Финансирование системы здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение модели государственного финансирования учреждений здравоохранения в РФ и определение основных проблем финансирования данных учреждений.
Основными задачами курсовой работы являются:
1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
2. провести анализ государственного финансирования системы здравоохранения в РФ;

Файлы: 1 файл

Финансирование системы здравоохранения в РФ.docx

— 572.43 Кб (Скачать файл)

Доля  средств ОМС в финансировании территориальных программ государственных  гарантий, составлявшая в 2010 г. 48%, несколько  снизилась в 2011 году - до 47%. Значение этого показателя для разных субъектов  РФ варьирует от 16% (Республика Тыва) до 93% (Самарская обл.) (рис. 3).

 

 

Рис.3 Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ в 2010 году

 

Среди изменений, произошедших в 2011 году, особенно следует  отметить сокращение доли средств, аккумулируемых в системе ОМС в Самарской  области. Долгое время этот регион был  единственным в стране, где в полном объеме была реализована модель ОМС, предусмотренная законом о медицинском  страховании. Доля средств ОМС в  государственном финансировании здравоохранения  составляла в 2010 году 94%; а в 2011 году она уменьшилась почти вдвое  – до 49%. Региональная администрация  перестала перечислять в фонд ОМС средства, предназначенные для  финансирования расходов на содержание зданий медицинских учреждений. В  результате этого решения в Самарской  области была разрушена одноканальная  система финансирования ЛПУ и  воспроизведена двухканальная система  финансирования, существующая почти  во всех других субъектах РФ.

 

2.3 Территориальное неравенство  в финансовом обеспечении прав  граждан на получение медицинской  помощи

 

Первой  важнейшей характеристикой имеющихся  различий между регионами России в финансировании здравоохранения  является значительное неравенство  в размерах финансирования территориальных  программ государственных гарантий в расчете на одного жителя (рис. 4). Так, в Ямало-Ненецком автономном округе в сфере здравоохранения  в 2011 году в рамках финансирования территориальных  программ госгарантий было потрачено  в 6,9 раз больше средств по сравнению  с Республикой Дагестан. Распределение  субъектов РФ по значению этого показателя очень неравномерно: лишь в 19 регионах оно выше среднего уровня (4300 руб. на человека в год), а в большинстве  регионов - ниже.

Для ликвидации данного неравенства необходимо в первую очередь разработать  и обосновать факторы, оказывающие  существенное влияние на финансирование здравоохранения регионов.

 

Рис.4. Размеры государственного финансирования территориальных программ госгарантий в субъектах РФ в 2009 году, руб. на человека

 

В их перечень могут входить такие показатели как:

- уровень оплаты на душу населения  региона;

- коэффициент семейности;

- климатические условия;

- изменение расходов в связи с различной продолжительностью жизни после выхода на пенсию.

 

2.4 Динамика расходов  на здравоохранение по итогам  за 2010-2011гг.

 

Расходы на здравоохранение в России по итогам 2010 г. составляли 3,7% от ВВП, что более  чем в 2 раза меньше, чем в развитых европейских странах. Несмотря на мировой  экономический кризис, в 2009 году социальные расходы в нашей стране не были сокращены, продолжилось финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье». Однако оборудование, поставляемое в лечебные учреждения, частенько простаивает, а на информатизацию непосредственно медицины тратится около 13% средств, выделяемых Минздравсоцразвития на ИТ.

Расходы на здравоохранение в Российской Федерации, согласно данным Росстата, по итогам 2011 г. составили 3,9% от ВВП (рис.5), что несколько ниже, чем в соседней Беларуси (4,1%). Для примера, во Франции  этот показатель равен 8,9%, в Великобритании 7,2%, в Австралии 6,5%.

 

Рис.5. Расходы на здравоохранение по странам мира, % от ВВП

 

Тем не менее, государственное финансирование здравоохранения  РФ в последние годы постоянно  увеличивается (табл. 3).

Табл.3.

Ассигнования  федерального бюджета по разделу  «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2010-2011 годы

 

2010г.

2011г.

Отклонение

Общий объем, млрд. рублей

218,3

234,2

15,9

Доля в бюджетных ассигнованиях  федерального бюджета, %

3,3

3,1

-0,2

Прирост к предыдущему году, млрд. рублей

11,9

15,9

4

Прирост к предыдущему году, %

5,8

7,2

1,4


 

Анализируя  данные таблицы 3 можно заметить, что  динамика расходов на здравоохранение  положительная. В 2010 году прирост к 2009 составил 11,9 млрд.руб. В 2009г сумма ассигнований составила 206,4 млрд.руб. В 2011 году увеличение ассигнований увеличилось на 15,9 млрд.руб., что в процентном отношении составляет 7,2 %.

Если  же в целом финансирование здравоохранения  за последние годы увеличилась, то отклонение показателей отдельных статей происходило  не только в положительную сторону (табл.4).

 

Таблица 4

Структура расходов на здравоохранение в 2010-2011 году (в % к общему объему расходов по разделу)

 

 

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Стационарная медицинская помощь

62,2

64,8

2,6

Амбулаторная помощь

5,1

5,2

0,1

Скорая медицинская помощь

0,2

0,2

-

Санаторно-оздоровительная помощь

7,2

7,1

-0,1

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение  безопасности донорской крови и  ее компонентов

1,1

1,1

-

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

3,3

3,3

-

Физическая культура и спорт

6,2

5,6

-0,6

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

1,5

1,4

-0,1

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

13,2

11,3

1,9

Итого по разделу

100

100

-


 

Анализируя данные таблицы 4 можно  сделать вывод, что произошло  увеличение по статье стационарная медицинская  помощь на 2,6 %. Также повысился показатель статьи амбулаторная помощь на 0,1 %. Данные статей стационарная медицинская помощь, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов не претерпели изменений в 2011 году. Статьи санаторно-оздоровительная помощь, прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта, физическая культура и спорт уменьшились на 0,1%, на 0,6 % соответственно.

 

2.5 Современное  состояние здравоохранения в  Российской Федерации и её дальнейшее развитие

 

По оценке, численность постоянного населения  Российской Федерации на 1 ноября 2010 года составила 141,8 млн. человек и  с начала года уменьшилась на 82,4 тыс. человек, или на 0,06 % (на соответствующую  дату предыдущего года наблюдалось  увеличение численности населения  на 12,0 тыс. человек, или на 0,008%).

Современная история Российской Федерации  убедительно показывает, что снижение государственной поддержки здравоохранения  и ухудшение качества жизни населения  приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни.

Расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на финансирование здравоохранения  составляют от 2,9% до 3,1% валового внутреннего  продукта.

Нуждаются в совершенствовании государственные  гарантии бесплатной медицинской помощи. Финансирование здравоохранения существенно  отстает от потребностей.

Сохраняется фрагментация системы здравоохранения, как и сферы социальной защиты в целом, в том числе по уровню платежеспособности потребителей. Межведомственное взаимодействие здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и других ведомств недостаточное. Велики различия в обеспечении ресурсами здравоохранения  между административными территориями страны. Муниципалитетам не хватает  опыта и ресурсов для организации полноценной медицинской помощи в соответствии с законодательством.

Достигнутый уровень платности услуг и  товаров здравоохранения не соответствует  накопленным потребностям, культуре и платежеспособности значительной части населения. Это приводит к  случаям позднего обращения, ухудшению  исходов заболевания, росту социальных расходов, снижению уровня жизни граждан, ВВП.

В последние 16 лет заболеваемость населения Российской Федерации  постоянно растет, что связано, с  одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной  выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.

Основная  часть населения не удовлетворена  системой здравоохранения по данным социологических опросов (рис.6):

 

Рис.6 Оценка населения качества системы здравоохранения

 

Только  в 9 субъектах РФ уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению  превысил в прошлом году 100%. Это  означает, что в этих регионах размеры  государственного финансирования территориальной  программы (расходы из консолидированного регионального бюджета и из средств ОМС) были не ниже рассчитанной ими величины стоимости территориальной программы. В среднем же по стране этот уровень составил 82%, и при этом дифференциация уровня финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий достаточно высока (рис.7.)

 

Рис. 7 Уровень  финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в 2011 году

 

Что касаемо  ближайшего будущего - планируется развитие приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2012-2014 годах, в котором финансирование различных отраслей здравоохранение увеличивается и детализируется (приложение 1).

Согласно  принятой Государственной думой  РФ концепции развития здравоохранения  и медицинской науки здоровье является важнейшей ценностью, как  для отдельного человека, так и  для общества в целом.

Государственная политика в области здравоохранения  включает последовательную реализацию управленческих решений, направленных на укрепление здоровья населения. Среди ведущих направлений выделим следующие: охрана окружающей среды, профессиональное здоровье, контроль инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, поддержание психического здоровья населения, обеспечение социальной справедливости в распределении медицинских услуг.

Стратегической  целью развития здравоохранения  является улучшение основных показателей  общественного здоровья:

  • снижение показателя общей смертности, показателей материнской и детской смертности,
  • снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями,
  • снижение уровня инвалидности от основных заболеваний,
  • повышение показателя средней продолжительности предстоящей жизни.

Соответствующую работу предполагается проводить с  учетом выполнения трех основных принципов  развития отрасли:

  1. единство системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
  2. единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;
  3. единство врача и пациента в достижении высоких результатов профилактической и лечебной деятельности.

 

2.6 Основные проблемы  финансирования учреждений здравоохранения

 

На сегодняшний день существует ряд проблем финансового обеспечения  здравоохранения:

-  отсутствие адекватного разграничения между источниками финансирования;

-  недостаточная доступность медицинских услуг для населения;

-  тип финансирования не позволяет оценить эффективность использования средств, направляемых на нужды здравоохранения;

Информация о работе Финансирование системы здравоохранения в РФ