Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:31, курсовая работа
Целью данной курсовой является определение статуса ЕСН в системе доходов консолидированного бюджета.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть основные характеристики ЕСН,
2)проследить динамику изменения ставки ЕСН,
3)определить роль Единого Социального Налога в доходах консолидированного бюджета РФ.
5) выявить основные проблемы взимания Единого социального налога.
6) рассмотреть пути совершенствование поступления и взимания Единого социального налога в систему доходов консолидированного бюджета.
Прогноз доходов консолидированного бюджета на среднесрочную перспективу, как было указано выше, рассчитан исходя из уточненных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005 годы, а также основных направлений реформирования налоговой системы в среднесрочный период и принятых решений в области налогового законодательства.
Объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, в условиях изменения налогового законодательства на 2004 год прогнозируется в сумме 4403,8 млрд. рублей, или в размере 29,05% к ВВП, в том числе без учета средств единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 3975,3 млрд. рублей (26,22% к ВВП).
Общая сумма доходов федерального бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, в условиях изменения налогового законодательства планируется в сумме 2686,2 млрд. рублей (17,72%о к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога 2257,7 млрд. рублей (14,89%о к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 2084 млрд. рублей (13,75% к ВВП) [11, c. 45].
Относительное (в %% к ВВП) снижение уровня планируемых доходов федерального бюджета на 2004 год в условиях изменения налогового законодательства против показателей прогноза доходов федерального бюджета в условиях налогового законодательства 2003 года предусматривается за счет следующих факторов:
- снижения основной ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%о, при сохранении пониженной ставки в размере 10% по социально значимым товарам и услугам;
- снижения ставок вывозных таможенных пошлин на все товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа) в среднем на 20%;
- уменьшения налога на прибыль в результате увеличения ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, индексацией земельного налога и арендной платы за землю. Увеличение доходной базы федерального бюджета в 2004 году (в условиях изменения налогового законодательства) планируется за счет:
- увеличения базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти и специфической ставки НДПИ по природному газу;
- увеличения вывозной таможенной пошлины на природный газ;
- индексации всех специфических ставок акцизов по подакцизным товарам с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также индексации специфической составляющей ставки акциза на табачные изделия (на 20%) сверх индексации на уровень прогнозируемой инфляции;
- вступления в силу главы Налогового кодекса, регулирующей уплату государственной пошлины.
В результате реализации предложений по изменению налогового законодательства в 2004 году планируется сокращение налогового бремени в сумме 135,1 млрд. рублей, или в размере 0,89% к ВВП (приложение 2).
В целях дальнейшего ослабления налогового бремени, с 2004 года было осуществлено снижение основной ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%, при сохранении пониженной ставки в размере 10% по социально значимым товарам и услугам. В макроэкономических условиях 2004 года данная мера приведет к снижению доходов федерального бюджета на 98,8 млрд. рублей, или в размере 0,67 % к ВВП.
Потери доходов федерального бюджета, в результате снижения ставки налога на добавленную стоимость, при сохранении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, с 2004 года будут частично компенсированы увеличением базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти с 340 до 357 рублей за 1 тонну [13, c. 29].
Исходя из доли сырьевых отраслей в уплате налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории Российской Федерации, изменение данной ставки оценивается в 13,1 млрд. рублей, которые будут направлены на увеличение доли федерального бюджета при сохранении абсолютной суммы доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от налога на добычу полезных ископаемых на нефть при существующем их распределении.
Учитывается снижение ставок вывозных таможенных пошлин на все товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа) в среднем на 20%о, что приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2004 году на 5,4 млрд. рублей.
В целях сохранения относительного уровня налоговых поступлений от акцизов в бюджетную систему, в 2004 г. предусмотрена индексация всех специфических ставок акцизов по подакцизным товарам с учетом прогнозируемого уровня инфляции. В связи с индексацией специфической составляющей ставки акциза на табачные изделия на 20% (т.е. сверх индексации на уровень прогнозируемой инфляции), увеличение доходов федерального бюджета в 2004 г. составит 1,33 млрд. рублей.
Общая сумма доходов федерального бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, оценивается в сумме 3001,1 млрд. рублей (17,25 % к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога 2511,8 млрд. рублей (14,43% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 2328,9 млрд. рублей (13,4% к ВВП) [14, c. 13].
Оценка структуры бюджетного устройства позволяет заключить, что общая сумма, доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 2005 год, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, в условиях налогового законодательства 2004 года прогнозируется в сумме 4855,5 млрд. рублей, или 27,9% к ВВП, в том числе без учета средств единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 4366,6 млрд. рублей (25,08% к ВВП).
В механизме совершенствования поступления и взимания Единого социального налога в систему доходов консолидированного бюджета, то здесь полезно было рассмотреть данный вопрос на примере зарубежного опыта, с целью возможного применения его к нашей стране для развития системы по совершенствованию поступлений Единого социального налога в систему доходов консолидированного бюджета России.
Не смотря на многие недостатки, следует отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные в гл. 24 НК РФ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.
Так, значительно снижена
налоговая нагрузка в отношении
благотворительных и подобного
рода организаций (в частности, исключены
из объекта налогообложения
Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.
Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению (например, с использованием страховых и банковских схем), при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход.
Организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. Теперь же предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации пользуются регрессивными ставками налогообложения и, тем самым, снижают уровень своих издержек.
Анализ действующего законодательства, связанного с единым социальным налогом, а также ведомственных актов (МНС России и др.) показывает наличие ряда пробелов, противоречий и излишней детализации, устранение которых позволило бы улучшить механизм администрирования ЕСН, сделать налоговое законодательство более понятным для налогоплательщиков.
- Часть вторая пункта 1 статьи 237 гласит, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.
Представляется, что наличие
этих положений в налоговом
- Согласно пункту 3 статьи 238 Налогового кодекса, в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам. Упоминание лицензионных договоров в данном случае представляется излишним, поскольку выплаты по данному виду договоров в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса не входят в объект налогообложения по единому социальному налогу.
- Следует отметить, что глава 24 "Единый социальный налог" построена таким образом, что статья 236 "Объект налогообложения" не содержит исчерпывающее определение объекта налогообложения по ЕСН.
Представляется, что исчерпывающее определение объекта налогообложения по ЕСН должно быть сформулировано в статье 236 "Объект налогообложения", специально для этого предназначенной. Статья 238 НК РФ "Суммы, не подлежащие налогообложению" должна, в свою очередь, содержать только положения, исключающие из налоговой базы суммы тех или иных выплат, являющихся объектом налогообложения в силу статьи 236 (т. е. применительно к действующей ее редакции - в силу наличия в трудовом (гражданско-правовом) договоре (и только в нем) положений, предусматривающих их выплату).
- Статья 240 Налогового кодекса устанавливает налоговый и отчетный периоды по единому социальному налогу. Согласно указанной статье, налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев.
Поскольку календарный год не признается отчетным периодом и по его итогам расчеты по авансовым платежам не представляются, авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь налогоплательщики могут не уплачивать.
- Статьей 239 Налогового кодекса установлены налоговые льготы по уплате единого социального налога, в том числе освобождаются от уплаты налога организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и III группы (подпункт 1 пункта 1), а также для некоторых других категорий работодателей, использующих труд инвалидов.
Проверки, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, показали, что среди представляемых работодателями в целях обоснования льгот по уплате единого социального налога в налоговые органы копий справок об установлении групп инвалидности их работникам имеются справки, в графе "Заключение об условиях и характере труда" которых значится запись "Нетрудоспособен".
С целью предотвращения неправомерного пользования льготами по единому социальному налогу целесообразно рекомендовать территориальным налоговым органам при представлении работодателями в целях обоснования льгот по уплате ЕСН справок об установлении групп инвалидности их работникам, в графе "Заключение об условиях и характере труда" которых значится запись "Нетрудоспособен", сообщать о таких фактах в органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства (прокуратура, федеральная инспекция труда), а также в органы медико-социальной экспертизы с целью проверки правомерности наличия трудовых отношений между работодателем и инвалидом, признанным нетрудоспособным, а также проверки обоснованности признания такого инвалида нетрудоспособным.
Следует различать оценку эффективности единого социального налога как обязательного платежа, администрируемого налоговыми органами, и оценку эффективности единого социального налога как источника формирования доходной части федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, т. е. средств, имеющих, по существу, целевой характер использования - финансовое обеспечение реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь (статья 234 Налогового кодекса).
Если оценивать эффективность
единого социального налога именно
как налога, то следует использовать
критерии полноты собираемости, роста
задолженности по уплате, выполнения
бюджетных заданий и другие критерии,
характеризующие
Однако, если рассматривать его эффективность с позиции достаточности получаемых средств для реализации целей, определенных статьей 234 Налогового кодекса, а также законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении, то следует применять совершенно иные критерии, выработка которых наталкивается на ряд препятствий, связанных с недостаточной проработанностью и наличием пробелов в законодательстве о социальном обеспечении.
Информация о работе Единый социальный налог в системе доходов консолидированного бюджета