Федеральный бюджет и его место в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов федерального бюджета в финансовой системе, проведение анализа федерального бюджета на 2008-2009 год, разработка путей совершенствования федерального бюджета.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие бюджета как экономической категории;
Рассмотреть роль федерального бюджет в финансовой системе страны;
Раскрыть сущность дефицита федерального бюджета;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2008-2009 гг.;
Изучить проблемы сбалансированности федерального бюджета;
Раскрыть пути совершенствования управления расходами федерального бюджета;
Рассмотреть совершенствование правового регулирования исполнения федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

дорабюКурс.раб федеральный бюджет.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичные по содержанию положения законов Нижегородской и Саратовской областей относительно права органа, исполняющего бюджет открывать иные счета помимо единого счета бюджета противоречат принципу единства кассы. Следовательно необходимо внести поправки в данные законодательные акт ограничивающие открывать дополнительные счета.

В настоящее  время в системе органов исполнительной власти существуют два ведомства, в  чью компетенцию входят полномочия по исполнению доходной части бюджета: территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам и органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. При осуществлении контроля за поступлением доходов в федеральный бюджет они могут как дублировать друг друга, так и оставлять без надлежащего контроля отдельные стадии прохождения денежных средств. Следует законодательно закрепить разделение компетенции между органами федерального казначейства и органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в сфере исполнения бюджета. Обеспечение соответствия собираемых налоговых поступлений бюджетным показателям не должно входить в круг обязанностей федерального казначейства. Это – задача налоговых органов. Задача казначейства – следить за тем, чтобы поступающие налоги незамедлительно перечислялись на единый банковский счет, а так же вести учет поступивших налоговых платежей, отражая динамку собираемости с начала года по текущую дату и сопоставляя ее с показателями бюджетных доходов. Объяснение причин появления разрыва между планируемым и реальным поступлением налогов (если они не связаны с ошибками в системе учета федерального казначейства), должно быть возложено на налоговые органы.

Исполнение  бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  соответствующего бюджета.

При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов. Роспись доходов и расходов является основным оперативным планом распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и по получателям бюджетных ассигнований. Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепил механизм санкционирования расходов, когда помимо составления и утверждения бюджетной росписи утверждаются и доводятся до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетный кодекс предусматривает поквартальную разбивку бюджетной росписи (сводной бюджетной росписи) и одновременно утверждение лимитов бюджетных обязательств на период, не превышающий три месяца. Следовательно, лимиты бюджетных обязательств дублируют показатели бюджетной росписи, тогда возникает вопрос о необходимости данной процедуры. На практике такая ситуация может привести к тому, что исполнение бюджета будет проходить не по показателям, утвержденным в законе о бюджете, и даже не по бюджетной росписи, а по лимитам бюджетных обязательств.

Нормы действующего законодательства определяют права и обязанности главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Главными распорядителями и распорядителями выступают не сами министерства и ведомства, а должностные лица их возглавляющие, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право подписи финансовых документов. В отличие от статей 165 и 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которых разграничены полномочия Министерства финансов Российской Федерации и Министра финансов Российской Федерации, в статьях, посвященных главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, подобное разграничение отсутствует. Следовательно, отсутствует ясность в вопросе полномочий отнесенных к министерству (ведомству) и непосредственно к его руководителю. В целях совершенствования правового регулирования стадии исполнения бюджета является необходимым уточнить правовой статус главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Для этого в качестве главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств закрепить не органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по соответствующим направлениям и подведомственным получателям, а должностные лица, возглавляющие данные органы и имеющие право подписывать финансовые документы. Таким образом установив личную ответственность руководителей органов государственной власти и местного самоуправления за распределение и расходование бюджетных средств.

Требуют уточнения  положения действующего законодательства относительно статуса получателя бюджетных средств.

В целях усиления контроля за использованием учреждениями средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, указанные средства в соответствии со статьей 42 Бюджетный кодекс Российской Федерации в полном объеме включены в состав неналоговых доходов соответствующих бюджетов, и таким образом, признаны дополнительным источниками бюджетного финансирования учреждений.

При применении данных положений на практике возникают  сомнения в необходимости учета доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, т.к. по сути данные средства доходом бюджета не будут и право распоряжения данными средствами останется у бюджетного учреждения. Учет этих средств может привести к искусственному завышению показателей доходной части бюджета, нарушает принцип достоверности и реальности бюджетных показателей.

Суть проблемы заключается в том, что государство  стремится ограничить ответственность  по обязательствам получателей бюджетных  средств (т.е. не отвечать бюджетными средствами по обязательствам, вытекающим из коммерческой деятельности бюджетных учреждений), и для этого стремится контролировать и их доходы и расходы, добиваясь соответствия доходов расходам административными мерами. Решение проблемы видится в разделении получателей бюджетных средств на три группы. В первую группу входят учреждения, финансируемые только из бюджета и не получающие доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и имеющие право требования финансирования из бюджета. В этом случае государство сохраняет субсидиарную ответственность по долгам данного учреждения. Эти учреждения и будут бюджетными учреждениями в чистом виде. К данной группе можно отнести воинские части и другие учреждения Министерства обороны Российской Федерации.

Ко второй группе следует отнести учреждения, финансируемые  из бюджета на основе государственного заказа на оказание социальных услуг, и получающие альтернативное финансирование за счет коммерческой деятельности. Примером могут служить учреждения здравоохранения и образования.

Третья группа получателей бюджетных средств  состоит из предприятий, учреждений и организаций, получающих субвенции, субсидии, дотации и кредиты из бюджета на основе возвратности, платности, срочности и при условии их целевого использования.

Доходы полученные от коммерческой деятельности субъектами второй и третьей групп в составе  бюджетов не учитываются и государство  по их долгам ответственности не несет.

Следовательно можно сделать вывод, что совершенствование исполнения бюджета, в первую очередь, нуждается правовое регулирование исполнения бюджета по расходам. Несовершенство правового регулирования в данной сфере наносит ущерб бюджету (неэкономное расходование бюджетных средств) и является причиной злоупотреблений всеми участниками бюджетного процесса, от федерального казначейства до получателей бюджетных средств.

 

 

Заключение

Бюджет является важнейшим звеном экономической системы любого государства.

Государственный бюджет любой страны играет огромную роль, являясь ведущим звеном финансовой системы. Бюджет объединяет главные расходы государства, через него осуществляется постоянная мобилизация денежных средств и их расходование.

Сбалансированность  бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

Небольшой бюджетный  дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим  хозяйственное развитие. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Федеральный бюджет на 2009 год был назван антикризисным. Он имел дефицитный бюджет. Дефицит составляет почти 3 трлн. рублей, или 8% ВВП. Это – огромный дефицит, который в значительном своем объеме планировали покрыть из средств Резервного фонда, где по состоянию на 1 января 2009 года было накоплено 4,4 трлн. рублей.

В 2009 году  были существенно увеличены социальные расходы.

Совершенствование исполнения бюджета, в первую очередь, нуждается правовое регулирование исполнения бюджета по расходам. Несовершенство правового регулирования в данной сфере наносит ущерб бюджету (неэкономное расходование бюджетных средств) и является причиной злоупотреблений всеми участниками бюджетного процесса, от федерального казначейства до получателей бюджетных средств.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2009).
  2. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. – М.: Финансы, 2006. – 538 с.
  3. Воронин Ю.М. Научно-практический журнал "Вестник АКСОР". – 2008. №1.
  4. Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2007. – 304 с.
  5. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, 2006. - 118 с.
  6. Нелюбова Н.Н., Сазонов С.П. Финансы: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - 96 с.
  7. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учёта. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 126 с.
  8. Самарина Т.П. Актуальные проблемы экономики современной России// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 14 (359). -  2008. - №13.
  9. Сапилов Е.В. Государственные органы управления финансами России / Ин-т экономики РАН. Центр информации. - М., 2006. - 162 с.
  10. Финансы: Учебное пособие/ Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 384 с.
  11. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы ЭНИТИ, 2005. – 527 с.
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 479 с.
  13. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Романовского. – М.:Юрайт, 2005. – 504 с.
  14. Финансовая система России: история и современность: Материалы научно-практической конференции / Под ред. доц. И.Н. Юдиной. - Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2007. - 238 с.
  15. Финансовое право. Учебник под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко., М., 2006. – 432 с.
  16. Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 447 с.
  17. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Лушиной. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007. – 527 с.
  18. Финансы: Учебное пособие/ Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Курочкина В.В. М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.
  19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 343 с.
  20. http:// wbase.duma.gov.ru

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Основные макроэкономические показатели на 2008-2009 год

Наименование  показателя

Единица измерения

2008 год

2009 год

Валовой внутренний продукт

Млрд.руб.

35 000

39690

Доходы

Млрд.руб.

6 644,4

7 465,4

Расходы

Млрд.руб.

6 570,3

7 451,2

Профицит

Млрд.руб.

74,1

14,2

Резервный фонд

Млрд.руб.

3 381,9

3 709,2

Инфляция

%

7,0

6,5

Объем экспорта (всего)

Млрд.руб.

303,6

300,7

Объем импорта

Млрд.руб.

200,8

229,6

Экспорт нефти

Млрд.тонн

260,0

265,0

Экспорт нефтепродуктов

Млрд.тонн

110,7

110,8

Экспорт природного газа

Млрд.куб.м.

210,0

219,0

Объем добычи нефти

Млн.тонн

481,5

488,0


 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Структура расходов федерального бюджета по разделам бюджетной классификации

Наименование  показателя

2007 год

2008 год

2009 год

Расходы всего, млрд.руб.

5 463,5

6 570,3

7 451,2

% к расходам  всего

             100

100

100

% к 2007 году (бюджет)

100

120,3

130,4

Расходы без  условно утвержденных

Расходы всего, млрд.руб.

5 463,5

6 570,3

7 264,9

% к расходам

100

100

97,5

Общегосударственные вопросы

Расходы всего, млрд.руб.

808,2

899,6

976,4

% к расходам  всего

14,8

13,7

13,4

% к 2007 году

100

111,3

 

120,9

в т.ч. Инвестицион. фонд

110,60

89,24

109,55

Национальная  оборона

Расходы всего, млрд.руб.

822,0

959,6

1 061,5

% к расходам  всего

15,0

14,6

14,6

% к 2007 году

100,0

116,7

129,1

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

Расходы всего, млрд.руб.

662,9

771,1

932,1

% к расходам  всего

12,1

11,7

12,8

% к 2007 году

100

116,3

140,6

Национальная  экономика

Расходы всего, млрд.руб.

497,2

718,2

802,0

% к расходам  всего

9,1

10,9

11,0

% к 2007 году

100

144,4

161,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

Расходы всего, млрд.руб.

53,0

56,9

79,2

% к расходам  всего

1,0

0,9

1,1

% к 2007 году

100

107,4

149,4

Охрана окружающей среды

Расходы всего, млрд.руб.

8,1

9,3

10,2

% к расходам  всего

0,2

0,1

0,1

% к 2007 году

100

115,4

126,2

Образование

Расходы всего, млрд.руб.

277,9 

309,0 

315,5

% к расходам  всего

5,1

4,7

4,3

% к 2007 году

100

111,2

113,5

Культура, кинематография и средства массовой информации

Расходы всего, млрд.руб.

67,8

82,7 

70,2

% к расходам  всего

1,2

1,3

1,0

% к 2007 году

100

122,0

103,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

Расходы всего, млрд.руб.

206,4

218,3 

234,2

% к расходам  всего

3,8

3,3

3,2

% к 2007 году

100

105,8

113,5

Социальная  политика

Расходы всего, млрд.руб.

215,6 

273,0 

362,4

% к расходам  всего

3,9

4,1

5,0

% к 2007 году

100

126,6

168,1

Межбюджетные  трансферты

Расходы всего, млрд.руб.

1 844,3

2 272,4

2 421,0

% к расходам  всего

33,8 

34,6

33,3

% к 2007 году

100

123,2

131,3

Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе