Финансирование отраслей социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.
Задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.
2. Определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования.
3. Проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственное финансовое регулирование в
социальной сфере, его формы и методы………………………...5
1.1 Содержание финансового регулирования………………………...5
1.2 Финансовое регулирование как механизм воздействия
на развитие общества и его коррекции………………………….10
1.3 Влияние финансов на экономику…………………………………14
Глава 2. Финансирование отраслей социальной сферы ………………..23
2.1 Сводные характеристики развития социальной сферы в
2008-2010 годах……………………………………………….....23
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство…………………..….…25
2.3 Образование……………………………………………………..…28
2.4 Здравоохранение и спорт……………………………….…...31
2.5 Культура, кинематография и средства массовой
Информации……………………………………………………..…33
2.6 Социальная политика…………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованной литературы……………………………………..….48

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

            В Российской Федерации различные  формы бюджетных расходов как  методы финансового регулирования  предусмотрены федеральными, региональными  и муниципальными целевыми программами.  Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержки отдельных отраслей, территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций (в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов (ставка по ним значительно ниже, чем ставка банковского кредита, она устанавливается обычно на уровне 1/3 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации). Интересен пример Москвы, где в рамках программы поддержки промышленности используются субсидии на частичную компенсацию процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам организаций, частично находящихся в собственности Москвы. 
         Темпы экономического и социального развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между потреблением и накоплением, складывающегося в результате финансового распределения. Норма накопления определяет темпы и качество экономического роста. В не меньшей степени темпы развития экономики зависят от внутренней структуры валового накопления. Эффективность инвестиций зависит от удельного веса в них производственных капитальных вложений, их отраслевой, технологической и территориальной структур. В развитой рыночной экономике оптимизировать инвестиционный процесс помогает финансовый рынок, с помощью которого временно свободные финансовые ресурсы и сбережения направляются в наиболее эффективные объекты. 
        Изменение пропорций между потреблением и накоплением определяется не только конкретной экономической ситуацией на рынке, но и направленностью методов государственного финансового регулирования. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности государством может осуществляться как путем прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льготных условий для негосударственных инвесторов, при этом используется сочетание налоговых и бюджетных методов регулирования. Льготные условия как финансовый стимул инвестиционной деятельности создаются путем полного или частичного освобождения от уплаты налогов по операциям, связанным с осуществлением инвестиций, и доходам, направляемым на капитальные вложения. Организации могут получать инвестиционный налоговый кредит1, уменьшать налогооблагаемую прибыль за счет ускоренной амортизации. В составе расходов бюджета может быть предусмотрен бюджет развития, предназначенный для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Бюджетные средства могут быть привлечены для закупки оборудования, в дальнейшем предоставляемого на основе лизинговых соглашений.

     Долговременное повышение эффективности  и масштабов производства возможно  только на основе использования  новейшей техники и технологии. В развитых странах в настоящее  время почти весь прирост производительности труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой  техники  и  технологий. 
        Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует научно-техническому прогрессу (НТП). Однако для максимального раскрытия этого потенциала необходимы определенные условия, среди которых: превышение предложения над спросом на рынке традиционных товаров, отсутствие монополизма производителей и разработчиков, наличие конкуренции (в том числе среди научных коллективов), защита интеллектуальной собственности и т.д. Пока полностью в России такие условия не созданы, поэтому нередко коммерческие интересы побуждают субъекты хозяйствования направлять свои ресурсы в сторону более легких и гарантированных способов увеличения прибыли, экономя на расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В связи с этим необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР, работ по созданию и

внедрению новой техники, изобретательству. Государственное  участие в создании такого механизма может осуществляться путем бюджетного финансирования научных разработок (в форме сметного финансирования государственных научно-исследовательских организаций, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, оплаты государственного и _______________

1Изменение срока уплаты налога, при котором организации, осуществляющей инвестиционную деятельность, разрешается уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой налогов и процентов.

муниципального  заказа), а также создания льготных условий субъектам хозяйствования,  действующим  в  области  инноваций. 
       Сочетание различных налогово-бюджетных методов стимулирования НТП можно проследить на основе деятельности некоммерческих организаций, созданных в форме научных фондов. В Российской Федерации, например, государство выступает учредителем Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных  инноваций  и  др. 
       Источником финансирования научных грантов, размещаемых на конкурсных условиях данными фондами, являются бюджетные средства. Данные средства, полученные организациями, осуществляющими научные разработки, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Фонды финансирования научных исследований могут создаваться органами государственной власти вместе с коммерческими организациями (например, Российский фонд технологического развития, фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-контрукторских работ), при этом добровольные взносы коммерческих организаций в такие фонды полностью или частично уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций (ст. 262 НК  РФ). 
          Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют порядок распределения средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и у тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. В США принципиально важной мерой, усилившей влияние государства на инновационные процессы, стало принятие в 1981 г. закона об инновационных исследованиях малого бизнеса. Рассматривая науку в качестве основы прогресса промышленности и национальной экономики, закон наделил малый бизнес правами в получении бюджетных субсидий на разработку инноваций1.

              Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научно-технических достижений. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой степени определяется размерами назначаемых им премий. В Российской Федерации авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_______________

1 Шульгина И.В. Финансирование малых инновационных предприятий ( опыт США) // Науковедение. – 2003. - №2. – С.68.

Глава 2. Финансирование отраслей социальной сферы

2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы  в 2008-2010 годах

     Анализ  расходов на социальную сферу свидетельствует  об их приросте в проекте бюджета  на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году - 14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%.

     Объем и структура финансирования социальной сферы за счет федерального бюджета  представлены в таблице 6. По оценкам экспертов, к концептуальным недостаткам проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов можно отнести применение счётно-бухгалтерских методов, использующих прежние условия и крайне низкие уровни расходов на социальную сферу. В большинстве случаев рост намеченных расходов фактически только покрывает официальный прогноз инфляции. Во многом это связано с тем, что до сего времени не приняты законодательные акты Российской Федерации, направленные на расширение самостоятельности организаций социальной сферы и переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных, публичных и муниципальных услуг. В представленном проекте федерального бюджета переход к среднесрочному программно-целевому планированию с позиции заявленных целей - по обеспечению достойной жизни граждан страны и устойчивого экономического роста - удалось решить лишь в минимальной степени. Более того, по ряду статей социального блока федерального бюджета расходы в относительных показателях или сохраняются на прежних уровнях или даже уменьшаются (см.  таблицу 2.1.1). Например, доля расходов социальных статей в общих расходах федерального бюджета в 2010 году снижается до 14,6% (вместо 15% в 2007 году), в то время как доля затрат на общегосударственные расходы устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году).

Таблица 2.1.1

Расходы федерального бюджета на социальные цели и науку    

  2007 г. (закон) 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к  2007 г.
млрд. руб. % к ВВП % к рас-ходам ФБ млрд. руб. % к пре-дыд. году1 % к ВВП % к рас-ходам ФБ млрд. руб. % к пре-дыд. году1 % к ВВП % к рас-ходам ФБ млрд. руб. % к пре-дыд. году1 % к ВВП % к рас-ходам ФБ номи-наль-ный  рост реальный  рост
ЖКХ2 53.0 0.2 1,0 56,5 100,0 0,2 0.9 79,2 131,2 0,2 1,1 71,0 84,3 0,2 0,9 134,0 109,7
Образование 277,9 0,9 5,1 309 103,3 0,9 4,7 315,5 95.6 0,8 4,2 341,1 101,7 0,8 4,2 122,7 100,5
Здравоохране-ние, ф/к и спорт 206,4 0,7 3,8 218,3 98,3 0,6 3,3 234,2 100,5 0,6 3,1 274,6 110,3 0,6 3,4 133 108,9
Культура 67,8 0,2 1 2 82,7 113,4 0.2 1 3 70,2 795 0.2 0,9 67,5 90,5 0,2 0.8 100,0 81,5
Социальная  политика 215,6 0,7 3,9 273,0 117,7 0,8 4,2 362,4 124,3 0,9 4,9 427,5 111,0 0,9 5,3 198,3 162.3
Итого 820,7 27 15,0 9395 106,4 2,7 14,4 1061.5 105,8 2,7 14,2 1184,7 105.0 2,7 14,6 144.3 118,2
Трансферты  внебюджетным фондам 1066 3,5   1353   3,9 20,6 1516   3,8 20.3 1840,8   4,1 22.8    
Межбюджетные трансферты 784 2,6   919,2   2,6   905,1   2,3   874,8   2,0      

 

 

_____________

1 с учетом инфляции

2 по первоначальным разработкам

2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство

     Расходы федерального бюджета по разделу  «Жилищно-коммунальное

хозяйство»  предусмотрены на 2008 год в размере 56,9 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с 2007 годом на 7,4%, на 2009 год – 79,2 млрд. рублей (рост на 49,4%), на 2010 год – 71,0 млрд. рублей (рост 33,9%). Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйстве в федеральном бюджете остается практически на одном и том же уровне: 2007 г. - 1,0%; 2008 г. - 0,9%;2009 г. - 1,1%; 2010 г. - 0,9%.

     Инвестиции  на ЖКХ в основном проходят по федеральной  целевой программе «Жилище», в  рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Его реализация предусмотрена по 4 направлениям, связанным с повышением доступности жилья, увеличением объемов ипотечного жилищного кредитования, увеличением объемов жилищного строительства, модернизации коммунальной инфраструктуры и выполнением государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.

     Расходы федерального бюджета в рамках проекта  увеличатся по сравнению с 2007 годом  в 1,3 раза в 2008 году и в 1,4 раза - к 2010 году.

     В результате будет обеспечено жильем более 100 тысяч семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению, граждан уволенных с военной службы, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

     Проектировки  федерального бюджета на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов предусматривают  дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 18,4 млрд. рублей, в том  числе по 6,1 млрд. рублей ежегодно, на предоставление субсидий 17 тыс. семей, состоящих на учете на получение жилищных субсидий, как выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих в своем составе граждан таких категорий, как инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства. В результате за период 2008-2010 годов совокупный объем расходов федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий увеличится с 6,1 млрд. рублей до 24,5 млрд. рублей, что позволит к концу 2010 года обеспечить всех граждан, отнесенных к указанной категории и состоящих на учете в субъектах Российской Федерации (22 тыс. семей).

Информация о работе Финансирование отраслей социальной сферы