Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение и анализ финансирования зрелищных учреждений культуры.
Основными задачами исследования являются следующие позиции:
- дать характеристику зрелищных учреждений в России,
- выявить основные источники финансирования культурно-зрелищных учреждений
- рассмотреть основные этапы и методы их финансирования;
Утвержденная смета является финансовым планом зрелищного учреждения на определенный период времени.
С составлением сметы зрелищное учреждение решает следующие задачи:
Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. При определении расходов на заработную плату штатную численность музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число хранителей музейного фонда зависит от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния; число смотрителей - от площади экспозиционных залов, степени доступность экспонатов, наличии охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием средств на приобретение музейных экспонатов и оформления экспозиций. Какая бы сумма средств не была исчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическое исполнение за ряд лет и объем бюджета.
Важным условием функционирования музеев и получения права на бюджетное финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с законодательством уставы государственных музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог музейного фонда.
Планированию бюджетных расходов, как по музеям, так и по другим зрелищным учреждениям, предшествуют определение возможности учреждения получать доходы для обеспечения самофинансирования, выяснение культурно-исторического значении объекта, определение круга социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг населению. Долевое финансирование за счет бюджета может осуществляться для развития материально-технических и информационных технологий, обеспечивающих получение зрелищными учреждениями в будущем высоких собственных доходов.
При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором - все расходы, независимо от источников их покрытия.
В отличие от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры - эстрадные, филармонические и т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.
Аналогично
по другим зрелищным учреждениям.
2.2. Виды платных услуг зрелищных учреждений
Муниципальные зрелищные учреждения культуры предоставляют платные услуги как физическим, так и юридическим лицам с целью:
Предоставление платных услуг регулируется действующим законодательством Российской Федерации.
Перечень платных услуг составляется с учетом потребительского спроса и возможностей зрелищных учреждений культуры; систематически корректируется в контексте текущей рыночной конъюнктуры.
Виды платных услуг определяются в соответствии с направлениями уставной деятельности муниципальных зрелищных учреждений культуры.
Примерный перечень платных услуг, предоставляемых муниципальными зрелищными учреждениями культуры:
Цены на предоставляемые платные услуги варьируются в зависимости от себестоимости работы, планируемой рентабельности, ценности используемых объектов и оборудования, уникальности услуг, особых условий (срочности, сложности, приоритетности, сервисности и т.д.).
Зрелищные учреждения культуры представляют проекты тарифов на оказание платных услуг на утверждение в Администрацию городского округа. Проекты тарифов рассматривает Комитет по экономике и планированию и готовит заключение об обоснованности и целесообразности изменения цен и тарифов.
Для
обоснования и утверждения
После рассмотрения Комитетом по экономике и планированию материалы передаются на утверждение главе Администрации городского округа. Изменение действующих тарифов на платные услуги производится не чаще 1 раза в год.
Оплата за оказанные платные услуги производится потребителем:
Полученные
от платных услуг доходы учитываются
на счету по учету средств, полученных
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности, и расходуются
согласно смете доходов и расходов,
утвержденной на каждый календарный год.
Учет платных услуг ведется в соответствии
с Инструкцией по бюджетному учету.
Существует ряд нетрадиционных источников формирования финансовых средств культурно-зрелищных учреждений.
В условиях, когда внутренние источники финансирования практически исчерпаны, следует обратить внимание на расширение практики использования авторских и смежных прав в области искусства. Это, например, уступка прав на постановку спектакля другим театрам, продажа права на кино-, радио съемку представлений и т.п.
Основной из способов являются спонсорские взносы коммерческих структур, прежде всего банков. Можно выделить два вида спонсирования: постоянную финансовую помощь и разовые спонсорские вклады. Государство установило льготы в налогообложении, которые должны способствовать привлечению средств от коммерческого сектора. Распространенное мнение, что основным мотивом спонсорства и благотворительности являются налоговые льготы, неверно. Пожертвования на искусство дают возможность получить признание. От признания фирмы, ее известности не в последнюю очередь зависят ее предпринимательский успех, прибыль. И в этом случае действительно можно говорить об опосредованной экономической выгоде.
Важным
звеном в системе поддержки
Глава 3. Пути расширения источников финансирования зрелищных учреждений
Представляется целесообразным обратиться к новым формам привлечения финансирования культурно-зрелищных учреждений, таким как спонсорские средства. В условиях отсутствия традиций финансовой поддержки культуры со стороны богатых людей представляется необходимым использование методов стимулирования спонсорства и меценатства. Новая модель отношений «бизнес-культура» предполагает включение как механизмов ее государственной поддержки, так и способов строительства партнерских отношений в русле взаимовыгодного сотрудничества. В этой связи вызывает интерес заявление руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкого в интервью газете «Известия» № 215 о возможном увеличении количества организационно-правовых форм государственных организаций.
Как поясняет Швыдкой, учреждения могут получить свободу выбора из трех организационно-правовых форм: госучреждения (единственной ныне формы), автономного учреждения и специализированной государственной некоммерческой организации.
Идея о законодательном утверждении новых организационно-правовых форм существования бюджетных организаций возникла в Министерстве экономического развития РФ.
Как
уже было отмечено, удельный вес
собственных доходов учреждений
является величиной относительно малой,
а резервы его роста
Территориальная
дифференциация в России обусловливает
необходимость избирательного подхода
к разработке эффективного механизма
управления учреждениями культуры и искусства
в различных регионах. Создание системы
льгот для региональных театров может,
обеспечить равные условия для развития
театрального искусства в центре и на
периферии.