Федеральный бюджет и его место в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов федерального бюджета в финансовой системе, проведение анализа федерального бюджета на 2008-2009 год, разработка путей совершенствования федерального бюджета.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие бюджета как экономической категории;
Рассмотреть роль федерального бюджет в финансовой системе страны;
Раскрыть сущность дефицита федерального бюджета;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2008-2009 гг.;
Изучить проблемы сбалансированности федерального бюджета;
Раскрыть пути совершенствования управления расходами федерального бюджета;
Рассмотреть совершенствование правового регулирования исполнения федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

дорабюКурс.раб федеральный бюджет.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

    Бюджет является основным инструментом государственного регулирования воспроизводственных процессов, централизованным  денежным фондом государства, создаваемым с целью удовлетворения его потребностей.

В условиях становления  рыночных отношений в РФ возникла необходимость в переосмыслении традиционных подходов к определению  функций, задач и принципов построения бюджетной системы и бюджетной политики государства. Главным образом, это связано с изменениями в  политическом устройстве страны, процессом  регионализации и формированием межбюджетных  отношений. Актуальность данной темой заключается в том, что от принятой бюджетной политики государства зависит регулирование экономической деятельности, что делает необходимым понимание самой сущности  бюджета, порядка его принятия и исполнения, проблемы сбалансированности бюджета.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических  аспектов федерального бюджета в финансовой системе, проведение анализа федерального бюджета на 2008-2009 год, разработка путей совершенствования федерального бюджета.

Поставленная цель обуславливает  необходимость решения следующих  задач:

    • Раскрыть понятие бюджета как экономической категории;
  • Рассмотреть роль федерального бюджет в финансовой системе страны;
    • Раскрыть сущность дефицита федерального бюджета;
  • Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2008-2009 гг.;
  • Изучить проблемы сбалансированности федерального бюджета;
  • Раскрыть пути совершенствования управления расходами федерального бюджета;
  • Рассмотреть совершенствование правового регулирования исполнения федерального бюджета.

Объектом исследования  является экономические процессы в  Российской Федерации.

Предметом исследования является федеральный бюджет.

Теоретическую и информационную основу проведенного исследования составляют научные работы ведущих российских ученых в области финансового права, материалы научно-практических конференций, публикации в печати.

Нормативной и  правовой основой курсовой работы явились  законодательные и нормативные  акты Российской Федерации.

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  Федерального бюджета в финансовой системе

1.1. Бюджет как  экономическая категория

Важнейшим звеном экономической системы любого государства является бюджет. С древнейших времен бюджет формируется для решения задач и функций государства с целью удовлетворения потребностей его граждан, их социальной защиты, обеспечения национальных интересов страны в мировом экономическом пространстве. Между тем вопрос об определении сущности бюджета до сих пор остается весьма дискуссионным. В теории и в нормативных правовых актах существуют различные подходы и точки зрения на понимание бюджета.

Термин “бюджет” происходит от старинного нормандского слова bougette ( возможно от латинского bulga), означающего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане обозначали кожаный мешок (затем портфель), содержащий документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. В настоящее время слово “бюджет” употребляют для обозначения любого денежного хозяйства. Поэтому говорят о бюджете государства, бюджете субъекта федерации, бюджете муниципального образования, бюджете организации и даже отдельного лица или семьи.

Бюджет как финансово-правовая категория имеет несколько значений и употребляется в разных смыслах. Так, выделяют значение бюджета: а) в материальном смысле; б) как экономическая категория; в) в финансово-организационном смысле; г) как правовая категория.

Рассматривая  бюджет субъекта Российской Федерации  в указанных значениях можно  отметить следующее.

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации  – это денежный фонд находящийся  в собственности данного субъекта. С теоретической точки зрения бюджет как материализация бюджетных отношений - это не просто "соответствие доходов и расходов", это не просто "баланс денежных доходов и расходов". Бюджет как многофакторный процесс представляет собой общеэкономический феномен. Это означает, что бюджет нельзя определять исходя только из его стоимостной составляющей. Он как и все экономические явления носит двойственный характер.

Бюджет как  денежный фонд предназначен для финансирования задач и функций субъекта Российской Федерации как составной части Российской Федерации. Бюджет является основным и крупнейшим в суммарном выражении денежным фондом субъекта Российской Федерации. В отличие от других, внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, которые носят специализированный характер (то есть, предназначены для финансирования определенного направления деятельности или специальных задач) бюджет носит характер универсального денежного фонда. Кроме того на уровне субъекта Российской Федерации бюджет является крупнейшим денежным фондом [9, c. 41].

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации– это  имущество (в денежной форме), принадлежащее  субъекту Российской Федерации на праве  государственной собственности  и входящее в состав его казны.

Как экономическая категория  бюджет субъекта Российской Федерации – это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отношений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Как сторона этого отношения субъект Российской Федерации выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налоговые отношения, которые выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Вторые – расходные – экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и выражают движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения субъект Российской Федерации выступает в качестве поставщика денежных средств.

В финансово-организационном смысле бюджет субъекта Российской Федерации – это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта Российской Федерации) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. В системе финансовых планов бюджет выступает основным финансовым планом, так как он посвящен крупнейшему в системе финансов субъекта Российской Федерации денежному фонду. В этом смысле бюджет – это утверждаемая в особом порядке роспись денежных доходов и расходов определенного денежного фонда [10, c. 112].

Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации –  это финансово-правовой акт субъекта Российской Федерации, посредством  которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет субъекта Российской Федерации как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджет имеет и свое содержание и свою форму. При этом его содержание является экономическим (что соответствует пониманию бюджета в его экономическом смысле), а форма – правовой (что соответствует пониманию бюджета в его правовом смысле).

Натурально-вещественная составляющая бюджета - общественные блага и государственные услуги выступают носителями определенной системы экономических, бюджетных отношений.

С точки зрения социально-экономической  сущности бюджета важным становится не только его натурально-вещественная составляющая, а та система экономических, бюджетных отношений, в рамках которых эти отношения и бюджет как материализованная их форма функционируют. Именно это и определяет социально-экономическую сущность бюджета.

Потребительная стоимость  бюджета - весьма специфическая категория, охватывающая широкий спектр общественных благ, государственных услуг и товаров, от количества и качества которых зависит повышение качества жизни населения, темпы воспроизводственного процесса и направления экономического роста.

Стоимостная составляющая бюджетных отношений, то есть отношения по поводу общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) и растущей экономии времени по поводу обязательств государства по отношению к обществу, также материализуются в бюджете. Производство потребительной стоимости бюджета (объема общественных благ и государственных услуг) и стоимости представляют собой единый процесс.

Объективный характер двуединой  сущности бюджета и пагубность игнорирования  их двойственности зримо проявились при замене социальных льгот, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации, адекватными денежными компенсациями, или так называемой "монетизации льгот".

Большая часть льгот в натурально-вещественной форме в Российской Федерации была введена в период "активного реформирования" экономики страны в связи с системным кризисом, охватившим все сферы экономики. Сверхвысокая инфляция (500 - 700% и более), суррогаты денег, значительные (по три - шесть - девять месяцев) невыплаты заработной платы и пенсий, оплата труда натуральной продукцией, выпускаемой тем или иным предприятием, бартерные сделки привели к резкому снижению уровня жизни населения. Это объективно "заставило" вводить льготы малоимущим слоям населения [9, c. 98].

Значительно усложнилась  социально-экономическая ситуация по "монетизации льгот" в связи  с передачей с 1 января 2005 года предоставление денежной компенсации по некоторым  категориям граждан на уровень субъектов  Федерации. Это касается прежде всего  оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе гражданам, работающим и проживающим в сельской местности; мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла, государственных пособий гражданам, имеющих детей, и др. В связи с недостатком финансовых ресурсов в регионах для решения этих задач возросла кредиторская задолженность консолидированных бюджетов перед гражданами.

Таким образом, замена натуральных  льгот на деньги еще раз подтвердила двойственность бюджета, показала, насколько важно в процессе бюджетирования учитывать не только денежную, но и натурально-вещественную форму. К удивлению "реформаторов" реализация федерального закона о замене льгот денежными компенсациями отчетливо свидетельствует, что гражданам важны не "монеты" сами по себе, а конкретные товары и услуги в полном объеме и качестве. Только в тех случаях, когда человек находится в условиях, когда он не может получить соответствующие льготы, он вынужденно берет денежную компенсацию.

Из двойственной структуры  бюджета можно сделать определенные выводы, имеющие важное значение для  практики.

Объектами бюджета является то, по поводу чего субъекты отношений  в бюджетной сфере вступают в  экономические, бюджетные отношения. Субъекты бюджета - это его участники (стороны). В Российской Федерации субъектами бюджета выступают государственные органы и органы местного самоуправления, другие экономические институты и образования, которые используют в своей экономической деятельности бюджетные средства, распоряжаются на тех или иных основаниях государственным (муниципальным) имуществом и наделены полномочиями проводить мероприятия по соблюдению бюджетного законодательства.

Анализ бюджета  как экономического явления и  экономической категории свидетельствует о необходимости внесения соответствующих поправок в основной нормативный документ - Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, отразив в них реальные процессы в экономической и бюджетной сферах [1, c. 12].

 

1.2. Роль федерального бюджета в финансовой системе страны

   Важной чертой бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

Государственный бюджет любой страны играет огромную роль, являясь ведущим звеном финансовой системы. Бюджет объединяет главные расходы государства, через него осуществляется постоянная мобилизация денежных средств и их расходование.

Бюджет федеральный, являясь центральным звеном бюджетной  системы, объективно занимает особое место  не только в бюджетной системе, но и в системе государственных финансов. Посредством федерального бюджета происходит перераспределение ВВП между субъектами экономики, субъектами Федерации и социальными группами; именно перед федеральным бюджетом стрит задача обеспечения государственного суверенитета, обороноспособности и безопасности страны (защиты государства при возникновении          внутренних и внешних угроз его существованию).

Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе