Автор работы: o**********@mail.ru, 17 Октября 2014 в 20:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению финансирования при реализации приоритетных национальных проектов. Для достижения цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты финансирования приоритетных национальных проектов;
провести анализ эффективности финансирования национальных проектов Российской Федерации при их реализации;
выявить проблемы финансирования приоритетных национальных проектов;
Квартирный вопрос в России стоял всегда, стоит сегодня и будет стоять, по всей видимости, в будущем. Один из эффективных механизмов его решения - это рынок доступного жилья. Национальный проект «Доступное жилье» является самым капиталоемким и масштабным. Проект ставит целью улучшения жилищных условий и обеспеченности жильем граждан России, расширения доступности его приобретения путем стимулирования спроса: выдачи жилищных сертификатов, повышение доступности ипотечных кредитов, обеспечение льготников жильем, а также стимулирование жилищного строительства.
Проблемы образования, здравоохранения, доступного жилья - это уже не только проблемы экономики. Это вопросы демографического развития и национальной безопасности. Именно эти сферы имеют первостепенную политическую важность. Приоритетные национальные проекты должны соотноситься с национальной идеей государства, которая, в свою очередь, должна учитывать основные его проблемы. Позитивное развитие государства предполагает решение этих проблем. На первый взгляд может показаться, что образование, здравоохранение, жилищная политика и сельское хозяйство -совершенно разрозненные сферы, избранные в качестве приоритетных лишь потому, что в них накопилось наибольшее число проблем, требующих немедленного решения. Однако это далеко не так. В этих проектах все же есть общее начало - это сфера, обеспечивающая права каждого гражданина России на достойное существование и развитие, а их общая цель - достижение благополучия, как отдельного гражданина, так и всего общества в целом.
1.3. Условия и предпосылки реализации национальных проектов
С начала 90 - х годов Россия в своем развитии прошла условно несколько этапов. Первый из них был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными конфликтами. Его тяжело переживало наше общество. Второй этап был временем расчистки «завалов», образовавшихся от разрушения «старого здания». При этом удалось остановить наиболее опасные тенденции в экономике и политической сфере. Не все решения, которые принимались в те годы, имели долгосрочный характер. А действия федеральных властей являлись скорее ответами на серьезные угрозы для страны.
Как отмечает В.В. Гончаров, к концу прошлого века в России окончательно сложилась ситуация, требующая проведения значительных реформ, и прежде всего реформы административной. Указанный период существования государства характеризовался ослаблением роли федерального центра, ростом центробежных тенденций в управлении единой системы исполнительной власти. Потеря федеральной властью эффективного управления страной обернулась стагнацией экономики и падением ровня жизни большинства населения России [8, с.9]. Фактически мы только недавно, в период 2000 - х годов, подошли к третьему этапу в развитии современного российского государства. К возможности развития высокими темпами, решения масштабных, общенациональных задач. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе - когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.
Системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые - долгосрочные - тенденции роста.
Понимание необходимости решения социальных задач, а также стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привело Правительство РФ к идее реализации национальных проектов. Таким образом, при сложившихся благоприятных условиях, уже 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации выступил с программным заявлением по осуществлению приоритетных национальных проектов в важнейших социальных областях. Возможностью реализации идей о создании национальных проектов послужило увеличение запасов золотовалютных резервов государства, которое было достигнуто в результате благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов к 2004 - 2006 годам.
В современном мире государство в социальной политике все в большей степени прибегает к технологии управления проектами. Настоящим прорывом в применении проектного метода в социальной практике государственного уровня в России стали приоритетные национальные проекты, идея которых была впервые сформулирована в Послании Президента Российской Федерации в 2004 году, что явилось, по сути, проектом создания нового российского общества, основанного на новой экономике, на развитии личностного потенциала и повышении качества жизни россиян.
При определении национальных приоритетных проектов, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы. Вместе с тем, задачи, которые поставлены приоритетными национальными проектами, и решение которых призвано внести существенный вклад в обеспечение экономической безопасности страны в долгосрочной перспективе, к сожалению, до сих пор остаются актуальными через 8 лет их реализации.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Анализ финансирования и реализации перспективных направлений государственной политики
С институциональной точки зрения следует рассматривать систему приоритетных национальных проектов как финансовый институт. Учитывая, что национальные проекты являются частной финансовой категорией, то есть в их основе лежат денежные (финансовые) отношения, они требуют своего финансового (доходно-расходного) обеспечения, поскольку собственных первичных доходов субъекты приоритетных проектов не имеют. Они получают финансовые ресурсы (доходы) преимущественно в порядке перераспределения доходов других субъектов экономики. Финансовое обеспечение (формирование доходов и их использование) системы приоритетных национальных проектов осуществляется через совокупность соответствующих финансовых институтов.
Национальные проекты как финансовый институт представляют собой основанную на денежных отношениях систему управления централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами, используемыми на цели улучшения качества жизни населения посредством применения специальных финансовых механизмов. Будучи финансовым институтом, система приоритетных национальных проектов имеет свою структуру, включающую в себя такие элементы, как частные финансовые институты.
На первом этапе реализации национальных проектов финансирование в основном осуществлялось за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, но масштабность мероприятий этих проектов потребовала привлечения средств региональных и муниципальных бюджетов, а также использования возможностей государственно-частного партнерства. Однако значительная часть источников финансирования приоритетных национальных проектов по-прежнему является государственной. Для повышения эффективности реализации национальных проектов и установления действенного контроля с учетом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создана вертикаль управления реализации проектов [6, с.28]. Государственная политика финансового обеспечения мероприятий приоритетных национальных проектов дает существенный социальный эффект, который зависит от объемов финансирования. Показатели финансирования 2006 - 2007 годов обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Объем финансирования национальных проектов в 2006-2007 гг., млрд. руб.
Название проекта |
2006 |
2007 |
Изменение (+,-) | |||
млрд. рублей |
% |
млрд. рублей |
% |
млрд. рублей |
% | |
«Здоровье» |
88,4 |
46,1 |
120,5 |
48,3 |
32,1 |
2,2 |
«Образование» |
25,28 |
13,2 |
31,18 |
12,5 |
5,9 |
- 0,7 |
«Доступное и комфортное жилье - гражданам России» |
61,9 |
32,3 |
79,7 |
31,9 |
17,8 |
- 0,4 |
«Развитие АПК» |
16,2 |
8,4 |
18,7 |
7,3 |
2,5 |
- 1,1 |
Итого: |
191,78 |
100 |
249,55 |
100 |
57,77 |
0 |
Так,в 2006 году, то есть на этапе воплощения идеи национальных проектов в действительность, на выполнение четырех приоритетных национальных проектов - «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье» и «Развитие АПК» - из федерального бюджета было выделено около 190 млрд. рублей, в 2007 г. суммы расходов увеличились до 250 млрд. рублей. Если же рассматривать финансирование по определенным приоритетным направлениям, то львиную долю в структуре и в 2006 и в 2007 годах приходится на проект «Здоровье», финансирование данной сферы составило 46,1 и 48,3 % от общей суммы финансирования национальных проектов соответственно. Важным показателем реализации проекта стал тот факт, что это единственный проект, финансирование которого к 2007 году увеличилось из расчета общих совокупных расходов по проектам (Приложение 1, 2).
Вторым проектом по уровню финансирования является «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», доля его финансирования составила 32,3% в 2006 году и 31,9 в 2007, не смотря на то, что в денежном эквиваленте финансирование проекта увеличилось на 17,8 млрд. рублей, в общей структуре финансирование снизилось на 0,4%. Меньший удельный вес в группе занимает проект «Образование» в 2006 год 13,2%, а в 2007снизилось на 0,7%.
Наиинтереснейшая ситуация наблюдается с финансированием проекта «Развитие АПК» самое позитивное направление, то есть сфера, которая имеет наибольший радиус эффективности, так как имеет экономическую отдачу является самым «дешевым» проектом судя по размерам финансирования. Так в 2006 году сумма расходов на реализацию составила 16,2 млрд. рублей, что в процентном соотношении составляет всего 8,4%- что является наименьшим показателем, а в 2007 году и вовсе финансирование снизилось до 7,3% .
В 2011 - 2012 годах большая часть финансирования приходится на проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и составляет 40,9 % ежегодно. Вторым по приоритетности финансирования является проект «Здоровье», в среднем за 2 года сумма бюджетных ассигнований федерального бюджета в структуре равна 27,5% от общей суммы предусмотренных денежных средств. Чуть меньше приходится для развитие агропромышленного комплекса, его финансирование занимает 25%, а вот на образование выделяется всего 6% в 2011 году и 8% в 2012 от общей суммы бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом.
В 2013 году на реализацию проекта «Образование» по прежнему выделяется 8% от общей суммы денежных средств. «Здоровье» обходится федеральному бюджету в 23%, а вот сфера ЖКХ уступает лидирую позицию и занимает в структуре 27%, в то время как львиная доля финансирования приходится на развитие агропромышленного комплекса, что составляет 42,3% (Приложение 3, 4, 5, 6). Так, в 2011 году на реализацию приоритетных национальных проектов были предусмотрены денежные средства, сумма которых составила 473,3 млрд. рублей, согласно федеральному закону, данные по финансированию национальных проектов за период 2011 - 2013 годов представлены в таблице 2 и более подробно - в Приложении 7.
Таблица 2.
Объем финансирования национальных проектов в 2011-2013 гг.,
млрд. руб.
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста, % | ||
к 2010 г. |
к 2012 г. | ||||||
Объем финансирования, установленный согласно сводной росписи, млрд. руб. |
534,1 |
490,6 |
555,0 |
457,6 |
-14,3 |
-17,54 | |
Доля в общем объеме расходов, % |
5,2 |
4,4 |
4,3 |
3,4 |
-34,6 |
-20,9 | |
Доля в ВВП, % |
1,19 |
0,89 |
0,89 |
0,69 |
-42,0 |
-22,5 |
Однако согласно сводной росписи с изменениями по состоянию на 1 января 2012 года бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных национальных проектов определены в сумме 490,6 млрд. рублей, что на 3,7 млрд. рублей превышает расчеты федерального закона. В свою очередь, согласно данным счетной палаты Российской Федерации, фактические расходы, связанные с реализацией финансирования приоритетных национальных проектов составили 486 млрд. рублей, что составляет 99 % от общего объема средств, выделенных на реализацию проектов сводной росписью с изменениями. А оставшиеся 1 %, что в денежном эквиваленте составляет 4,6 млрд. рублей остались неосвоенными по итогам реализации проектов в 2011 году.
К 2012 году наблюдается тенденция увеличения финансирования приоритетных национальных проектов. Федеральным законом сумма денежных средств, предусмотренная для реализации приоритетных национальных проектов на 63,3 млрд. рублей превышает показатели предыдущего года, и составляет 536,6 млрд. рублей, сумма, определенная сводной росписью с изменениями по состоянию на 1 января 2013 года также имеет тенденцию увеличения, и приравнивается к 555 млрд. рублей. Однако, несмотря на увеличение денежных средств из федерального бюджета, в 2012 году наблюдается отрицательная тенденция увеличения неосвоенных средств, сумма которых составляет 11 341,0 млн. рублей, или 2,7 % общего объема средств, предусмотренных на реализацию ПНП сводной росписью с изменениями.