Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение модели государственного финансирования учреждений здравоохранения в РФ и определение основных проблем финансирования данных учреждений.
Основными задачами курсовой работы являются:
1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
2. провести анализ государственного финансирования системы здравоохранения в РФ;
Доля средств ОМС в финансировании территориальных программ государственных гарантий, составлявшая в 2010 г. 48%, несколько снизилась в 2011 году - до 47%. Значение этого показателя для разных субъектов РФ варьирует от 16% (Республика Тыва) до 93% (Самарская обл.) (рис. 3).
Рис.3 Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ в 2010 году
Среди изменений,
произошедших в 2011 году, особенно следует
отметить сокращение доли средств, аккумулируемых
в системе ОМС в Самарской
области. Долгое время этот регион был
единственным в стране, где в полном
объеме была реализована модель ОМС,
предусмотренная законом о
2.3 Территориальное неравенство
в финансовом обеспечении прав
граждан на получение
Первой
важнейшей характеристикой
Для ликвидации данного неравенства необходимо в первую очередь разработать и обосновать факторы, оказывающие существенное влияние на финансирование здравоохранения регионов.
Рис.4. Размеры государственного финансирования территориальных программ госгарантий в субъектах РФ в 2009 году, руб. на человека
В их перечень могут входить такие показатели как:
- уровень оплаты на душу
- коэффициент семейности;
- климатические условия;
- изменение расходов в связи с различной продолжительностью жизни после выхода на пенсию.
2.4 Динамика расходов на здравоохранение по итогам за 2010-2011гг.
Расходы на здравоохранение в России по итогам 2010 г. составляли 3,7% от ВВП, что более чем в 2 раза меньше, чем в развитых европейских странах. Несмотря на мировой экономический кризис, в 2009 году социальные расходы в нашей стране не были сокращены, продолжилось финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье». Однако оборудование, поставляемое в лечебные учреждения, частенько простаивает, а на информатизацию непосредственно медицины тратится около 13% средств, выделяемых Минздравсоцразвития на ИТ.
Расходы на здравоохранение в Российской Федерации, согласно данным Росстата, по итогам 2011 г. составили 3,9% от ВВП (рис.5), что несколько ниже, чем в соседней Беларуси (4,1%). Для примера, во Франции этот показатель равен 8,9%, в Великобритании 7,2%, в Австралии 6,5%.
Рис.5. Расходы на здравоохранение по странам мира, % от ВВП
Тем не менее, государственное финансирование здравоохранения РФ в последние годы постоянно увеличивается (табл. 3).
Табл.3.
Ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2010-2011 годы
2010г. |
2011г. |
Отклонение | |
Общий объем, млрд. рублей |
218,3 |
234,2 |
15,9 |
Доля в бюджетных |
3,3 |
3,1 |
-0,2 |
Прирост к предыдущему году, млрд. рублей |
11,9 |
15,9 |
4 |
Прирост к предыдущему году, % |
5,8 |
7,2 |
1,4 |
Анализируя данные таблицы 3 можно заметить, что динамика расходов на здравоохранение положительная. В 2010 году прирост к 2009 составил 11,9 млрд.руб. В 2009г сумма ассигнований составила 206,4 млрд.руб. В 2011 году увеличение ассигнований увеличилось на 15,9 млрд.руб., что в процентном отношении составляет 7,2 %.
Если же в целом финансирование здравоохранения за последние годы увеличилась, то отклонение показателей отдельных статей происходило не только в положительную сторону (табл.4).
Таблица 4
Структура расходов на здравоохранение в 2010-2011 году (в % к общему объему расходов по разделу)
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | |
Стационарная медицинская |
62,2 |
64,8 |
2,6 |
Амбулаторная помощь |
5,1 |
5,2 |
0,1 |
Скорая медицинская помощь |
0,2 |
0,2 |
- |
Санаторно-оздоровительная |
7,2 |
7,1 |
-0,1 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
1,1 |
1,1 |
- |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
3,3 |
3,3 |
- |
Физическая культура и спорт |
6,2 |
5,6 |
-0,6 |
Прикладные научные |
1,5 |
1,4 |
-0,1 |
Другие вопросы в области |
13,2 |
11,3 |
1,9 |
Итого по разделу |
100 |
100 |
- |
Анализируя данные таблицы 4 можно сделать вывод, что произошло увеличение по статье стационарная медицинская помощь на 2,6 %. Также повысился показатель статьи амбулаторная помощь на 0,1 %. Данные статей стационарная медицинская помощь, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов не претерпели изменений в 2011 году. Статьи санаторно-оздоровительная помощь, прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта, физическая культура и спорт уменьшились на 0,1%, на 0,6 % соответственно.
2.5 Современное состояние здравоохранения в Российской Федерации и её дальнейшее развитие
По оценке,
численность постоянного
Современная история Российской Федерации
убедительно показывает, что снижение
государственной поддержки
Расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на финансирование здравоохранения составляют от 2,9% до 3,1% валового внутреннего продукта.
Нуждаются
в совершенствовании
Сохраняется
фрагментация системы здравоохранения,
как и сферы социальной защиты
в целом, в том числе по уровню
платежеспособности потребителей. Межведомственное
взаимодействие здравоохранения, образования,
охраны окружающей среды и других
ведомств недостаточное. Велики различия
в обеспечении ресурсами
Достигнутый уровень платности услуг и товаров здравоохранения не соответствует накопленным потребностям, культуре и платежеспособности значительной части населения. Это приводит к случаям позднего обращения, ухудшению исходов заболевания, росту социальных расходов, снижению уровня жизни граждан, ВВП.
В последние 16 лет заболеваемость
населения Российской Федерации
постоянно растет, что связано, с
одной стороны, с ростом доли пожилого
населения и с более
Основная часть населения не удовлетворена системой здравоохранения по данным социологических опросов (рис.6):
Рис.6 Оценка населения качества системы здравоохранения
Только в 9 субъектах РФ уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению превысил в прошлом году 100%. Это означает, что в этих регионах размеры государственного финансирования территориальной программы (расходы из консолидированного регионального бюджета и из средств ОМС) были не ниже рассчитанной ими величины стоимости территориальной программы. В среднем же по стране этот уровень составил 82%, и при этом дифференциация уровня финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий достаточно высока (рис.7.)
Рис. 7 Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в 2011 году
Что касаемо ближайшего будущего - планируется развитие приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2012-2014 годах, в котором финансирование различных отраслей здравоохранение увеличивается и детализируется (приложение 1).
Согласно принятой Государственной думой РФ концепции развития здравоохранения и медицинской науки здоровье является важнейшей ценностью, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Государственная политика в области здравоохранения включает последовательную реализацию управленческих решений, направленных на укрепление здоровья населения. Среди ведущих направлений выделим следующие: охрана окружающей среды, профессиональное здоровье, контроль инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, поддержание психического здоровья населения, обеспечение социальной справедливости в распределении медицинских услуг.
Стратегической целью развития здравоохранения является улучшение основных показателей общественного здоровья:
Соответствующую работу предполагается проводить с учетом выполнения трех основных принципов развития отрасли:
2.6 Основные проблемы
финансирования учреждений
На сегодняшний день существует
ряд проблем финансового
- отсутствие адекватного разграничения между источниками финансирования;
- недостаточная доступность медицинских услуг для населения;
- тип финансирования не позволяет оценить эффективность использования средств, направляемых на нужды здравоохранения;
Информация о работе Финансирование системы здравоохранения в РФ