниже, в таблице 2, приведены значе-
ния налога в расчете на 1 000 руб. дохода в
зависимости от полученного годового дохо-
да (налоговой базы).
Проведенные расчеты размера ЕСН,
приходившегося на 1 000 руб. налогообла-
гаемой базы в зависимости от дохода работ-
ников свидетельствует о том, что за период с
2001 по 2008 гг. когда действовала сначала
ставка 36,5 % , а затем 26 %, суммы налога
значительно отличались для дохода работ-
ника до 250 000 руб. в год и выше. В частно-
сти, для дохода 100 000 руб. налог при став-
ке 36,5 % составлял 356 руб., а при ставке
26 % – 260 руб., для дохода 150 000 руб. со-
ответственно 304 руб. и 260 руб., для дохода
200 000 руб. – 278 руб. и 260 руб. В даль-
нейшем начинало работать регрессивное68/2010
Вестник Ставропольского государственного университета
47
Таблица 2
Регрессивная шкала ставок единого социального налога (ЕСН) и ее влияние на величину плате-
жей в зависимости от дохода ( в расчете на 1000 рублей дохода)
ставка ЕСН ( страховыхвзносов), действующая :
с 01.01.2001 г. по 01.01.2005 г. с01.01.2005 г. по
01.01.2009 г.
с01.01.2009 г. по
01.01.2010 г.
с 01.01.2010 г.
До 100 000 руб. – 35,6% - - -
от 100 0001 до 300 000 руб. – 35 600
руб. +20% с суммы превышающей
100 000 руб.
до 280 000 руб. – 26% до 415 000 руб. – 0% до 415 000 руб. –
0%
от 300 001 до 600 000 руб. -75 600
руб. +10% с суммы превышающей
300 000 руб.
от 280 001 до 600 000
руб.
Свыше41500 руб. -
26%
Свыше415000
руб. -34%
Свыше600000 руб. – 105 600 руб.
+2% с суммы превышающей
600 000 руб.
свыше600 000 руб. -
104 800 +2% с суммы
превышающей
600 000 руб.
- -
Платежи ЕСН в расчетена 1000 руб. дохода пригодовом доходеравном (рублей)
100 000 – 356 руб. 260 руб. - -
150 000 – 304 руб. 260 руб. - -
200 000 – 278 руб. 260 руб. - -
250 000 – 262 руб. 260 руб. - -
300 000 – 252 руб. 249 руб. - -
350 000 – 230 руб. 228 руб. - -
400 000 – 214 руб. 212 руб. - -
450 000 – 201 руб. 200 руб. 260 руб. 340 руб.
500 000 – 191 руб. 195 руб. 260 руб. 340 руб.
550 000 – 183 руб. 186 руб. 260 руб. 340 руб.
600 000 – 176 руб. 174 руб. 260 руб. 340 руб.
650 000 – 164 руб. 163 руб. 260 руб. 340 руб.
700 000 – 153 руб. 152 руб. 260 руб. 340 руб.
налогообложение, которое практически не
зависело от размера налоговой ставки (26 %
или 36,5 %). В частности, при получении
работником дохода в размере 400 000 руб.
на каждые 1 000 руб. налоговой базы прихо-
дилось в первом случае 214 руб., а во втором
212 руб.; дохода в размере 450 000 руб. со-
ответственно 201 руб. и 200 руб.; дохода
500 000 руб. – 191 руб. и 195 руб., дохода
550 000 руб. – 183 и 186 руб. и т. д. Таким
образом очевидно, что при снижении ставки
ЕСН с 36,5 % до 26 % была снижена налого-
вая нагрузка на доходы работников, не пре-
вышающие 250 000 руб. в год., а это значит,
что налоговая реформа практически не кос-
нулась доходов, превышающих вышеука-
занный размер.
Регрессивная шкала платежей не спо-
собствовала решению проблем снижения
социальной напряженности, а наоборот, ее
усиливала, так как в конечном счете при
этом (6, с. 13):
– нарушался принцип справедливости
и равной напряженности взимания налогов,
при котором физические лица, имеющие
более высокие доходы, участвовали в фор-
мировании социальных фондов с меньшей
нагрузкой, чем физические лица, получаю-
щие более низкие доходы;Е. Ю. Жидкова
Оценка эволюционного развития социального налогообложения в России
48
– разрыв в получаемых доходах от-
дельными группами населения еще более
увеличивался.
ЕСН включался в себестоимость про-
дукции (работ, услуг) и следовательно с
увеличением дохода конкретного физиче-
ского лица данный платеж на себестоимость
продукции относился меньше. В то же время
это способствовало увеличению как общего
размера прибыли, так и той ее части, кото-
рая направлялась на выплату дивидендов по
акциям. Если учесть, что основная часть ак-
ций предприятий и организаций сосредото-
чена в руках незначительной части лиц, то
следовательно, дополнительные доходы,
получаемые в виде причитающихся диви-
дендов, получали лица, имеющие в итоге
более высокие доходы, увеличивая и без то-
го имеющийся значительный разрыв в дохо-
дах между группами населения.
Существующий тезис, оправдываю-
щий необходимость регрессивной шкалы
платежей, при которой якобы должен про-
исходить выход из «тени» денежных вы-
плат, оказался недостаточно корректен.
Практика показала, что такого выхода в мас-
совом порядке не наблюдалось, так как по-
рочные «преимущества» таких выплат со-
хранились, и в них заинтересованы были
даже сами работники – получатели «теневых
» выплат. Заинтересованность, прежде всего,
диктовалась нестабильностью экономиче-
ского развития и желанием пусть временно,
пусть «сегодня» решить свои жизненные
вопросы. Вывод дохода (заработка) из «те-
ни» требовал иных комплексных решений и
скорее связан с необходимостью принятия
самых жестких мер по ликвидации главного
источника ее проявления – «теневой эконо-
мики».
В целом, снижение размера ЕСН име-
ло как положительные, так и отрицательные
последствия.
Так, для работников и предприятий с
заработной платой, близкой или немного
превышающей средний уровень по стране,
данная мера, в основном, носила положи-
тельный характер. И, напротив, для работ-
ников и предприятий, с заработной платой,
ниже среднего уровня по стране (а это около
60 % трудозанятого населения) снижение
размера ЕСН привело к значительному по-
нижению размеров пенсий, пособий и меди-
цинских услуг, а в лучшем случае их замо-
розит. Понятно, что при росте заработной
платы и даже умеренной инфляции покупа-
тельная способность пенсий стала сущест-
венно снижаться.
Для государства снижение ЕСН по-
требовало изыскания достаточно сущест-
венных дополнительных ресурсов за счет
федерального и региональных бюджетов.
При этом бремя финансовой ответственно-
сти, связанной с дотацией выпадающих до-
ходов являлось достаточно весомым (около
10 % от доходной части федерального бюд-
жета) и отказаться от этой ноши, не повы-
шая страховых тарифов даже в среднесроч-
ной перспективе, не представлялось воз-
можным.
И самое главное, снижение размера
ЕСН привело не к укреплению связи зара-
ботной платы (страховых платежей) и стра-
ховых выплат, а, напротив, к дальнейшему
ослаблению этой связи. Это еще больше
снизило мотивационные установки работни-
ков и работодателей к зарабатыванию пен-
сионных прав.
Отрицательные последствия носило
снижение базовой ставки единого социаль-
ного налога так же и в отношении финансо-
вой устойчивости государственных вне-
бюджетных фондов. В результате снижения
ставки единого социального налога уже в
2009 г. в федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
недополучили значительные суммы
средств – больше 300 млрд. руб. При этом
выпадающие доходы федерального бюджета
в связи со снижением ставки ЕСН налога
составили в 2009 г., по предварительной
оценке, свыше 280 млрд. руб., а обеспечен-
ность выплат базовой части трудовой пен-
сии в бюджете Пенсионного фонда РФ за
счет средств единого социального налога –
около 61 %, что потребовало привлечения
средств федерального бюджета в сумме
169,28 млрд. руб. (вместо предусмотренных
на эти цели 74,67 млрд. руб.) (8, с. 8). 68/2010
Вестник Ставропольского государственного университета
49
Можно сказать, что регрессивное на-
логообложение по ЕСН отбросило Россию
назад, в социалистическое прошлое, но без
финансовых возможностей того периода,
когда при низких размерах заработной пла-
ты государство датировало около 2/3 расхо-
дов на пенсионную систему, что позволяло
заявлять (статья 237 КЗоТ РСФСР) о том,
что государство финансирует социальное
страхование.
Особую проблему вызывает анализ
динамики изменения задолженности по уп-
лате страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, которые
с 1 января 2001 г. были заменены единым
социальным налогом. Образовавшаяся на
дату их отмены задолженность по уплате
этих взносов составляла 194 млрд. руб., а с
учетом задолженности по уплате пеней и
налоговых санкций – 605 млрд. руб. К 1 ян-
варя 2005 г. указанные виды задолженности
составили, соответственно, 121 млрд. руб. и
483 млрд. руб., или 41 % от суммарного объ-
ема доходов государственных внебюджет-
ных фондов за 2004 г.
Проведенные исследования позволили
сделать следующие выводы:
– ЕСН, введенный гл. 24 НК РФ с
01.01.2001г. не имел длительных перспектив
применения, так как определение его в каче-
стве налогового платежа, уплачиваемого в
определенной части в федеральный бюджет,
Информация о работе Единый социальный налог в системе доходов консолидированного бюджета