Автор работы: o**********@mail.ru, 17 Октября 2014 в 20:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению финансирования при реализации приоритетных национальных проектов. Для достижения цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты финансирования приоритетных национальных проектов;
провести анализ эффективности финансирования национальных проектов Российской Федерации при их реализации;
выявить проблемы финансирования приоритетных национальных проектов;
Ситуация, сложившаяся в 2013 году, не позволяет нам говорить о стабильности увеличения денежных средств из федерального бюджета для финансирования сфер в области здравоохранения, образования, жилищной политики, развития агропромышленного комплекса. Так федеральным законом расходы на реализацию приоритетных национальных проектов предусмотрены в сумме 457 млрд. рублей, а сводной росписью с изменениями - 457,6 млрд. рублей, что на 97,4 млрд. рублей, или в 0,8 раза меньше средств по сравнению с данными за 2012 год. По данным, представленным в таблице, очевидно, что скачок финансирования в 2013 году никак не связан с отсутствием денежных средств в казне, о чем свидетельствует тот факт, что финансирование проектов теперь составляет существенно меньшую долю ВВП. Причиной же сложившейся ситуации могут послужить расходы на первоочередные неотложные нужды. Исполнение расходов на приоритетные сферы социальной политики за 2013 составило 453,5 млрд. рублей, что составляет 99 % показателя сводной росписи с изменениями, соответственно 4,3 млрд. рублей в очередной раз остались неосвоенными.
Таким образом, средства, выделяемые на реализацию приоритетных национальных проектов, отличаются по своим целям, объемам, логике и срокам ожидаемого эффекта. Объединяет их то, что эта государственная поддержка направлена на российскую экономическую систему, влияющую прямо или косвенно на все институты российского общества.
2.2 Анализ финансирования и реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье»
Приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье» представляют собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны многих острых проблем развития образовательной и здравоохранительной отраслей. Одна из основных причин этих проблем долгое время заключалась в отсутствии единого, скоординированного по всей вертикали власти механизма финансового и материального обеспечения системы данных сфер, ориентированного на достижение определенных качественных показателей, характеризующих уровень предоставляемых услуг и их доступность для граждан. Одним из главных недостатков практически всех версий данной программы до момента придания ей статуса целевой было отсутствие системы конкретных, измеримых качественных результатов реализации программных мероприятий, ожидаемые результаты реализации программ зачастую носили размытый характер.
Объем финансирования национального проекта «Образование» в период 2011 - 2013 годов отображен в таблице 3 (Приложение 8, 9).
Таблица 3
Объем финансирования национального проекта «Образование» в 2011-2013 гг., млрд. руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста, % | ||
к 2011 г. |
к 2012 г. | |||||
Объем финансирования, установленный согласно сводной росписи, млрд. руб. |
27,3 |
41,6 |
34,5 |
26,4 |
- 17,07 | |
Фактический объем усвоенных средств, млрд. руб. |
27,1 |
41,2 |
33,3 |
22,9 |
-19,2 | |
Доля в общем объеме расходов, % |
0,25 |
0,32 |
0,26 |
4 |
-18,75 | |
Доля в ВВП, % |
0,05 |
0,07 |
0,05 |
0 |
- 28, 6 |
В 2011 году на реализацию приоритетного национального проекта «образование» федеральным законом было предусмотрено 27,3 млрд. рублей. В рамках проекта продолжалась реализация мероприятий по развитию профессионального образования как основы становления экономики знаний, «Наша новая школа», «Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений», «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», «Поощрение лучших учителей» и многих других программ. Исполнение указанных расходов составило 27,1 млрд. рублей, или 99,3% от общей суммы годовых бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями.
В 2012 году работа в рамках проекта продолжалась по тем же направлениям, что и в период 2011 года, однако по финансированию данного проекта наблюдается увеличение запланированных денежных средств в 2 раза, что составляет 41,6 млрд. рублей. Субсидии на развитие дистанционного образования детей-инвалидов составили 2 417,3 млн. рублей, или 96,7 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями, что обусловлено отказом Республики Адыгея, Красноярского края, Нижегородской области и Ямало-Ненецкого автономного округа от получения субсидий. Перечисленные субъекты Российской Федерации участвуют в реализации мероприятия за счет средств своих местных бюджетов. По итогам реализации проекта сумма освоенных денежных средств равна 41,2 млрд. рублей, и составляет 99,1%, что указывает на меньший уровень эффективности реализации проекта, чем в предыдущий период.
В 2013 году освоение денежных средств также равно 99,1%, что составляет 33,3 млрд. рублей из 34,6 млрд., запланированных сводной росписью.
Национальный проект «Здоровье» представляет собой комплекс мероприятий по модернизации сферы здравоохранения - рассматривается в контексте трансформации понятий здорового или нездорового образа жизни, ухода от патерналистской системы взаимодействия «врач-пациент», процессов менеджериализации социального обслуживания [13, с.61].. Суммы бюджетных ассигнования Федерального бюджета для осуществления данных мероприятий в рамках проекта «Здоровье» за период 2011 - 2013 годов показаны в таблице 4 (Приложение 10, 11).
Таблица 4
Объем финансирования национального проекта «Здоровье» в 2011-2013 гг., млрд. руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста, % | ||
к 2011 г. |
к 2012 г. | |||||
Объем финансирования, установленный согласно сводной росписи, млрд. руб. |
132, 9 |
143, 2 |
106, 4 |
- 21, 29 |
- 25,7 | |
Фактический объем усвоенных средств, млрд. руб. |
130, 1 |
142, 3 |
104, 6 |
- 19,6 |
- 26,5 | |
Доля в общем объеме расходов, % |
1, 19 |
1,10 |
0, 79 |
- 33,6 |
- 28,2 | |
Доля в ВВП, % |
0, 24 |
0, 23 |
0, 16 |
- 33,3 |
- 30,4 |
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2011 году осуществлялась в рамках четырех существующих направлений: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовый сертификат». Размер материнского (семейного) капитала в 2011 году составлял 365,7 тыс. рублей. В общей структуре расходов проекта наибольший удельный вес занимали расходы на обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью (33,6 %) и денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена здравоохранения (24,4 %). Сумма фактических расходов на реализацию проекта составила 130 млрд. рублей, или 97,6% от общей суммы, предусмотренной сводной росписью с изменениями.
В сфере здравоохранения наблюдается отрицательная тенденция увеличения уровня освоения денежных средств, так в 2012 году освоение составило 99,4% и равно 142,3 млрд. рублей, а в 2013 году снизилось до 104,6 млрд. рублей или до 98,3%. В общей структуре кассовых расходов ПНП «Здоровье» и в 2012 и в 2013 годах наибольшую долю составили расходы на обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью - 36,4 % в 2012 году и 52,2% в 2013, финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С - 12,9 % и 17,2 в 2012 и 2013 годах соответственно.
Очевидно, что успех реформирования системы образования и здравоохранения, как и программ, предпринятых правительством для преодоления бедности, зависит от системности и взаимосвязи с общей стратегической линией социальной политики. При реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» одни направления проекта завершаются, зато начинают развиваться другие, или же наблюдается изменение структуры финансирования направлений в рамках проектов по мере необходимости в современных условиях.
2.3 Анализ финансирования и реализации национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие АПК»
ПНП «Доступное и комфортное жилье» ставит целью улучшения жилищных условий и обеспеченности жильем граждан России, расширения доступности его приобретения путем стимулирования спроса: выдачи жилищных сертификатов, повышение доступности ипотечных кредитов, обеспечение льготников жильем, а также стимулирование жилищного строительства. Размеры финансирования национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» за период 2011 - 2013 годов представлен в таблице 5 (Приложение 12, 13).
Таблица 5
Объем финансирования национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2011-2013 гг., млрд. руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста, % | ||
к 2011 г. |
к 2012 г. | |||||
Объем финансирования, установленный согласно сводной росписи, млрд. руб. |
209,9 |
238,8 |
123,1 |
- 41,4 |
- 48,5 | |
Фактический объем усвоенных средств, млрд. руб. |
208,3 |
228,7 |
122,2 |
- 41,4 |
- 46,6 | |
Доля в общем объеме расходов, % |
1,89 |
1,83 |
0,91 |
- 51,9 |
- 50,3 | |
Доля в ВВП, % |
0,38 |
0,38 |
0,18 |
- 52,6 |
- 52,6 |
В 2011 году в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» продолжилась реализация трех уже существующих направлений: «Стимулирование развития жилищного строительства», «Поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и одного нового направления «Энергоэффективность и ресурсосбережение». Объем совокупных денежных средств фактически затраченных на реализацию данного проекта в 2011 году равен 208 266,2 млн. рублей, что составило 99,2% от лимита бюджетных ассигнований, равного 209 919 млн. рублей, предусмотренных сводной росписью. В 2012 году сводной росписью с изменениями предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию проекта в размере 238 757 млн. рублей. Работа данного проекта была направлена на продолжение ранее определенных направлений. Интересным фактом реализации проекта в 2012 году стало то, что финансирование увеличилось на 13,7%, что в денежном эквиваленте равно 238 757 млн. рублей, а вот уровень освоения денежных средств наоборот снизился на 3,4%, таким образом, 228 651,8 млн. рублей - сумма фактически затраченных денег в 2012 году на реализацию проекта. В 2013 году наблюдается абсолютно обратная ситуация по формированию и использованию бюджетных средств в рамках реализации проекта. Так сумма ассигнований федерального бюджета, предусмотренных для реализации приоритетного национального проекта, согласно сводной росписи составила 123 063,2 млн. рублей, что на 48,4% меньше по сравнению с предыдущим годом, а вот уровень освоения денежных средств наоборот увеличился на 3,5% и сумма освоения денежных средств в 2013 году составила 122 157,4 млн. рублей.
В современных условиях хозяйствования успешное развитие АПК региона невозможно без реализации конкретных программ, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, относящихся к агропромышленному сектору экономики [2].. Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы. Целевые программы стали одним из основных рычагов государственного регулирования процессов, связанных со структурной перестройкой отраслей экономики. Следует отметить, что они охватывают все отрасли экономики, а также социальную сферу [17, с.163]. Так, некогда знакомый нам приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с 2008 года был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. По словам А. Гордеева, министра сельского хозяйства РФ, причиной таких изменений явился тот факт, что проект стал базой для 5-летней государственной программы по развитию отрасли. «Она полностью поглощает приоритетный национальный проект, существенно разворачивая масштабы поддержки и делая меры системными на долгосрочный период», - пояснил А. Гордеев [19]. В таблице 6 представлен объем финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за период 2011-2013 годов (Приложение 14, 15).