Автор работы: o**********@mail.ru, 17 Октября 2014 в 20:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению финансирования при реализации приоритетных национальных проектов. Для достижения цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты финансирования приоритетных национальных проектов;
провести анализ эффективности финансирования национальных проектов Российской Федерации при их реализации;
выявить проблемы финансирования приоритетных национальных проектов;
Таблица 6
Объем финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2011-2013 гг., млрд. руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста, % | ||
к 2011 г. |
к 2012 г. | |||||
Объем финансирования, установленный согласно сводной росписи, млрд. руб. |
120,5 |
131,5 |
193,6 |
60,7 |
47,2 | |
Фактический объем усвоенных средств, млрд. руб. |
120,5 |
131,5 |
193,4 |
60,5 |
47,07 | |
Доля в общем объеме расходов, % |
1,08 |
1,02 |
1,44 |
33,3 |
41,2 | |
Доля в ВВП, % |
0,22 |
0,21 |
0,29 |
31,8 |
38,09 |
В 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы расходы федерального бюджета, предусмотренные сводной росписью составили 120 480 млн. рублей. К 2012 году сумма лимитных ассигнований, предусмотренная сводной росписью, увеличилась до 131 480 млн. рублей, таким образом, прирост денежных средств по реализации программы составил 9,1%. К 2013 году сумма средств, выделенных из федерального бюджета для реализации государственной программы согласно сводной росписи, составила 193 573,4 млн. рублей, что на 47% превышает сумму финансирования предыдущего года.
Освоение средств на протяжении последних 3 лет реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и 2013 - 2020 годы является стабильным, показатели варьируют от 99,9 до 100%. Следует отметить, что такой положительной тенденции в освоении денежных средств не наблюдается больше ни по одному из рассмотренных проектов. К 2013 году наблюдается спад объемов финансирования реализации национального проекта в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что обусловлено выполнением основных запланированных мероприятий. А вот объемы финансирования развития агропромышленного комплекса, наоборот стремительно растет, что связано с изменением статуса проекта, и его переводом на уровень государственной программы.
Проводя анализ предусмотренных и освоенных денежных средств в проектной деятельности, можно выявить закономерность, что как при большом, так и при меньшем, объеме бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренного для реализации национальных проектов, часть денежных средств остается неосвоенной, что указывает на наличие проблем в вопросах финансирования приоритетных национальных проектов.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
3.1 Проблемы финансирования и реализации приоритетных национальных проектов
Несмотря на короткий срок практической работы над национальными проектами, можно выделить проблемы системного характера. Из данных таблицы 2 может показаться на первый взгляд, что основной проблемой в финансировании приоритетных национальных проектов является недостаточные суммы денежных средств. Однако по нашему мнению это является не проблемой, а даже спасением, а корень зла кроется в других, на первый взгляд незаметных причинах. Упуская из внимания ряд актуальных проблем таких как: коррупция, откаты и барьеры, в виду их риторичности и потому нерелевантности, рассмотрим другие негативные факторы, которые, к сожалению, по воли обстоятельств сложились в замкнутый круг. Первая проблема, и она же основная, заключается непосредственно в отсутствие системности реализации проектов, и ее стихийности. Данная ситуация возможно была вызвана желанием сделать реализацию проектов как можно широкомасштабнее, а главное красивее. Так в 2006 году был создан департамент по реализации нацпроектов, а позднее департамент был ликвидирован, а приоритетные проекты разбросали по отраслевым департаментам: «Доступное жильё» достался новообразованному департаменту промышленности и инфраструктуры, «Развитие сельского хозяйства» - департаменту агропромышленного комплекса, «Образование» - департаменту культуры и образования, «Здоровье» - департаменту социального развития и охраны окружающей среды [26]. Òàêàÿ íåðàçáåðèõà è ïîñòîÿííàÿ ñìåíà îðãàíà, îòâåòñòâåííîãî çà ðåàëèçàöèþ ïðîåêòà, à òàêæå ñàì ñòàòóñ äåÿòåëüíîñòè îêàçûâàåò íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà óïðàâëåíèå ôèíàíñàìè, ÷òî ÿâëÿåòñÿ âòîðîé ïðîáëåìîé. Óïðàâëåíèå ôèíàíñàìè åñòü íè÷òî äðóãîå, êàê ïðîöåññ âîçäåéñòâèÿ íà ôèíàíñîâûå è ñìåæíûå ýêîíîìè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå ñèñòåìû ñ öåëüþ èõ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ [11, ñ.112]. Åñëè îáðàòèòü âíèìàíèå íà ïîêàçàòåëè ïî åæåãîäíûì èòîãàì ðåàëèçàöèè ïðîåêòîâ, òî, î÷åâèäíî, ÷òî èç ãîäà â ãîä íàáëþäàåòñÿ íåâûïîëíåíèå ïëàíà, ñóììà ôàêòè÷åñêè èñïîëüçîâàííûõ ñðåäñòâ âñåãäà ìåíüøå, ÷åì óñòàíîâëåíî ñâîäíîé ðîñïèñüþ. Äàííàÿ ñèòóàöèÿ îòðàæàåòñÿ íà ìíîæåñòâå íåäî÷åòîâ è íåâûïîëíåíèé ïëàíîâûõ ìåðîïðèÿòèé, îïðåäåëÿþùèõ äåÿòåëüíîñòü â ðàìêàõ ïðîåêòà, ÷òî â èòîãå ïðèâîäèò ê íå äîñòèæåíèþ öåëåâûõ èíäèêàòîðîâ.
 äàëüíåéøåì íåïðàâèëüíûé ìåõàíèçì óïðàâëåíèÿ ôèíàíñàìè âëå÷åò çà ñîáîé è íåêîððåêòíûé ïîäõîä ê ïðîâåäåíèþ òåíäåðà äëÿ îïðåäåëåíèÿ ïîñòàâùèêà ñîöèàëüíûõ óñëóã. Ïîñðåäñòâîì, äåìïèíãîâûõ öåíîâûõ ïðåäëîæåíèé, êîòîðûå â ðåçóëüòàòå óñïåøíî èãðàþò íà òåíäåðàõ, ñòîèìîñòü îêàçûâàåìûõ ïîñòàâùèêîì óñëóã, óêàçàííàÿ â äîêóìåíòàõ, ÿâëÿåòñÿ íèçêîé è ñîîòâåòñòâåííî ïðèåìëåìîé è óäîáíîé äëÿ ãîñóäàðñòâà, à ñ èõ êà÷åñòâåííûé óðîâåíü îñòàâëÿåò æåëàòü ëó÷øåãî. Òàêèì îáðàçîì, íåïðåðûâíóþ öåïî÷êó ñîáûòèé ïðîäîëæàåò ôàêòîð «íåêà÷åñòâåííûõ ïîñòàâùèêîâ», îòëè÷àþùèõñÿ îòñóòñòâèåì ïðîôåññèîíàëèçìà è êîìïåòåíòíîñòè îêàçûâàåìûõ óñëóã â ðàìêàõ ïðîåêòîâ. Òàêàÿ îðãàíèçàöèÿ íå ïîçâîëÿåò ñîçäàòü æåëàåìûé ðàäèóñ ýôôåêòèâíîñòè â ñôåðå ñîöèàëüíûõ óñëóã, ïîðîæäàÿ ñîòíè, à òî è òûñÿ÷è íåäîâîëüíûõ ãðàæäàí.
Èíäåêñ äîñòóïíîñòè æèëüÿ â ðàìêàõ ïðîåêòà «Äîñòóïíîå è êîìôîðòíîå æèëüå - ãðàæäàíàì Ðîññèè» ðàññ÷èòûâàåòñÿ ïðîñòî: öåíà êâàäðàòíîãî ìåòðà äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü ìåñÿ÷íîìó çàðàáîòêó ãëàâû ñåìüè. Ñðåäíÿÿ çàðïëàòà ïî ñòðàíå íà ñåãîäíÿ ñîñòàâëÿåò 25 òûñÿ÷ ðóáëåé. Ïîêà çàðïëàòà íå ñðàâíÿåòñÿ ñ ðûíî÷íîé ñòîèìîñòüþ êâàäðàòíîãî ìåòðà æèëüÿ, ïðèéòè ê äîñòóïíîìó æèëüþ íå ïîëó÷èòñÿ [20]. Ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä ïðîãðàìì îáåñïå÷åíèÿ æèëüåì, ðàññ÷èòàííûõ íà ðàçëè÷íûå ëüãîòíûå êàòåãîðèè, îäíàêî ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêàÿ ñåìüÿ íå ñìîæåò èìè âîñïîëüçîâàòüñÿ, òàê êàê ïðîöåíòíàÿ ñòàâêà, ïðåäëîæåííàÿ â ïðîåêòå, ïðåâûøàåò ðàçìåð ñòàâêè, ïðèåìëåìîé äëÿ ãðàæäàí.
Áþäæåòíûå ðàñõîäû íà ðåàëèçàöèþ îòäåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé â ðàìêàõ ÏÍÏ «Çäîðîâüå» èñïîëíÿþòñÿ íåðèòìè÷íî, ñîõðàíÿåòñÿ ñëîæèâøàÿñÿ ðàíåå òåíäåíöèÿ íàðóøåíèÿ ñðîêîâ ñòðîèòåëüñòâà è ââîäà â ýêñïëóàòàöèþ ôåäåðàëüíûõ ìåäèöèíñêèõ öåíòðîâ. Íàáëþäàåòñÿ ïåðåõîä îò çàÿâëåííîãî ïðèíöèïà - «ïîòðåáëåíèå ëåêàðñòâ äåòåðìèíèðóåòñÿ ïîòðåáíîñòÿìè» - ê ïðèâû÷íîìó äëÿ îòðàñëè ïëàíèðîâàíèþ «èñõîäÿ èç èìåþùèõñÿ ðåñóðñîâ» ïðîèçîøåë äîñòàòî÷íî áûñòðî - äëÿ âðà÷åé áûëè îïðåäåëåíû ïðèîðèòåòíûå âèäû çàáîëåâàåìîñòè è óñòàíîâëåíû íåãëàñíûå ëèìèòû íà êîëè÷åñòâî íàèìåíîâàíèé, âûäàííûõ ðåöåïòîâ èëè îáùóþ ñòîèìîñòü ïðîïèñûâàåìûõ ëåêàðñòâ. Ïåðå÷íè ïðåïàðàòîâ, îòïóñêàåìûõ áåñïëàòíî, íå òîëüêî ñîêðàùàëèñü, íî è «áþðîêðàòèçèðîâàëèñü», - âñå áîëüøå ïðåïàðàòîâ ïîïàäàëî â ðàçäåë âûïèñûâàåìûõ ïî ðåøåíèþ âðà÷åáíîé êîìèññèè [5, ñ.35].
На протяжении ряда лет расходы по проекту «Образование» на указанные цели исполняются на низком уровне (в 2010 году - составили 38 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями, в 2011 году - 80,5 %, в 2012 году - 52,7 % и 56,1 % соответственно), что связано с оплатой расходов на обучение в высших учебных заведениях лиц, прошедших военную службу по контракту в соответствии с фактическим приемом граждан. По итогам 2013 года принято на обучение 537 человек, что составляет 61,5 % плановых показателей.
Низкий уровень освоения бюджетных ассигнований по отдельным направлениям Госпрограммы обусловлен оплатой мероприятий в области сельскохозяйственного производства по факту выполнения работ в сроки, установленные заключенными государственными контрактами, а также длительностью подготовки нормативных документов, регулирующих предоставление субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ. Между тем сельское население в различных регионах «болеет» по-разному и, соответственно, нуждается в определении индивидуального «курса лечения» [15, с.19]. Все перечисленные негативные моменты и обуславливают проблему, которая является неким итогом зловещей череды событий, сущностью проблемы является отсутствие ожидаемого положительного эффекта от реализации проектов. Данный фактор замыкает проблемный круг, разрыв которого просто необходим для дальнейшей успешной реализации приоритетных национальных проектов.
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию вопросов финансирования и реализации национальных проектов
Успешное исполнение национальных проектов требует существенной модернизации существующей системы. Для увеличения радиуса эффективности реализации приоритетных национальных проектов можно предложить следующие пути решения. Следует ввести на законодательном уровне четкое определение понятия «приоритетный национальный проект», так как на сегодняшний день российское законодательство такового не содержит. В Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» отдельные коды для учёта средств, направляемых в рамках финансирования национальных проектов, отсутствуют, в федеральных законах о федеральном бюджете не указан хотя бы даже общий объём средств, направляемый на реализацию каждого проекта. Также необходимо выстроить четкую структуру органов, ответственных за выполнение проектов, контролирующих данную реализацию, с проверками различных уровней, так как контроль использования финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию национальных проектов, является ключевым элементом в структуре финансового управления и результативного использования выделяемых средств. На предварительном этапе рассматривать опыт, профессионализм, соответствие миссии организации с заявленными требованиями по конкурсу и потенциал потенциальных поставщиков, в рамках оперативного уровня отслеживать график выполнения мероприятий в соответствии с разработанным планом, контролировать соотношение поставленных и достигнутых целевых показателей в рамках каждого из направлений в ходе последующего контроля. Такие меры будут способствовать тому, что во-первых, средства межбюджетных трансфертов, передаваемых регионам для реализации национальных проектов, имели целевое назначение, во-вторых, в документах о предоставлении и распределении межбюджетных трансфертов должны быть определены цели и результаты (поэтапные и конечные), а также нормативы затрат на достижение конкретных целей и результатов.
Необходимо обеспечить максимальную прозрачность и гласность в отношении реализуемых в рамках национальных проектов мероприятий. Отчеты по реализации каждого проекта должны публиковаться ежеквартально, и по итогам года должен представляться сводный отчет. Отчеты по эффективности реализации проектов должны проходить слушанья в Общественной палате РФ. Отчет и рекомендации по повышению эффективности приоритетных национальных проектов должны быть размещены на сайте ПНП и находится в свободном доступе для каждого гражданина России. Для недопущения ситуации «некачественных услуг по низким ценам» следует пересмотреть свои прерогативы, и выбрать в качестве основного показателя механизм реализации проекта, в том числе поэтапный план деятельности по проекту с определением конкретных мер и целевых групп, а не ценовые предложения потенциальных поставщиков, что позволит снизить количество нерадивых участников (Приложение13).
Следовательно, все вышеперечисленные предложения ставят перед собой целью достижение важной задачи: предать процессу реализации приоритетных проектов ориентацию на результативность, чтобы обеспечить их эффективное воздействие на повышение уровня социально-экономической безопасности общества.
Национальные проекты представляют собой инструмент государственного инвестирования. Государственные инвестиции крайне важны, поскольку национальные проекты не только имеют большую значимость для решения конкретных проблем в социальном секторе экономики (обеспечение жильем, продовольствием, закупка современного оборудования и машин), но и влекут за собой развитие смежных отраслей: инфраструктурного строительства, особенно важного для России; высокотехнологичных производств, призванных преодолеть техническую отсталость российского производства; отечественной науки. Однако, комплекс выявленных проблем, позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день финансирование приоритетных национальных проектов не является эффективным.
Несмотря на парадокс сложившейся ситуации,
необходимость государственных инвестиций
в перспективные направления и отказ от
финансирования национальных проектов
в виду их неэффективности не противоречат
друг другу, так как имеется альтернатива,
направленная на дальнейшую функциональную
работу в сфере «инвестиции в человека». В настоящее
время такой альтернативой выступает
государственные программы развития по
различным направлениям, в том числе здравоохранения,
образования, жилья и агропромышленного
комплекса. Государственная программа - это целевая программа
планирования действий организационного,
производственно-