Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов федерального бюджета в финансовой системе, проведение анализа федерального бюджета на 2008-2009 год, разработка путей совершенствования федерального бюджета.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие бюджета как экономической категории;
Рассмотреть роль федерального бюджет в финансовой системе страны;
Раскрыть сущность дефицита федерального бюджета;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2008-2009 гг.;
Изучить проблемы сбалансированности федерального бюджета;
Раскрыть пути совершенствования управления расходами федерального бюджета;
Рассмотреть совершенствование правового регулирования исполнения федерального бюджета.
Аналогичные по
содержанию положения законов Нижегородско
В настоящее
время в системе органов
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета.
При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов. Роспись доходов и расходов является основным оперативным планом распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и по получателям бюджетных ассигнований. Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепил механизм санкционирования расходов, когда помимо составления и утверждения бюджетной росписи утверждаются и доводятся до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетный кодекс предусматривает поквартальную разбивку бюджетной росписи (сводной бюджетной росписи) и одновременно утверждение лимитов бюджетных обязательств на период, не превышающий три месяца. Следовательно, лимиты бюджетных обязательств дублируют показатели бюджетной росписи, тогда возникает вопрос о необходимости данной процедуры. На практике такая ситуация может привести к тому, что исполнение бюджета будет проходить не по показателям, утвержденным в законе о бюджете, и даже не по бюджетной росписи, а по лимитам бюджетных обязательств.
Нормы действующего законодательства определяют права и обязанности главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Главными распорядителями и распорядителями выступают не сами министерства и ведомства, а должностные лица их возглавляющие, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право подписи финансовых документов. В отличие от статей 165 и 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которых разграничены полномочия Министерства финансов Российской Федерации и Министра финансов Российской Федерации, в статьях, посвященных главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, подобное разграничение отсутствует. Следовательно, отсутствует ясность в вопросе полномочий отнесенных к министерству (ведомству) и непосредственно к его руководителю. В целях совершенствования правового регулирования стадии исполнения бюджета является необходимым уточнить правовой статус главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Для этого в качестве главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств закрепить не органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по соответствующим направлениям и подведомственным получателям, а должностные лица, возглавляющие данные органы и имеющие право подписывать финансовые документы. Таким образом установив личную ответственность руководителей органов государственной власти и местного самоуправления за распределение и расходование бюджетных средств.
Требуют уточнения положения действующего законодательства относительно статуса получателя бюджетных средств.
В целях усиления контроля за использованием учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, указанные средства в соответствии со статьей 42 Бюджетный кодекс Российской Федерации в полном объеме включены в состав неналоговых доходов соответствующих бюджетов, и таким образом, признаны дополнительным источниками бюджетного финансирования учреждений.
При применении данных положений на практике возникают сомнения в необходимости учета доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, т.к. по сути данные средства доходом бюджета не будут и право распоряжения данными средствами останется у бюджетного учреждения. Учет этих средств может привести к искусственному завышению показателей доходной части бюджета, нарушает принцип достоверности и реальности бюджетных показателей.
Суть проблемы заключается в том, что государство стремится ограничить ответственность по обязательствам получателей бюджетных средств (т.е. не отвечать бюджетными средствами по обязательствам, вытекающим из коммерческой деятельности бюджетных учреждений), и для этого стремится контролировать и их доходы и расходы, добиваясь соответствия доходов расходам административными мерами. Решение проблемы видится в разделении получателей бюджетных средств на три группы. В первую группу входят учреждения, финансируемые только из бюджета и не получающие доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и имеющие право требования финансирования из бюджета. В этом случае государство сохраняет субсидиарную ответственность по долгам данного учреждения. Эти учреждения и будут бюджетными учреждениями в чистом виде. К данной группе можно отнести воинские части и другие учреждения Министерства обороны Российской Федерации.
Ко второй группе следует отнести учреждения, финансируемые из бюджета на основе государственного заказа на оказание социальных услуг, и получающие альтернативное финансирование за счет коммерческой деятельности. Примером могут служить учреждения здравоохранения и образования.
Третья группа получателей бюджетных средств состоит из предприятий, учреждений и организаций, получающих субвенции, субсидии, дотации и кредиты из бюджета на основе возвратности, платности, срочности и при условии их целевого использования.
Доходы полученные от коммерческой деятельности субъектами второй и третьей групп в составе бюджетов не учитываются и государство по их долгам ответственности не несет.
Следовательно можно сделать вывод, что совершенствование исполнения бюджета, в первую очередь, нуждается правовое регулирование исполнения бюджета по расходам. Несовершенство правового регулирования в данной сфере наносит ущерб бюджету (неэкономное расходование бюджетных средств) и является причиной злоупотреблений всеми участниками бюджетного процесса, от федерального казначейства до получателей бюджетных средств.
Заключение
Бюджет является важнейшим звеном экономической системы любого государства.
Государственный бюджет любой страны играет огромную роль, являясь ведущим звеном финансовой системы. Бюджет объединяет главные расходы государства, через него осуществляется постоянная мобилизация денежных средств и их расходование.
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Федеральный бюджет на 2009 год был назван антикризисным. Он имел дефицитный бюджет. Дефицит составляет почти 3 трлн. рублей, или 8% ВВП. Это – огромный дефицит, который в значительном своем объеме планировали покрыть из средств Резервного фонда, где по состоянию на 1 января 2009 года было накоплено 4,4 трлн. рублей.
В 2009 году были
существенно увеличены
Совершенствование исполнения бюджета, в первую очередь, нуждается правовое регулирование исполнения бюджета по расходам. Несовершенство правового регулирования в данной сфере наносит ущерб бюджету (неэкономное расходование бюджетных средств) и является причиной злоупотреблений всеми участниками бюджетного процесса, от федерального казначейства до получателей бюджетных средств.
Список литературы
.
Приложение 1
Основные макроэкономические показатели на 2008-2009 год
Наименование показателя |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
Валовой внутренний продукт |
Млрд.руб. |
35 000 |
39690 |
Доходы |
Млрд.руб. |
6 644,4 |
7 465,4 |
Расходы |
Млрд.руб. |
6 570,3 |
7 451,2 |
Профицит |
Млрд.руб. |
74,1 |
14,2 |
Резервный фонд |
Млрд.руб. |
3 381,9 |
3 709,2 |
Инфляция |
% |
7,0 |
6,5 |
Объем экспорта (всего) |
Млрд.руб. |
303,6 |
300,7 |
Объем импорта |
Млрд.руб. |
200,8 |
229,6 |
Экспорт нефти |
Млрд.тонн |
260,0 |
265,0 |
Экспорт нефтепродуктов |
Млрд.тонн |
110,7 |
110,8 |
Экспорт природного газа |
Млрд.куб.м. |
210,0 |
219,0 |
Объем добычи нефти |
Млн.тонн |
481,5 |
488,0 |
Приложение 2
Структура расходов федерального бюджета по разделам бюджетной классификации
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Расходы всего, млрд.руб. |
5 463,5 |
6 570,3 |
7 451,2 |
% к расходам всего |
100 |
100 |
100 |
% к 2007 году (бюджет) |
100 |
120,3 |
130,4 |
Расходы без условно утвержденных | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
5 463,5 |
6 570,3 |
7 264,9 |
% к расходам |
100 |
100 |
97,5 |
Общегосударственные вопросы | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
808,2 |
899,6 |
976,4 |
% к расходам всего |
14,8 |
13,7 |
13,4 |
% к 2007 году |
100 |
111,3 |
120,9 |
в т.ч. Инвестицион. фонд |
110,60 |
89,24 |
109,55 |
Национальная оборона | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
822,0 |
959,6 |
1 061,5 |
% к расходам всего |
15,0 |
14,6 |
14,6 |
% к 2007 году |
100,0 |
116,7 |
129,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
662,9 |
771,1 |
932,1 |
% к расходам всего |
12,1 |
11,7 |
12,8 |
% к 2007 году |
100 |
116,3 |
140,6 |
Национальная экономика | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
497,2 |
718,2 |
802,0 |
% к расходам всего |
9,1 |
10,9 |
11,0 |
% к 2007 году |
100 |
144,4 |
161,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
53,0 |
56,9 |
79,2 |
% к расходам всего |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
% к 2007 году |
100 |
107,4 |
149,4 |
Охрана окружающей среды | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
8,1 |
9,3 |
10,2 |
% к расходам всего |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
% к 2007 году |
100 |
115,4 |
126,2 |
Образование | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
277,9 |
309,0 |
315,5 |
% к расходам всего |
5,1 |
4,7 |
4,3 |
% к 2007 году |
100 |
111,2 |
113,5 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
67,8 |
82,7 |
70,2 |
% к расходам всего |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
% к 2007 году |
100 |
122,0 |
103,5 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
206,4 |
218,3 |
234,2 |
% к расходам всего |
3,8 |
3,3 |
3,2 |
% к 2007 году |
100 |
105,8 |
113,5 |
Социальная политика | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
215,6 |
273,0 |
362,4 |
% к расходам всего |
3,9 |
4,1 |
5,0 |
% к 2007 году |
100 |
126,6 |
168,1 |
Межбюджетные трансферты | |||
Расходы всего, млрд.руб. |
1 844,3 |
2 272,4 |
2 421,0 |
% к расходам всего |
33,8 |
34,6 |
33,3 |
% к 2007 году |
100 |
123,2 |
131,3 |
Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе