Финансирование Национальных проектов РФ

Автор работы: o**********@mail.ru, 17 Октября 2014 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению финансирования при реализации приоритетных национальных проектов. Для достижения цели были определены следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты финансирования приоритетных национальных проектов;
 провести анализ эффективности финансирования национальных проектов Российской Федерации при их реализации;
 выявить проблемы финансирования приоритетных национальных проектов;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 519.17 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. особую актуальность приобрела идея  создания национальных проектов как «пусковой механизм» новых институциальных изменений. При определении социальных инициатив были поставлены задачи по решению наиболее острых проблем образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства - приоритеты национального проектирования.

Реализуемые национальные проекты имеют исключительное значение в решении проблем в социальной сфере: улучшения материально-технической базы важнейших для общества сфер деятельности и материального состояния их работников. Национальные проекты представляют собой инвестиции в человеческий капитал.  Вместе с тем, финансирование национальных проектов - это также возможность перехода от остаточного принципа финансирования социальной сферы к программно - проектному.

Повышение социальной ответственности государства выступает фактором развития общества, приобретает приоритетное значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения страны. В различных структурах общества активно ведется обсуждение сути национальных проектов, предшествующего опыта страны в данной области, выбора приоритетов. В этой связи выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объект исследования - финансирование приоритетных национальных проектов, реализуемых в Российской Федерации. Предмет исследования - процессы формирования и расходования финансовых ресурсов, направленных на реализацию национальных проектов.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению финансирования при  реализации приоритетных национальных проектов.  Для достижения цели были определены  следующие задачи:

  • рассмотреть  теоретические аспекты финансирования приоритетных национальных проектов;
  • провести анализ эффективности финансирования национальных проектов Российской Федерации при их реализации;
  • выявить проблемы финансирования приоритетных национальных проектов;
  • предложить пути решения проблем финансирования национальных проектов Российской Федерации.

Научная новизна заключается в разработке авторских схем, таблиц  и написании аналитических выводов о финансировании и реализации национальных проектов Российской Федерации. Практическая значимость работы заключена в возможности применения на практике предложенных путей решения выявленных проблем для усовершенствования действующего механизма финансирования национальных проектов.

Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды российских ученых в области финансирования и реализации национальных проектов, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации  и паспорта государственных программ.

В данной работе отражаются вопросы реализации и финансирования приоритетных национальных проектов Российской Федерации, современные тенденции и дальнейшие перспективы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой раскрыты теоретические аспекты сущности национальных проектов. Во второй главе проанализировано финансирование проектов, реализация и эффект от исполнения проектов. В третьей предложены пути решения по устранению недостатков реализации и финансирования национальных проектов, методы их усовершенствования.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

 

 

    1. Сущность понятия «национальный проект»

 

 

Главная цель финансовой политики современного государства - создание условий ускоренного социально-экономического развития общества, повышение финансовой состоятельности и качества жизни населения [9, с.48]. С развитием общества усиливается социальная направленность бюджета, его ориентация на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения, повышения финансовой состоятельности и качества жизни населения. Как самостоятельное направление совершенствования бюджетного процесса определена задача ориентирования расходов бюджетов всех уровней на конечный результат, который должен быть достигнут наиболее эффективным способом. Средством повышения эффективности управления государственными финансами являются целевые программы [2, с.16]. Четыре специальных направления усиления государственной деятельности в сфере улучшения здоровья населения, в образовании, в развитии агрокомплекса и в сфере жилищного строительства, сопровождаемые весьма существенными расходами, в 2005 г. были названы приоритетными национальными проектами [7, с.384].

Слово проект происходит от латинского «projicere», что буквально означает «бросать что-либо вперед». В современных гуманитарных науках принято два определения сути проекта. С одной стороны, проект понимается как план, призванный определить состояние будущего через конечный набор параметров и целей. То есть проект выступает в качестве своеобразной формы предсказания будущего. С другой стороны, проект определяется как «уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включающий ограничение сроков, стоимости и ресурсов» [16, ñ.59]. Ãîâîðÿ äðóãèìè ñëîâàìè, ïðîåêò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îïðåäåëåíèå öåëè (ïðîèçâîäñòâî òîâàðà è óñëóãè), ñðåäñòâ äîñòèæåíèÿ öåëè, à òàêæå âðåìåííûõ ðàìîê è ðåñóðñîâ äëÿ åå äîñòèæåíèÿ.

 ñâîåì ïîñëàíèè îò 5 ñåíòÿáðÿ 2005 ãîäà Â.Â. Ïóòèí îïðåäåëèë íåñêîëüêî öåëåé, äîñòè÷ü êîòîðûå ïðåäïîëàãàåòñÿ ïîñðåäñòâîì ïðèîðèòåòíûõ íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ. Ïðåæäå âñåãî, ýòî «ñóùåñòâåííîå ïîâûøåíèå êà÷åñòâà æèçíè» ðîññèÿí. Ïîìèìî ýòîãî, ýòî «óëó÷øåíèå äåìîãðàôè÷åñêîé ñèòóàöèè â ñòðàíå», «ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî êàïèòàëà», à òàêæå «ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ «ïðîðûâíîãî» ðàçâèòèÿ ñòðàíû». Âåñüìà âàæíûì ÿâëÿåòñÿ îñóùåñòâëåíèå íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ â íàöèîíàëüíûõ ìàñøòàáàõ. Âîîáùå ñëîâî «íàöèîíàëüíûé» èìååò äâà ñìûñëà. «Íàöèîíàëüíûé» ìîæíî îïðåäåëÿòü êàê îòíîñÿùèéñÿ êî âñåé ñòðàíå â öåëîì, êàñàþùèéñÿ âñåõ åå ãðàæäàí, à òàêæå ïðåäïîëàãàþùèé ñèñòåìíûå èçìåíåíèÿ â ìàñøòàáàõ âñåé ñòðàíû. Åùå îäíî îïðåäåëåíèå ñëîâî «íàöèîíàëüíûé» - èìåþùèé îòíîøåíèå ê êàêîìó-ëèáî ýòíîñó, íàöèè. Îòñþäà âîçíèêàåò è äâà ïîíèìàíèÿ íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ - íàöèîíàëüíûå ïðîåêòû êàê äåÿòåëüíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê íàñåëåíèþ âñåé ñòðàíû è ïðåäïîëàãàþùàÿ ó÷àñòèå âñåé ñòðàíû; è íàöèîíàëüíûå ïðîåêòû êàê äåÿòåëüíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê êàêîé-ëèáî íàöèè. È â ýòîì äóàëèçìå íåò ïðîòèâîðå÷èÿ. Íàöèîíàëüíûå ïðîåêòû îäíîâðåìåííî îñóùåñòâëÿþòñÿ íà òåððèòîðèè âñåé Ðîññèè, è áóäóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ «÷åëîâå÷åñêîãî êàïèòàëà», ôîðìèðîâàíèþ îáùíîñòè ðîññèÿí.

Íåìàëîâàæíóþ ðîëü â íàçâàíèè íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ èìååò ñëîâî «ïðèîðèòåòíûé». Ðåàëèçàöèè íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ áóäåò óäåëÿòüñÿ îñîáîå âíèìàíèå. Îðãàíèçàöèîííûå ðåñóðñû è ôèíàíñîâûå ñðåäñòâà íà ðåàëèçàöèþ ïðèîðèòåòíûõ íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ ìîãóò ïðåäîñòàâëÿòüñÿ çà ñ÷åò è â óùåðá äðóãèì ïðîãðàììàì è äðóãèì îòðàñëÿì ýêîíîìèêè (êàê ýòî áûëî ïðè ðåàëèçàöèè àíàëîãîâ íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ â ñîâåòñêîå âðåìÿ, íî îá ýòîì íèæå), à ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ äîïîëíèòåëüíûå ñâîáîäíûå ôèíàíñîâûå è îðãàíèçàöèîííûå ñðåäñòâà. È ïðèîðèòåò â äàííîì ñëó÷àå îçíà÷àåò íàïðàâëåíèå ýòèõ ñðåäñòâ èìåííî íà îáîçíà÷åííûå ïðîåêòû, à íå íà êàêèå ëèáî äðóãèå. Âàæíîé ÷åðòîé ïðèîðèòåòíûõ íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ áóäåò èìåííî òî, ÷òî èõ ðåàëèçàöèÿ íå áóäåò îñóùåñòâëÿòüñÿ â óùåðá äðóãèì îòðàñëÿì ýêîíîìèêè. Ýòî îáåñïå÷èò çàëîã èñòèííîãî ðîñòà, à íå ðàçâèòèÿ îäíèõ îòðàñëåé ýêîíîìèêè çà ñ÷åò äðóãèõ. Ïî ñëîâàì Ä.À. Ìåäâåäåâà, â ðåàëèçàöèþ ïðèîðèòåòíûõ  íàöèîíàëüíûõ ïðîåêòîâ âêëþ÷èëàñü âñÿ ñòðàíà, ïðîáëåìû îáðàçîâàíèÿ, çäðàâîîõðàíåíèÿ, àãðîïðîìûøëåííîãî êîìïëåêñà è ñòðîèòåëüñòâà æèëüÿ ïîñòîÿííî íàõîäèëèñü â öåíòðå âíèìàíèÿ ãîñóäàðñòâà íà âñåõ åãî óðîâíÿõ [14, ñ.36].

Субъектом национального приоритетного проекта рассматривается гражданин Российской Федерации как основной «потребитель» результатов реализации приоритетных национальных проектов. Приоритетные национальные проекты должны быть нацелены на ориентацию бюджетных расходов на конечный результат, создание инновационных технологий и призваны объединять усилия и ресурсы федерального центра, субъектов Российской Федерации, бизнеса и общественности в решении социальных проблем. В свою очередь, объектом национального приоритетного проекта непосредственно является  реализация социально-экономических прав граждан, рассматривается как приоритетное направление государственной социальной политики Российской Федерации, и политика эта выражается на настоящем этапе в реализации приоритетных национальных проектов. Исходя из этого, можно заключить, что приоритетные национальные проекты призваны реализовать конституционное положение о социальности Российского государства.

Отношения по осуществлению национальных приоритетов реализуются преимущественно в денежной форме (страховые взносы, пособия, субсидии, компенсации, финансирование товаров, работ, услуг) как отношения распределения и перераспределения. В основе всех национальных проектов лежат процессы движения финансовых ресурсов, образования и использования денежных доходов в публично-правовой и частноправовой формах. Данные процессы осуществляются через приведение в действие особых финансовых механизмов. В процессе реализации национальных проектов мы имеем дело с финансовыми отношениями и с позиции распределительной, и с позиции воспроизводственной концепции сущности финансов, что позволяет определить национальные проекты как частную финансовую категорию.

Таким образом, можно определить приоритетные национальные проекты как совокупность административных усилий и финансовых мер. Данный комплекс мероприятий направлен на изменение качественных и количественных показателей развития страны (системные изменения, модернизация страны) и жизни населения, в отведенные временные рамки и при известном ресурсном обеспечении; выполняемое в приоритетную очередь на фоне других программ.

 

 

1.2 Приоритетные направления финансирования национальных проектов

 

 

При проработке национальный проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). Именно от четырех приоритетов прямо зависит качество жизни общества. Выбор данных направлений имеет далеко не случайный характер, определение приоритетных сфер обусловлено рядом объективных причин: «Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития, так называемого человеческого капитала».

Национальный проект «Образование», будучи одним из элементов государственной стратегии социального реформирования, служит воплощению теоретических идей, целей, задач и реализации комплекса мер, направленных на развитие образовательных систем в условиях новой рыночной парадигмы. Главными целями проекта стали ускорение модернизации российского образования, реализация приоритетных направлений качественного развития образовательной системы страны и, в конечном счете, - достижение качества образования, соответствующего возрастающим запросам современного общества. На практике реальное повышение качества образования зависит как от профессиональной компетентности учителей, так и от участия государства в решении социальных проблем учительства. Реализация национального проекта «Образование» опирается на целую систему мер, действий и решений на различных уровнях.

Второе направление реформ - модернизация сферы здравоохранения. С целью укрепления здоровья населения России, снижения уровня заболеваемости, инвалидности, смертности был принят приоритетный национальный проект «Здоровье» [18, с.44]. Принятие в 2005 году национального проекта «Здоровье» стало важным этапом создания новой модели здравоохранения.  В данном проекте  выделены три основных направления модернизации здравоохранения: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения и расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи [10, с.88]. В рамках национального проекта была реализована подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров, увеличена заработная плата медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи», направлены значительные дополнительные средства на укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций.

Сфера, для решения проблем которой, уделено немаловажное внимание, нашла свое отражение в реализации третьего приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного Комплекса», одним из векторов которого является важная социальная цель - повышение качества жизни крестьян. Новые формы кооперативного движения - важнейшее направление национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Национальным проектом предусмотрено создание кооперативов для переработки сельхозпродукции фермерских и личных подсобных хозяйств; снабженческих и сбытовых, кредитных кооперативов. Национальный проект «Развитие АПК» - единственный из четырех национальных проектов, ориентированный не исключительно на развитие социальной сферы, а на поддержку одной из отраслей экономики страны - сельского хозяйства. Но, вместе с тем, это не чисто производственно - экономический проект. Он имеет и серьезную социальную цель: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а  также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, что в конечном итоге будет способствовать  повышению качества жизни крестьян [12, с.16]. Ориентированный на новые экономические отношения в аграрном секторе, он стимулирует укрепление сетевой солидарности в деревне через создание разных форм кооперативов. Задача выглядит крайне сложной в условиях, когда оказались разрушенными прежние формы существования крестьянских сообществ (в первую очередь - колхозы), которые признаются самими крестьянами неэффективными, но к которым, тем не менее, они приспособились.

Информация о работе Финансирование Национальных проектов РФ