Финансирование отраслей социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.
Задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.
2. Определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования.
3. Проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственное финансовое регулирование в
социальной сфере, его формы и методы………………………...5
1.1 Содержание финансового регулирования………………………...5
1.2 Финансовое регулирование как механизм воздействия
на развитие общества и его коррекции………………………….10
1.3 Влияние финансов на экономику…………………………………14
Глава 2. Финансирование отраслей социальной сферы ………………..23
2.1 Сводные характеристики развития социальной сферы в
2008-2010 годах……………………………………………….....23
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство…………………..….…25
2.3 Образование……………………………………………………..…28
2.4 Здравоохранение и спорт……………………………….…...31
2.5 Культура, кинематография и средства массовой
Информации……………………………………………………..…33
2.6 Социальная политика…………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованной литературы……………………………………..….48

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственное финансовое регулирование в

                       социальной сфере, его формы и методы………………………...5

    1. Содержание финансового регулирования………………………...5
    2. Финансовое регулирование как механизм воздействия

                    на развитие общества и его коррекции………………………….10

    1. Влияние финансов на экономику…………………………………14

Глава 2. Финансирование отраслей социальной сферы ………………..23

      2.1 Сводные характеристики развития социальной сферы в

                   2008-2010  годах……………………………………………….....23 
       2.2  Жилищно-коммунальное хозяйство…………………..….…25 
         2.3 Образование……………………………………………………..…28

          2.4  Здравоохранение  и  спорт……………………………….…...31 
          2.5 Культура, кинематография и средства массовой

                 Информации……………………………………………………..…33 
           2.6   Социальная политика…………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………...46

Список  использованной литературы……………………………………..….48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

             Функционирование отдельных элементов механизма финансового регулирования экономики и социальной сферы, организация одноименного процесса в конкретных государствах, безусловно, являются предметом изучения достаточно большого круга экономистов. Отдавая должное значимости таких исследований для развития финансовой науки и практики государственного управления, следует отметить, что количество публикаций, посвященных комплексному анализу названных вопросов, продолжает оставаться незначительным, а сами исследования, как правило, отличаются недостаточной степенью теоретической разработки проблем. Несмотря на многовековую историю использования финансов в общественном воспроизводстве, системное обоснование сущности и содержания финансового регулирования не получило еще должного отражения в экономической литературе, не выработано общепризнанного научного определения данного явления объективной действительности, отсутствует четкость в подходах к структурному построению системы и механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.  

            Фрагментарность восприятия накопленного опыта негативно сказывается на формировании финансовой стратегии российского государства, на выработке подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Между тем, необходимость комплексной разработки данной тематики  очевидна.  
     Специфика российских реалий обусловливает особую важность переосмысления положений финансовой науки, и прежде всего тех вопросов, которые связаны с пониманием роли финансов в жизнедеятельности общественной системы в целом, с выявлением возможностей их использования для решения насущных воспроизводственных проблем, с разработкой методологических подходов к организации процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы в условиях недостаточности информационного обеспечения и нестабильности параметров развития. Исследование вышеназванных проблем представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане, предопределяет важность темы и содержательные компоненты работы.

   Цель  данной работы – оценить место  и роль финансового регулирования  экономики и социальной сферы  в общей системе государственного регулирования.

   Задачи:

   1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.

   2. Определить предпосылки и условия  проведения эффективного государственного  финансового регулирования.

   3. Проанализировать влияние различных  видов, форм и методов финансового  регулирования на основные экономические показатели 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Государственное финансовое регулирование в социальной сфере, его формы и методы

1.1 Содержание финансового регулирования 

     Современный этап развития рыночной экономики в  различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.  
Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство. 
         Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением. 
          Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них  финансовых  ресурсов. 
         Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых  ресурсов  в  других. 
         Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими1. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

         Необходимость финансового воздействия  на территориальные пропорции  (выравнивание уровня социально-экономического  развития территорий) актуальна  для стран, где в силу исторических  традиций, климатических условий,  неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала

______________

1Программа социально-экономического развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.): Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 № 1163-р (п.8).  

различных  регионов. 
         Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду. 
        Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот1 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров. 
         Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной

______________

1В действующем в Российской Федерации Налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс РФ предусматривает  по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц  или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это действующей до 01..01.1990 статей 10 Закона РФ от 27.12.1990 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.

поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные  субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные

предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким  образом государственная поддержка  оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного  оборудования. 
       Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые1. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами  государственного финансового регулирования  отраслевых пропорций  являются: 
      • налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); 
      • амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование  ускоренной  амортизации); 
     • различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); 
     • с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и

 
________________

1См. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования.- М. Финансы и статистика, 1996.- С.58

 
        Отдельные методы  государственного финансового регулирования  могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные  инвестиции страхового тарифа  по услугам коммерческих банков  и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии. 
        Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы. 
       Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов  (например,  Москвы  и  Санкт-Петербурга).

           Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока.  
       В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.  
       Нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя "государственная опека" отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.
 
 
 

1.2 Финансовое регулирование как механизм воздействия на развитие общества и его коррекции

     В процессе создания и использования общегосударственных фондов денежных средств стоимость перераспределяется в отраслевом и территориальном масштабе, а также между отделимыми группами населения. В результате в социально-экономической системе создается материальная база для удовлетворения основной части коллективных потребностей в образовании, науке, здравоохранении, инфраструктуре. Кроме того, в обществе появляется возможность устранить такой недостаток рынка, как «дефект распределения доходов», который воспроизводит существенное социальное неравенство. Централизация денежных ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень пенсионеров, нетрудоспособных, многодетных, безработных и других нуждающихся в этом граждан, повышает в конечном счете совокупное потребление общества. Последнее, в свою очередь, является фактором повышения эффективности производства.

Информация о работе Финансирование отраслей социальной сферы