Финансирование непроизводственной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – сделать обобщение по изученной литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние финансов непроизводственной сферы, выявить источники и эффективность финансирования организаций непроизводственной сферы и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

1 СНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………………... 5

1.1Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы …………5

1.2Особенности финансов непроизводственной сферы………………………10

2 СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………..14

2.1Смета затрат как инструмент планирования. Порядок, состав……………14

2.2Этапы и документооборот сметного планирования ……………………....22

3 ИСТОЧНИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ……………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….40

Файлы: 1 файл

НАТА НОВЫЙ КУРС55555 (Автосохраненный).doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

     Услуги  отраслей непроизводственной сферы  могут быть бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством преимущественно бесплатны. Источником обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет.

     Однако  в условиях нехватки государственных  средств в связи с бюджетным  дефицитом все большее развитие получают платные услуги, определяющие и специфические методы ведения хозяйства, формы финансовых отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ  НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  СФЕРЫ

     Разграничение отраслей экономики на материальную и непроизводственную сферы исходит  из классических определений материального  производства, производительного и  непроизводительного труда, материальных благ и др. Сфера материальном производства - главная сфера человеческой деятельности, оставляющая основу существования человеческого общества. Очертив границы материального производства, можно определить методом исключения отрасли непроизводственной сферы. К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и другими функциями, являющимися продолжением производства в сфере обращения.

     Остальные виды деятельности (в процессе которых  материальные блага не создаются) образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.) [1, с. 24].

     В непроизводственной сфере экономические  отношения возникают не ради преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество. Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом - основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может принимать форму вещи, пример - картина художника. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производства. Другими словами, процессы производства и потребления здесь совпадают во времени.

     Отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры общества.

     Поскольку процесс производства и потребления  услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы.

     1. Финансовые отношения сопровождают  движение фондов денежных средств,  образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу пере распределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование.

     2. Источником покрытия затрат в  непроизводственной сфере является  национальный доход, созданный  работниками материального производства. Он служит базой обеспечения  функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материального производства, в частности, той его долей, которая направляется на потребление.

     3. Поскольку основным источником  финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы.

     4. Большинство предприятий, организаций,  учреждений непроизводственной  сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях - ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах.

     5. В условиях развития рыночных  отношений, а также дефицита  бюджета развивается сфера платных  услуг, оказываемых учреждениями  и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств.

     6. В структуре затрат учреждений  непроизводственной сферы высокий  удельный вес занимает заработная  плата (по ряду отраслей она  достигает 60-80 %), так как работникам  непроизводственной сферы свойственна  низкая фондовооруженность труда  и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы - его формирование, распределение и использование [2, с. 33].

     Знание  особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их и с учетом этого реформировать финансовый механизм в условиях становления и развития рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  РОСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  СФЕРЫ  на примере «Отдела культуры Бобруйского районного исполнительного комитета»

     2.1 СМЕТА ЗАТРАТ КАК  ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ. ПОРЯДОК, СОСТАВ

     Отдел культуры Бобруйского районного  исполнительного комитета (в дальнейшем – отдел) создан районным исполнительным комитетом, является районным органом  государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование, управление, государственный контроль в сфере культуры. По вопросам отраслевой деятельности отдел подчиняется управлению культуры Могилёвского областного исполнительного комитета.

     Отдел культуры является юридическим лицом, финансируется из  районного бюджета, имеет расчётный и другие счета  в банке, самостоятельный баланс, осуществляет свою деятельность в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а так же иных источников, не запрещённых законодательством Республики Беларусь, имеет печать с изображением Государственного Герба Республики Беларусь со своим наименованием, бланки и штампы.

     Структура  отдела культуры утверждается и изменяется районным исполнительным комитетом.

     В своей деятельности отдел культуры руководствуется актами законодательства Республики Беларусь, решениями районного и областного Совета депутатов, решениями и распоряжениями областного и районного исполнительных комитетов и  Положением об отделе культуры Бобруйского районного исполнительного комитета.

     Главными  задачами отдела культуры являются:

     •  обеспечение реализации на территории района государственной  культурной политики с учётом местных условий, особенностей и традиций.

     •  создание и поддержание условий  для активной культурной деятельности  населения.

     •  создание условий для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию.

     •  оперативное и широкое информирование населения района по вопросам  культурного  развития Республики Беларусь.

     Адрес: Могилёвская область, г.Бобруйск, ул.Советская 77-а

     Тел./факс: приёмная 8-0225 52 04 06

     Электронный адрес: okbobr_rn@ mail.ru

     Специфика работы Отдел культуры Бобруйского районного исполнительного комитета

     • единство бюджетной системы;

     • вертикальное строительство бюджетной системы;

     • целевое финансирование/субсидирование;

     • реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

     • сметное расходование денежных средств;

     • казначейское исполнение бюджетов;

     • обязательная регламентированная отчетность для контролирующих органов;

     • сложная ИТ-инфраструктура.

     Схема 2.1- Структура бюджетного процесса Отдел культуры Бобруйского районного исполнительного комитета

     

     Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы находятся на бюджетном  финансировании.

     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

     Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования:

     -получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования.

     -целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели.

     -предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

     -безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

     -защищенности от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

     Сметное финансирование строго регламентирует использование бюджетных средств, дает лишь ограниченные возможности их перераспределения в размере определенного круга статей. За расходованием средств бюджета установлен контроль со стороны финансовых органов, осуществляющих финансирование учреждений. 

     \\\\\\\\\\\

     Содержание  УЗ «БГП № 2» как бюджетной организации  полностью финансируется за счет средств  местного бюджета. Для получения финансирования бухгалтерией составляются сметы расходов по бюджетным и внебюджетным средствам, которые утверждаются финансовым Управлением                                                                                         Бобруйского горисполкома.

     Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным  средствам и смет доходов и  расходов по внебюджетным средствам  ведется в соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999г. № 354.

     Бухгалтерский  учет УЗ «БГП №2» осуществляется по мемориально-ордерной  форме  бухгалтерского  учета  с  применением автоматизированной формы ведения  учета на базе  программы «1С: Предприятие 7.7».

     УЗ  «БГП № 2»  составляется бухгалтерскую  отчетность об использовании средств по установленным формам в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах учреждений и организаций, состоящих на бюджете, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 18 января 1999г. № 6. Сроки предоставления бухгалтерской отчетности устанавливаются финансовым Управлением  Бобруйского горисполкома. Бухгалтерская отчетность учреждения является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год). 
 
 

Информация о работе Финансирование непроизводственной сферы