Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение модели государственного финансирования учреждений здравоохранения в РФ и определение основных проблем финансирования данных учреждений.
Основными задачами курсовой работы являются:
1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
2. провести анализ государственного финансирования системы здравоохранения в РФ;
Введение
Состояние
здоровья населения - весьма точный индикатор
социально-экономического развития страны
в целом. В России в последнее
десятилетие постоянно
Данная
курсовая работа представляет собой
исследование расходов бюджетов, в
частности систему финансового
обеспечения здравоохранения
Актуальность
работы определяется большим значением
здоровья людей, как одной из главных
ценностей государства. Конституция
РФ гарантирует всем гражданам соблюдение
и охрану их прав, одним из которых
является право на достойное медицинское
обслуживание. Но, существующая система
охраны здоровья является неэффективной
и во многом это объясняется
Объектом исследования являются система здравоохранения РФ.
Предмет исследования – модель и основные показатели государственного финансирования учреждений здравоохранения РФ.
Целью данной курсовой работы является изучение модели государственного финансирования учреждений здравоохранения в РФ и определение основных проблем финансирования данных учреждений.
Основными задачами курсовой работы являются:
Курсовая работа содержит 43 станицы, 7 рисунков и 4 таблицы. Список используемой литературы состоит из 25 источников.
Во введении определяются цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества и основные модели финансирования здравоохранения.
Во второй главе проведен анализ государственного финансирования учреждений здравоохранения в РФ, рассмотрены расходы на здравоохранение в 2009-2011г.г.
В заключении содержатся основные выводы по проведенной работе.
1. Теоретические аспекты планирования расходов на здравоохранение
1.1 Сущность и социальное
Важнейшим
элементом социального и
Здоровье
– не только медико-биологическая,
но и социальная категория. Здоровье
населения зависит от многих факторов
– экономических, социальных, демографических,
экологических, политических и др. и
находится в тесной взаимосвязи
с социально-экономическим
Чтобы удовлетворить
желание человека иметь хорошее
здоровье и заинтересованность общества
в работоспособном населении, необходимо
наличие определенных жизненных
благ. В широком смысле под ними
можно понимать самые различные
средства, которые служат формированию
и развитию человеческого организма
и определяют состояние его здоровья:
продукты питания, жилище и многие другие
предметы и услуги, необходимые для
нормальной жизнедеятельности человека.
Подавляющая часть этих благ –
экономические, т. е. их производство и
воспроизводство предполагает затраты
определенных ресурсов. В более узком
смысле в состав благ, необходимых
для реализации потребности в
здоровье, входит все, что непосредственно
предназначено для его
Медицинские услуги и другие блага, предназначенные для формирования, поддержания и укрепления здоровья могут быть охарактеризованы и как частные, и как общественные блага.
Можно сразу
отметить, что охрана здоровья в
значительной степени связана с
наличием и производством именно
общественных благ, таких как безопасная
среда обитания, прививки от инфекционных
болезней, улучшение морально-
Сущность здравоохранения в РФ заключается в поддержании здоровой нации, для улучшение экономических, социальных показателей общества. Ведь здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Система
здравоохранения – это система
отношений, имеющих целью охрану
здоровья человека, а ее современная
форма в нашем государстве
представляется как государственно-
Специфические свойства медицинской услуги:
Потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности.
Потребителями медицинских услуг является все население независимо от возраста и состояния здоровья (здоровые пользуются профилактическими услугами, больные – лечебными).
Спрос характеризуется низкой эластичностью (“здоровья всегда не хватает”).
Потенциальный
спрос на отдельные виды медицинских
услуг формируется в
Потребление медицинской услуги не может быть отложено во времени (услуга не хранится).
Потребительная стоимость (ценность) медицинских услуг зависит от культурных, национальных и исторических традиций и определяется системой общественных предпочтений, оценивающих фактор здоровья.
Мера ответственности производителя (врача) за качество медицинской услуги высока (в его руках жизнь человека).
Для оказания медицинской услуги требуются специализированное оборудование, помещение, лекарственные средства.
Ассортимент медицинских услуг изменяется медленно и зависит от научных открытий в области здравоохранения и медицины.
Статьи расходов:
К бюджетным
ассигнованиям медицинские
Итог сметы - свод затрат по всем статьям расходов.
1.2
Модели финансирования
Здравоохранение – отрасль деятельности
государства, целью которой является
организация и обеспечение
Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам:
· по источнику формирования средств;
· по форме их распределения.
Источники формирования средств не всегда влияют на формы их распределения, системы с одним и тем же источником формирования средств могут иметь разные характеристики распределения.
Источниками финансирования могут являться:
а) общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.
б) целевые налоговые поступления, к которым относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
в) целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату). Это может быть взнос на обязательное медицинское страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда.
г) личные средства граждан и иные источники. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы и пожертвования.
Ни в одной стране не существует
в чистом виде бюджетной, страховой
или частной системы
Исторически сложились три основные системы финансирования здравоохранения:
1) бюджетная система, в данном случае финансирование производится за счет средств государственного бюджета. В таких системах государство является собственником значительной части медицинских учреждений. При функционировании данной системы происходит формирование доминирующей ответственности государства за состояние и развитие национального здравоохранения.
2) страховое здравоохранение, которое основано на формировании и использовании целевых фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей, и предполагает сохранение солидарной ответственности страхователей и государства за состояние и развитие здравоохранение. В системах ОМС участие государства принимает более мягкие регулирующие формы, а медицинские организации не всегда принадлежат государству. Тем не менее, системы ОМС также являются государственными системами финансирования, поскольку: во-первых, взносы работодателей и работников носят обязательный характер и принимают форму особого налога на заработную плату, во-вторых, поступления от взносов являются хотя и обособленной, но все же частью государственных финансов, поэтому они контролируются государством, в-третьих, государство регулирует многие элементы этой системы – ставки взносов, цены на медицинские услуги, договорные отношения между страховщиком и медицинской организацией, размер гарантируемого объема медицинских услуг и т.д.
3) частная платная система, при которой оплата любой медицинской услуги осуществляется за счет средств пациента в полном объеме. В этом случае инструментом развития национального здравоохранения выступает конкурентная среда.
Среди стран с развитой рыночной экономикой достаточно высокий уровень бюджетного финансирования характерен для Дании, Финляндии, Швеции и даже Великобритании.
В соответствии с типом систем финансирования по форме их распределения (по характеру взаимодействия с медицинскими организациями) можно выделить два основных типа систем:
· интеграционную модель;
· контрактную модель.
Интеграционная модель предполагает
слияние функций
Информация о работе Финансирование системы здравоохранения в РФ