Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа
Цель данной работы – сделать обобщение по изученной литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние финансов непроизводственной сферы, выявить источники и эффективность финансирования организаций непроизводственной сферы и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1 СНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………………... 5
1.1Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы …………5
1.2Особенности финансов непроизводственной сферы………………………10
2 СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………..14
2.1Смета затрат как инструмент планирования. Порядок, состав……………14
2.2Этапы и документооборот сметного планирования ……………………....22
3 ИСТОЧНИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ……………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….40
Порядок сметно-бюджетного финансирования.
Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.
Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.
На
основании соответствующим
По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся на индивидуальные, сметы централизованных мероприятий и сводные.
Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.
Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.
Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:
1) общие
сведения об учреждении, общую
сумму расходов с
2) оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т. д.);
3) расчеты по отдельным статьям сметы [2. C.39].
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.
Все
средства, полученные учреждениями из
бюджета и различных
В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут изменяться, поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.
Одним из важнейших положений планирования расходов является соблюдение пропорций в распределении денежных средств в Российской Федерации в соответствии с задачами комплексно-целевого финансирования и эффективности использования средств бюджетов всех уровней. Для этого применяется нормирование расходов. Нормы разрабатываются на основе общего для всех субъектов Федерации принципа распределения бюджетных средств, который обеспечивает равные условия удовлетворения социально-культурных и бытовых нужд населения. Разный уровень экономического развития субъектов Федерации требует дифференциации норм с учетом экономических особенностей и потребностей регионов [1. C.78].
Нормы расходов - это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы являются стоимостным выражением натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).
По юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т.д.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу):
Расчетные нормы определяются самим учреждением по согласованию с финансовыми нормами. При их установлении учитываются конкретные условия (например, определение объема затрат на отопление в школах или больницах в Мурманской области или Ставропольском крае), в которых находится данное учреждение.
При бюджетном нормировании расходов Правительство устанавливает нормативы - размеры расходов, которые не связаны с единицей нормирования (например, проценты начисления на заработную плату).
По степени охвата затрат на основную единицу финансирования нормы расходов подразделяются на индивидуальные и укрупненные. Индивидуальные нормы, как обязательные, так и расчетные, применяются при составлении индивидуальных смет; укрупненные - при составлении бюджетов разных уровней и представляют собой общий объем затрат на плановый показатель [14. C.65].
Большую часть ассигнований на содержание бюджетных учреждений составляют затраты по статьей ометы. Поэтому при составлении сметы особое место занимает нормирование заработной платы.
Фонд заработной платы для бюджетного учреждения исчисляется исходя из штата сотрудников (количество должностей по установленному для учреждения перечню) и ставок заработной платы по установленному нормативу в зависимости от стажа, образования и т.д.
При
планировании ассигнований на содержание
бюджетных учреждений критерий определяется
так, чтобы он максимально отражал
целевую направленность (школа, детский
сад) и виды затрат (зарплата, питание
больных, капитальный ремонт и т.д.).
До
недавнего времени хозрасчетные
принципы в бюджетных учреждениях
были весьма ограничены. Однако в дальнейшем
будет развиваться три вида финансового
обеспечения организаций
-бюджетное финансирование, при котором госбюджет является единственным источником;
-бюджетно-хозрасчетное финансирование (смешанное финансирование, при котором часть затрат покрывается средствами бюджета);
-
хозрасчетное финансирование – осуществляется
исключительно за счет собственных средств.
Смета
в отделе образования формируется
на основании доведенных показателей
сводной бюджетной росписи и
лимитов бюджетных обязательств
на соответствующий год и
Большинство плановых норм и нормативов при составлении смет самостоятельно рассчитываются централизованной бухгалтерией с учетом действующих цен и тарифов. К примеру, расходы на коммунальные услуги определялись на основе технологических норм для данного типа помещения, исходя из реально сложившегося уровня цен.
Другая часть расходов учреждения предопределена ранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся фондом оплаты труда. Эти расходные обязательства (расходы) называют действующими. Такие расходы подлежат обязательному включению в планируемый бюджет и их легко обосновать с использованием достаточно простых правил пересчета (прямой счет, индексация).
Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределении принимает городской Финансовый отдел.
Проверка исполнения сметы позволяет сделать вывод прежде всего о правильности утвержденной сметы по отдельным кодам и видам расходов и получить материал для улучшения планирования. Так, например, на некоторые расходы бюджетных учреждений нет твердых нормативов. При планировании они определяются, как правило, на уровне расходов, фактически сложившихся за предыдущий год. В этом случае анализ отчета по данному виду расхода может дать хороший материал, подтверждающий возможность принятия по плану расходов на уровне фактически сложившихся либо, наоборот, доказывающий, что в предыдущем году по этому виду расходов были излишества, поэтому планировать их на уровне отчетных не следует.
Таким образом, анализ позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушения режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.
Проведем анализ отчетов об исполнении смет расходов отдела образования администрации Первомайского района города Бобруйска на основании свода расходов учреждений ЦБ (Приложение Г).
При сопоставлении фактических и кассовых расходов за 2008 г. в целом выявлено превышение фактических расходов над кассовыми в сумме 571991,2 тыс. руб. или 3,9 %, в т.ч. по ДДУ – 466439,6 тыс. руб. или 3,8 %, по своду спортивных школ – 105551,6 тыс. руб. или 4,5 %.
Так по коду 100100 "Заработная плата рабочих и служащих" свода учреждений образования превышение фактических расходов над кассовыми в сумме 232759,7 тыс. руб. или 3,2 %, в т.ч. по ДДУ 140839,6 тыс.руб. или 2,3 % и по спортивным школам 91920,1 тыс. руб. или 7,3 %, произошло по причине того, что срок выплаты заработной платы за декабрь 2008 г. установлен 15 января 2009 г., и на отчетную дату начисление заработной платы работникам учреждений образования отражено в фактических расходах 2008 г., а в кассовых расходах эта сумма будет показана только после выплаты заработной платы в 2009 г.
Те же причины лежат и в превышении фактических расходов над кассовыми по своду учреждений образования в сумме 78565,3 тыс. руб. или 3,2 % по коду 100200 "Начисления на заработную плату", т.к. перечисление взносов во внебюджетные фонды за декабрь 2008 г. также предусмотрено за счет кредитов будущего года.
По
коду 100300 "Приобретение предметов
снабжения и расходных
Не характерно превышение кассовых расходов над фактическими по коду 100303 "Мягкий инвентарь и обмундирование» на сумму 2651,4 тыс. руб. или 14,5 %. Это говорит о том, что бюджетные средства перечислены поставщикам, но товар не получен. В силу субъективных причин поставщик мягкого инвентаря ЗАО "Силуэт" не обеспечил полноту поставки товара в детские сады и спортивные школы, и бюджетные средства в отчетном 2008 г. использованы не рационально.
По
коду 100400 "Командировки и служебные
разъезды" произведены фактические
расходы в сумме 1025,5 тыс. руб., не
предусмотренные бюджетной
Анализ фактических расходов по коду 100500 "Оплата транспортных услуг" и оплата в 2008 г. за транспортные услуги, оказываемые учреждениям образования, отраженная в кассовых расходах 2008 г., показывает, что несмотря на обеспечение жизнедеятельности учреждений в отчетном году в виде доставки продуктов питания в детские сады, фактические расходы в сумме 25900 тыс. руб. все же меньше кассовых на 4714,7 тыс. руб. Это объясняется погашением в течение 2008 г. кредиторской задолженности за услуги, произведенные в 2007 г.
Недофинансированием объясняется разрыв между кассовыми и фактическими расходами по коду 100600 "Оплата услуг связи" в сумме 1576,5 тыс. руб., в т.ч. по спортивным школам 211,9 тыс. руб., по ДДУ 1364,6 тыс. руб.
При
наличии дебиторской
По коду 101000 "Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг" кассовые расходы больше фактических на 47622,8 тыс. руб. или на 14,0 %, в т.ч. по спортивным школам – на 9288,1 тыс. руб. или 10,8 % и по ДДУ – на 38334,7 тыс. руб. или на 10,7 %. Основной причиной явилось погашение в 2008 г. кредиторской задолженности прошлых лет, а именно по текущему ремонту.
По коду 300000 "Текущие бюджетные трансферты" фактические расходы превысили кассовые на 3701,6 тыс. руб. или на 6,7 %. Это объясняется наличием кредиторской задолженности по выплате компенсаций на литературу педагогическим работникам за счет ее погашения прошлых лет.