Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:31, курсовая работа
Целью данной курсовой является определение статуса ЕСН в системе доходов консолидированного бюджета.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть основные характеристики ЕСН,
2)проследить динамику изменения ставки ЕСН,
3)определить роль Единого Социального Налога в доходах консолидированного бюджета РФ.
5) выявить основные проблемы взимания Единого социального налога.
6) рассмотреть пути совершенствование поступления и взимания Единого социального налога в систему доходов консолидированного бюджета.
Указанная проблема возникла по той причине, что глава 24 "Единый социальный налог" устанавливает обязанности налогоплательщиков данного налога и обязанности налоговых органов по контролю за его распределением.
2. Несмотря на то, что в фондах
была достигнута высокая
3. Возникновение задолженности по ранее начисленным платежам в
государственные внебюджетные фонды за
короткий промежуток времени, которую
решить силами только налоговых органов
невозможно.
С момента вступления в силу положения
о едином социальном налоге прошло меньше
года и о дальнейшей эффективности его
применения можно будет высказываться
в ближайшем будущем.
До настоящего времени вопрос об отличии единого социального налога от страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, как до его введения, так и в настоящее время, а также правовой природе страховых взносов и их отличии от налогов остается дискуссионным. Так, из четырех признаков налога, содержащихся в статье 8 Налогового кодекса (обязательность уплаты, индивидуальная безвозмездность для плательщика, взимание в форме отчуждения части собственности плательщика, направление налогов на финансовое обеспечение деятельности государства), страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отвечают трем признакам, за исключением признака индивидуальной безвозмездности для плательщика, если в качестве индивидуальной возмездности рассматривать право страхователя требовать от ФСС возмещения расходов на выплаты пострадавшим в объемах, превышающих суммы начисленных страховых взносов и пеней (пункт 10 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства России от 2 марта 2002 года № 184).
Однако при такой постановке вопроса единый социальный налог (в части, зачисляемой в ФСС) не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности (и, соответственно, налогом с точки зрения налогового законодательства не является), поскольку его плательщики также вправе требовать от ФСС возмещения средств, выплаченных ими в качестве пособий по временной нетрудоспособности и др., в объемах, превышающих начисленные суммы единого социального налога [5, c. 63].
Законодательно установленный целевой характер использования средств, получаемых от уплаты единого социального налога (на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь), наряду с зачислением части средств этого налога в федеральный бюджет, приводит при составлении федерального бюджета к невозможности реализации в полном объеме установленного статьей 35 Бюджетного кодекса принципа общего (совокупного) покрытия расходов федерального бюджета.
Согласно части второй указанной статьи, доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Однако в федеральные законы о федеральном бюджете на 2004 и 2005 годы были включены нормы, устанавливающие, что в доходы федерального бюджета на 2004 и 2005 годы зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии (статья 1 Федерального закона от 30 декабря 2003 года № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", статья 1 Федерального закона от 24 декабря 2004 года № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год").
Соответствующие нормы
включаются в федеральные законы
о федеральном бюджете в соотве
Таким образом, в федеральном
бюджете без образования
ГЛАВА 2. Механизм взимания единого социального налога на примере консолидированного бюджета Российской Федерации
Поступления единого
социального налога за 2003 год составили
566,9 млрд. рублей, в том числе в
разрезе государственных
Указанные поступления обеспечили исполнение показателей бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов на 2003 год, утвержденных соответствующими федеральными законами, в части доходов от единого социального налога в следующих размерах: ПФР - 110,1 %, ФСС - 129,9 %, ФФОМС - 135,7 процента.
Коэффициент собираемости единого социального налога за 2003 год, исчисленный как отношение поступивших средств единого социального налога к сумме его поступления и сложившейся на 1 января 2004 года недоимки, составил в целом 92,9 процента. В разрезе государственных внебюджетных фондов указанный показатель равен: ПФР - 92,5 %, ФСС - 97,3 %, ФФОМС - 91,0 %, ТФОМС - 90,8 процента.
За 2004 год поступления единого социального налога составили 503,3 млрд. рублей, в том числе: единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 339,5 млрд. рублей, в ФСС - 81,7 млрд. рублей, в ФФОМС - 4,9 млрд. рублей, в ТФОМС - 77,2 млрд. рублей. Кроме того, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР, поступили в сумме 299,1 млрд. рублей.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов в части поступлений единого социального налога за 2004 год также исполнены со значительным превышением утвержденных показателей: ПФР - 117,9 %, ФСС - 109,7 %, ФФОМС - 129,4 %, в том числе по г. Санкт-Петербургу: ПФР - 113,2 %, ФСС - 104,0 %, ТФОМС - 100,3 %; по Саратовской области: ПФР - 121,7 %, ФСС - 110,1 %, ТФОМС - 108,8 процента (приложение 1).
Коэффициент собираемости,
исчисленный как отношение
Следует отметить, что данный коэффициент собираемости определен с учетом поступлений сумм в счет погашения задолженности по единому социальному налогу за предыдущий период, ввиду отсутствия статистической базы для расчета собираемости налога по поступлениям текущего года.
За 2005 г. поступления единого социального налога составили 454,3 млрд. рублей, в том числе: единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 290,7 млрд. рублей, в ФСС - 88,4 млрд. рублей, в ФФОМС - 4,5 млрд. рублей, в ТФОМС - 70,7 млрд. рублей. Кроме того, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР, поступили в сумме 310,8 млрд. рублей [15, c. 63].
Одной из основных причин недопоступления в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов единого социального налога является выпадение значительных сумм налога в связи с переходом налогоплательщиков на специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения и единого налога на вмененный доход, предусматривающих освобождение от уплаты единого социального налога налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства, применяющих указанные системы налогообложения.
По проведенным расчетам,
выпадающие суммы единого социального
налога в связи с применением
налогоплательщиками
Общий объем выпадающих сумм единого социального налога в целом за 2005 год составит, по предварительной оценке, свыше 30 млрд. рублей (5,3 % от общей суммы бюджетных назначений по ЕСН на 2005 год), из них по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - свыше 20 млрд. рублей (5,5 процента).
Коэффициент собираемости, исчисленный как отношение поступивших сумм единого социального налога (с учетом погашения задолженности по нему за предыдущий период) к начисленным составил в целом за I полугодие 2005 года 101,7 %, в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 101,2 %, ФСС - 102,6 %, ФФОМС - 106,9 %, ТФОМС - 102,1 процента.
Сопоставление темпов роста фонда заработной платы, являющегося основным объектом налогообложения по единому социальному налогу, и роста объемов поступлений ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (для сопоставимости показателей) с уровнем прошлого года свидетельствует о том, что в 2004 году темп роста объема поступлений ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (141,5 %) опережал темп роста фонда заработной платы (134,5 %); темп роста номинально начисленной среднемесячной заработной платы одного наемного работника (136,2 %) также был ниже темпов роста ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако темп роста ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по утвержденным на 2005 год объемам к их фактическим поступлениям за 2004 год (118,8 %) ниже темпов роста фонда заработной платы, принятой при расчете ЕСН на 2005 год, к его фактическому объему за 2004 год (119,3 %) и ниже темпов роста номинально начисленной среднемесячной заработной платы одного наемного работника за аналогичный период (123,0 процента).
Данные налоговой отчетности свидетельствуют о выпадении значительных сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в результате применения налогоплательщиками регрессивной шкалы налогообложения, налоговых льгот и иных предусмотренных Налоговым кодексом освобождений от уплаты налога и взносов.
В 2003 году потери государственных внебюджетных фондов от применения льгот по налогу и регрессивной шкалы налогообложения составляли 57,1 млрд. рублей, или 9,2 % от суммы начисленных авансовых платежей.
В 2004 году суммарные потери от применения регрессивной шкалы налогообложения, налоговых льгот и иных предусмотренных Налоговым кодексом освобождений от налогообложения по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составили 143,5 млрд. рублей, или 18,1 %, из них по ЕСН - 92,4 млрд. рублей (19,4 % от суммы начисленных авансовых платежей по налогу), страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 51,1 млрд. рублей (16,1 % от суммы начисленных авансовых платежей по взносам). За 2005 г. указанные потери составили 65,6 млрд. рублей (15,1 %), из них по ЕСН - 43,0 млрд. рублей (16,7 %), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 22,5 млрд. рублей (12,7 процента).
В 2004 году потери доходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов от применения регрессивных ставок налогообложения составили с учетом потерь по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 70,2 млрд. рублей (8,8 % от начисленных авансовых платежей), без учета потерь по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 42,1 млрд. рублей (8,8 %), в том числе: по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, - 27,5 млрд. рублей; ФСС - 6,9 млрд. рублей; ФФОМС - 0,4 млрд. рублей; ТФОМС - 7,3 млрд. рублей.
В 2005 г. указанные потери составили с учетом потерь по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 24,3 млрд. рублей (5,6 % от начисленных авансовых платежей), без учета потерь по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 14,7 млрд. рублей (5,7 %), в том числе: по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, - 9,2 млрд. рублей; ФСС - 3,1 млрд. рублей; ФФОМС - 0,1 млрд. рублей; ТФОМС - 2,3 млрд. рублей[10, c. 71].
Оценка единого социального налога в структуре консолидированного бюджета позволяет выделить его главенствующую роль в процессе пополнения бюджетных средств.
Объем поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации прогнозируется в сумме 4083,0 млрд. рублей (31,16% к ВВП) в том числе доходы федерального бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, - в сумме 2548,2 млрд. рублей (19,44% к ВВП), без учета средств единого социального налога 2175,6 млрд. рублей (16,6% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые Доходы составляют 2004,8 млрд. рублей (15,30% к ВВП).
Объем дополнительных доходов федерального бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, по сравнению с параметрами утвержденными на 2003 год составит 130,4 млрд. рублей, без учета средств единого социального налога 123,5 млрд. рублей.
Информация о работе Единый социальный налог в системе доходов консолидированного бюджета