Финансирование системы здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение модели государственного финансирования учреждений здравоохранения в РФ и определение основных проблем финансирования данных учреждений.
Основными задачами курсовой работы являются:
1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
2. провести анализ государственного финансирования системы здравоохранения в РФ;

Файлы: 1 файл

Финансирование системы здравоохранения в РФ.docx

— 572.43 Кб (Скачать файл)

-  отсутствие четкого механизма уплаты взносов за неработающее население.

Одной из основных причин существования  этих проблем является многоканальность финансирования. Несмотря на то, что  многоканальная система существует в ряде стран, тип финансирования, который сложился в России является не достаточно благополучным.

В отличие от Российского варианта многоканального финансирования системы  здравоохранения, источники в развитых странах при многоканальном финансировании в той или иной степени дополняют  друг друга. Тогда, как в России 2 источника (средства ОМС и бюджетные  средства) носят взаимозамещающий характер.

Введение ОМС проходило в  период продолжающегося экономического кризиса в условиях недостаточного финансирования, когда прописанные  в законе экономические принципы не работают. Система ОМС не стала  дополнительным источником финансовых средств. В условиях хронического недофинансирования всех бюджетополучателей ассигнования на здравоохранение повсеместно  уменьшались на величину получаемых средств по линии ОМС.

Практически с самого начала для  ОМС были характерны:

-  низкие тарифы страховых взносов;

-  несовершенный учет и нестабильное финансовое положение плательщиков страховых взносов;

-  неполное поступление в территориальные фонды платежей от органов исполнительной власти за страхование неработающего населения;

-  использование средств ОМС для покрытия бюджетного дефицита и другие нецелевые расходы.

При введении системы ОМС в начале 90-х годов исходным замыслом было следующее разделение предметов  бюджетного и страхового финансирования: за счет средств ОМС обеспечивается финансирование основной части первичной медицинской помощи (медицинской помощи первого уровня) и вторичной медицинской помощи (медицинской помощи второго уровня); за счет бюджетных средств обеспечивается финансирование части первичной медицинской помощи (иммунизация населения, скорая медицинская помощь), некоторые специализированные виды медицинской помощи второго уровня (стационарное лечение больных туберкулезом, психическими заболеваниями и др.) и медицинская помощь третьего уровня.

Реальная бюджетно-страховая система  финансирования, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, существенно  отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском  страховании. Средств, аккумулируемых в системе ОМС, недостаточно для  оплаты всего объема первичной и  вторичной медицинской помощи, установленного базовой программой ОМС. Это явилось  результатом неполного введения ОМС и отсутствия закрепленных налоговых  источников осуществления взносов  на ОМС неработающего населения. В итоге первичная и вторичная  медицинская помощь, включенная в  программу ОМС, на практике финансируются  из двух источников: средств ОМС  и средств бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов.

В некоторых субъектах РФ в системе  ОМС оплата стационарной медицинской  помощи осуществляется по тарифам за законченный случай лечения, дифференцированным по видам (нозологическим формам) заболеваний. Эти тарифы имеют две очень  важные особенности.

Во-первых, согласно требованиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства ОМС могут  использоваться только для возмещения расходов медицинских организаций  по четырем статьям:

1) оплата труда; 2) начисления на  оплату труда; 3) медицинские расходы  (включая расходы на медикаменты,  перевязочные материалы); 4) продукты  питания.

Установление такого правила связано  с тем, что средства, аккумулируемые в системе ОМС, недостаточны для  возмещения затрат, необходимых для  оказания медицинской помощи в объемах, предусмотренных базовой программой ОМС. На практике остальные виды затрат медицинских учреждений покрываются  за счет средств бюджетов субъектов  РФ. Соответственно значения устанавливаемых  тарифов ОМС помощи отражают лишь часть затрат, необходимых для  ее оказания.

Во-вторых, перераспределение расходных  обязательств и финансовых ресурсов в пользу бюджетов сокращает возможности  для устранения конфликта интересов  между областными органами государственной  власти и органами местного самоуправления. Как показывает практика, орган управления здравоохранением заинтересован в  оптимизации структуры медицинской  помощи и сети ЛПУ в целях достижения стратегических целей развития отрасли, в то время как органы местного самоуправления преследуют собственные  интересы, противоречащие стратегическим целям государственной политики, и стремятся сохранить наличную сеть и штаты бюджетных учреждений. Автономия органов местного самоуправления не позволяет региональным властям  административно вмешиваться в  деятельность муниципальных систем здравоохранения. В то же время территориальные  фонды ОМС и страховщики обладают экономическими рычагами влияния на объемы и структуру медицинской  помощи, предоставляемой муниципальными ЛПУ. Поэтому увеличение доли финансовых ресурсов здравоохранения, распределяемых по каналам ОМС, и формализация процесса межбюджетного регулирования на основе прозрачной методики выравнивания подушевой бюджетной обеспеченности могли бы побудить органы местного самоуправления содействовать структурной перестройке отрасли.

В-третьих, большая часть описанных  выше попыток изменить разграничение  расходных обязательств противоречит федеральному законодательству, на что постоянно указывают проверки ФФОМС и Счетной палаты РФ.

С течением времени медицинские  услуги становятся все менее доступными. Как показывает практика, зачастую для того, чтобы ускорить процесс  лечения, пациентам приходится платить  деньги.

По данным всероссийского исследования, проведенного фондом «Общественное  мнение», 42% россиян за последний  год платили за медицинские услуги. Причем 34% – в государственных  медучреждениях, и лишь 11% – в  частных. Бесспорно, у государственной  системы есть свои достоинства. К  ним можно отнести профилактику заболеваний, оказание помощи незащищенным слоям населения и другие направления  охраны здоровья граждан. К недостаткам  государственной системы относят  ее неэффективность, что четко выражается в социально-экономических показателях: росте смертности и заболеваемости, устаревающем оборудовании, уходе средств в теневой оборот (по данным Центра социальных исследований Академии государственной службы при Президенте РФ – до 150 млрд. руб. в год).

Необходимо также сделать особый акцент на несовершенстве законодательной  базы при определении источника  оплаты медицинской помощи неработающему  населению. Те, кто по каким-либо причинам не работает, составляют более 60% населения  страны, а потребляют 2/3 всей медицинской  помощи.

За неработающее население страховые  взносы на ОМС обязаны платить  органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных  в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечисление средств в территориальные фонды ОМС должно осуществляться по нормативу на неработающее население, который устанавливается исходя из стоимости территориальной программы ОМС. Если для страхователей – хозяйствующих субъектов тарифы устанавливаются Налоговым кодексом, то для органов исполнительной власти нормативных документов по расчету платежей на ОМС неработающего населения не существует. Расчет взносов производится по остаточному принципу исходя из нормативов, самостоятельно устанавливаемых в каждом субъекте РФ.

В Законе «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» обозначен только плательщик взносов  на страхование неработающих граждан, однако не определен размер взносов, не расписан механизм уплаты, не обозначена мера ответственности за неуплату этих взносов. То есть имеются все предпосылки  для того, чтобы закон в этой части можно было не исполнять  или делать видимость его исполнения.

Федеральное правительство в качестве одного из приоритетных направлений  реформирования здравоохранения определило постепенный переход от бюджетно-страховой  системы финансирования отрасли  к страховой. Такой переход будет способствовать более эффективному обеспечению конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Для этого необходимо:

-  включить в структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС все статьи расходов, за исключением капитального ремонта и приобретения наиболее дорогостоящего оборудования (данный вид расходов должен производиться за счет бюджетных средств);

-  критически пересмотреть перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемых за счет бюджетов, с целью передачи части этих обязательств в систему ОМС (например, финансирование профилактической работы);

-  повысить подушевой норматив платежей на ОМС неработающего населения для обеспечения сбалансированности возросших расходных обязательств и финансовых ресурсов системы ОМС, а также обеспечить исполнение бюджетных назначений по данному виду расходов.

 

Заключение

 

В современном  мире финансовое обеспечение здравоохранения  осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств  населения. Доля каждого из них в  общем объеме средств, выделяемых обществом  на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее  время имеются три таких модели.

Бюджетно-страховая  модель - здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).

Бюджетная модель - осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).

Предпринимательская модель - финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

Финансирование  Программ госгарантий осуществляется из следующих источников: из средств  бюджетов здравоохранения всех уровней; из средств фондов обязательного  медицинского страхования; из других источников поступления средств в здравоохранение.

Российская  Федерация успешно внедряет реформы  системы финансирования здравоохранения, но еще требуется ряд мер по рационализации реформирования.

Рациональным было бы решение обеспечения хозяйственной независимости бюджетных медицинских учреждений и организаций, усиление их социальной и экономической ответственности за конечные результаты работы.

Необходимо  провести основательную реформу оплаты труда работников здравоохранения для увеличения эффективности работы отрасли и ее финансирования.

Важным  фактором улучшения финансового  обеспечения здравоохранения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования, т.е. повышение результативности направляемых в отрасль бюджетных средств.

И наконец, одним из важнейших аспектов реформирования системы здравоохранения является необходимость совершенствования работы медицинских организаций, повышения грамотности и профессионализма медицинского персонала, принятия ряда законов их реализация и выполнение.

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Бюджетный Кодекс РФ.
  2. http://zdorovie.perm.ru/
  3. Заключение комитета Государственной Думы по охране здоровья на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-211 годов»
  4. Андреева О.В., Кравченко Н.А. Роль системы ОМС в формировании и реализации "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации//Экономика здравоохранения №4 от 2009 года.
  5. http://www.minzdravsoc.ru/health
  6. Кравченко Е. Расходы на реализацию национального проекта «Здоровье» увеличатся//Фармацевтический вестник № 41(446) от 19 декабря 2008 года.
  7. Михайлова И. Единый социальный меняет форму…//Российская бизнес-газета №669 от 2 сентября 2008 года.
  8. http://national.invur.ru/index.php?id=116
  9. Филатов В. Мировое здравоохранение. Состояние, оценки, перспективы//Отечественные записки № 2 (27) от 2006 года.
  10. Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики.: Учебное пособие/ В.В.Егоров, Г.А.Парсаданов. – М.:Инфра, 2008. – 184с.
  11. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ,2009. – 289с.
  12. Шутяк Е.Н. Финансовые аспекты здравоохранения в России: эффективность и проблемы реформирования// Финансовый бизнес. – 2008. - №3. – С.32-38
  13. http://www.gks.ru
  14. Грудцына Л. Бюджетное право России: Конспект лекций. – Москва, 2008.
  15. http://www.regnum.ru/dossier/983.html
  16. Федеральная целевая Программа «Дети России» на 2007–2010 годы //http://www.fcp.economy.gov.ru.
  17. Социальное положение и уровень жизни населения России / Стат.сб./ / Росстат, М.: 2008. – 502 c.
  18. Постановление правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007–2010 годы» // Гарант, Информационно-правовой портал.
  19. Перечень федеральных целевых программ //http://www.fcp.gov.ru
  20. Информационно-издательский центр «Статистика России» // http://www.infostat.ru.
  21. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации/ И.В. Гейц. – М.: ДИС, 2005. – 215 с.
  22. Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» от 05.12.2008
  23. Разработка финансовой модели деятельности лечебно-профилактических учреждений при переходе к одноканальному финансированию здравоохранения. Габуева Л.А. Захарченко Н.Д. Мартынов В.Н./Экономика здравоохранения 2009 №10
  24. Организационно-правовые проблемы реализации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. О.Ю. Александрова В.В. Мадьянова А.П. Столбов / Здравоохранение 2009 №9
  25. Стратегия развития здравоохранения в РФ Ю.М. Комаров / Здравоохранение 2008 №2

Информация о работе Финансирование системы здравоохранения в РФ