Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов федерального бюджета в финансовой системе, проведение анализа федерального бюджета на 2008-2009 год, разработка путей совершенствования федерального бюджета.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие бюджета как экономической категории;
Рассмотреть роль федерального бюджет в финансовой системе страны;
Раскрыть сущность дефицита федерального бюджета;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2008-2009 гг.;
Изучить проблемы сбалансированности федерального бюджета;
Раскрыть пути совершенствования управления расходами федерального бюджета;
Рассмотреть совершенствование правового регулирования исполнения федерального бюджета.
Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджета, зафиксировано примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита, прежде всего, зависит от уровня доходов.
2. Федеральный бюджет РФ на 2008-2009 год
2.1. Анализ доходов и расходов федерального бюджета
Формирование доходов федерального бюджета на 2008-2009 год осуществлялось на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Бюджетного послания Президента Российской Федерации и учитывало создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, исходя из того, что Резервный фонд (нормативная величина – 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП) будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а Фонд национального благосостояния (согласно Бюджетного кодекса РФ – Фонд будущих поколений) будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.
С учетом указанных особенностей, доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозировались в объеме 6 644,4 млрд. рублей или 18,98 % к ВВП (на 422,2 млрд. рублей больше, чем ожидалось в 2007 году), в 2009 году – 7 451,2млрд. рублей (18,81 % к ВВП) при нулевой величине профицита. Основные макроэкономические показатели бюджета приведены в приложении №1.
При этом прогнозируемый объем Резервного фонда составил в 2008 году – 3 381,9 млрд. рублей, в 2009 году – 3 709,2 млрд. рублей.
Фонд национального
Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год был определен на уровне 6 570,3 млрд. рублей (18,8 % ВВП), на 2009 год – 7 465,4 млрд. рублей (18,8 % ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов (к предыдущему году) составили: в 2008 году - 117,0 %, в 2009 году - 113,4 %, в реальном выражении 109,3 % и 106,4 % , соответственно. Таким образом, соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики. Распределение расходов по разделам бюджетной классификации дано в приложении №2.
В 2008 году была запланирована индексация базовой части трудовой пенсии на 7 % с 1 апреля и с 1 августа ее повышение на 14,6 %, в 2009 году с 1 апреля - индексация на 6,8 % и с 1 октября повышение на 18,2%.
С 1 октября 2009 года социальная пенсия была запланирована в размере 3 691 рубля в месяц, что превысило величину прожиточного минимума пенсионера более чем на 100 рублей, или на 3,5 % (в 2004 году ее размер составлял 1 296 рублей или 72 % от прожиточного минимума пенсионера, в настоящее время – 1 960 рублей).
Социальное обслуживание и социальное обеспечение населения.
Предусмотрены средства:
- на ремонт более 3 тыс.
индивидуальных жилых домов,
- обеспечение ежегодно
более 6 тыс. инвалидов транспортными
средствами с увеличением
- предоставление более 46 тыс. семей погибших (умерших) военнослужащих компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг в сумме 1,1 млрд. рублей на каждый год;
- увеличение к 2009 году в 1,4 раза, в том числе в 1,2 раза в 2008 году, объемов средств на осуществление выплат более 1,6 млн. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий.
В 2008 году на реализацию расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов в федеральном бюджете предусматриваются 90,0 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 10,1%. В 2009 году указанные средства возрастут на 32,8 % по сравнению с 2007 годом, и составят 108,5 млрд. руб. [20].
Улучшится обеспечение
инвалидов техническими средствами
реабилитации, в том числе протезно-
Продолжится реализация
приоритетного национального
Начиная с 2008 года были реализованы такие новые направления проекта, как совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями. На указанные цели планировалось направить в 2008 году - 3,88 млрд. руб., в 2009 году - 3,98 млрд. руб.
С 2008 года началась реализация крупномасштабной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С 2008 года на ремонт жилищного фонда планировалось направить 150 млрд. рублей и на переселение граждан из аварийного жилья - 100 млрд. рублей при одновременном создании стимулов и предпосылок для реформирования ЖКХ.
Расходы федерального бюджета в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» увеличились по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза в 2008 году и в 1,4 раза - к 2009 году.
Предусматриваются дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 18,4 млрд.руб. (по 6,1 млрд.руб. ежегодно) на предоставление субсидий 17 тыс.семей, состоящих на учете на получение жилищных субсидий для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих в своем составе граждан таких категорий, как инвалиды 1 и 2 групп и инвалиды с детства. В результате за 2008-2009 годы совокупный объем расходов федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий увеличится с 6,1 млрд.рублей до 24,5 млрд.рублей, что позволит к концу 2010 года обеспечить жильем всех граждан, отнесенных к указанной категории и состоящих на учете в субъектах Российской Федерации (22 тыс.семей).
Для финансирования
накопительно-ипотечной
В соответствии с решением Правительственной комиссии по инвестиционным проектам одобрены к оказанию государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда 10 инвестиционных проектов в объеме 92,3 млрд. рублей, в том числе в 2008 году - 55,3 млрд. рублей, в 2009 году - 37,0 млрд. рублей [20].
В 2008-2009 годах была продолжена реализация начатых в 2007 году инвестиционных проектов. Среди них такие объекты, как скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург, строительство нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва- Минск, создание транспортной инфраструктуры в Читинской области, развитие промышленных районов Нижнего Приангарья и г.Нижнекамска и другие.
Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры. Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство составили в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а в 2009 г. - более 260 млрд. рублей.
Будут осуществляться мероприятия по обеспечению судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и безопасности мореплавания на трассах Северного морского пути, а также готовности поисково-спасательных служб на водном транспорте, с их финансовым обеспечением в 2008 году в объеме 8,6 млрд. рублей, в 2009 году - 9,1 млрд.
Объем бюджетных ассигнований проектировалось в суммах: в 2008 году - 869,4 млрд.руб., в 2009 году - 923,8 млрд.руб.
Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составило: в 2008 году - 670,2 млрд.руб., в 2009 году - 721,4 млрд. руб. Предложены к финансированию в 2008 году - 51 ФЦП, в 2009 году – 50 программ, в 2010 – 48 программ.
Бюджетные ассигнования на осуществление инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации вне рамок указанных программ составили: в 2008 году - 547,2 млрд. рублей, в 2009 - 577,0 млрд. рублей.
Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения и судостроения. С 11,4 млрд. рублей в 2007 году до 12,5 млрд. рублей в 2008 году, 15,9 млрд. рублей в 2009 году увеличивается финансирование ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Кроме того, на поддержку гражданского авиастроения в целях реализации проектов строительства, лизинга гражданских воздушных судов российского производства и технического перевооружения авиастроительных компаний предусмотрены бюджетные ассигнования в следующих объемах: в 2008 году - 8,7 млрд.руб., в 2009 году - 12,6 млрд.руб. Предусматривается государственная поддержка военно-транспортного самолетостроения и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие прифронтовой авиации [20].
Общие расходы
на реализацию основных мероприятий
по улучшению демографической
Существенно возросли расходы на науку. В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах: 2008 год – 119,3 млрд. рублей, 2009 год – 139,8 млрд. рублей, что больше уровня 2007 года соответственно в 1,2 раза, в 1,4 раза.
Увеличиваются расходы на геологическое изучение недр и охрану окружающей среды. В 2009 году из федерального бюджета на геологическое изучение недр было направлено 22,4 млрд. рублей против 19,9 млрд. рублей в 2007 году. Кроме того, прогнозируется проведение геологоразведочных работ за счет внебюджетных источников (недропользователей) в 2009 году в объеме 105 млрд. рублей против 95 млрд. рублей в 2007 году.
В 2008-2009 годах было продолжено финансовое обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорий. Для финансирования вновь созданных государственных природных заповедников и национальных парков в 2008 – 2009 годах предусмотрены дополнительные средства в сумме 105,3 млн. рублей ежегодно.
Кроме того, по сравнению с 2007 годом в 2008 – 2009 годах более чем в два раза возрасли средства, направляемые на проведение лесоустроительных работ и природоохранных мероприятий на территориях национальных парков и заповедников.
Федеральный бюджет на 2009 год официальными лицами был назван антикризисным. Безусловно, главное отличие бюджета на 2009 год состояло в том, что впервые в новом тысячелетии Россия будет иметь дефицитный бюджет. Причем размер этого дефицита огромен. Доходная часть бюджета в новом его варианте оказалась сокращена с 10,9 трлн. рублей до 6,7 трлн. рублей. Расходная же, напротив, стала даже больше: 9,7 трлн. рублей по сравнению с 9,0 трлн. рублей в прежнем бюджете. Дефицит составляет почти 3 трлн. рублей, или 8% ВВП. Это – огромный дефицит, который в значительном своем объеме планировали покрыть из средств Резервного фонда, где по состоянию на 1 января 2009 года было накоплено 4,4 трлн. Рублей [20].
В 2009 году были существенно увеличены социальные расходы.
На увеличение размера пособия по безработице дополнительно было выделено 33,9 млрд. рублей; на индексацию государственных пособий, социальных выплат и стоимости набора социальных услуг – 12,7 млрд. рублей; дополнительное увеличение объемов финансирования политики занятости населения – 33,9 млрд. рублей. Ассигнования для перечисления в Пенсионный фонд увеличены на 315,6 млрд. рублей.
Таким образом, можно сделать вывод, что бюджет на 2009 год, по сравнению с бюджетом на 2008 году, отличается:
1. завышенными, потенциально рискованными на средне- и долгосрочную перспективу социальными расходами;
2. значительным
сокращением расходов на
3. продолжением
денежной накачки банковского
сектора, доказавшей свою
2.2. Проблемы
сбалансированности федеральног
Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов. При его составлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней:
Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе