Финансирование учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение и анализ финансирования зрелищных учреждений культуры.
Основными задачами исследования являются следующие позиции:
- дать характеристику зрелищных учреждений в России,
- выявить основные источники финансирования культурно-зрелищных учреждений
- рассмотреть основные этапы и методы их финансирования;

Файлы: 1 файл

зрелищные учреждения.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Введение

     Культура - исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, создаваемых  ими материальных и духовных ценностях. Комплекс «Культура» как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями.

     Выполняя  комплекс задач по идеологическому  и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

     В современных условиях зрелищные учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано рыночными условиями, в которых они поставлены на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития зрелищных учреждений финансовых вливаний. Всё более настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования зрелищных учреждений и организаций культуры, в том числе переход на хозрасчёт, на самоокупаемость.

     - С одной стороны, это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ.

     - С другой стороны, создаются условия для преодоления нищенского. Уравнительного уровня оплаты труда творческих работников. Многие годы общество не могло обеспечить достойные условия функционирования учреждений культуры и их работникам, особенно в сельской местности.

     В нашей стране создан довольно крупный  потенциал культурно - зрелищных  учреждений. Так с 1992 по 2007 гг. число музеев увеличилось с 1725 до 2468 (приложение №2), число профессиональных театров - с 421 до 594 (приложение №1). Однако количество многих видов объектов сократилось. Например, число учреждений культурно-досугового типа сократилось с 66 тыс. до 49,5 тыс. (приложение №3) По этому, проблема финансирования этих учреждений стоит наиболее остро, т.к. в настоящее время возникла необходимость сохранения и развития культурных ценностей в Российской Федерации.

     Основной  целью курсовой работы является изучение и анализ финансирования зрелищных учреждений культуры.

     Основными задачами исследования являются следующие  позиции:

     - дать характеристику зрелищных учреждений в России,

     - выявить основные источники финансирования культурно-зрелищных учреждений

     - рассмотреть основные этапы и методы их финансирования;

     Цели  и задачи исследования определили следующую  структуру работы: 3 теоретических  вопроса и расчетная часть  по составлению сметы расходов для гимназии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Зрелищные учреждения в системе бюджетных учреждений РФ

1.1. Виды зрелищных  учреждений и их  роль в РФ

     Сфера культуры - деятельность, направленная на удовлетворение общественно необходимых и индивидуальных культурных потребностей населения. К сфере культуры относятся: учреждения культурно-досуговой и концертно-цирковой деятельности, театры, кино- и видеопроизводство, радио- и телевещание, книгоиздание, реставрация памятников истории культуры, историко-архивная деятельность, краеведение.

     Эти учреждения и организации решают специфические задачи сохранения исторических, национальных памятников культуры, пополнения культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, приобщения людей к творениям культуры, проведения исследований в этой области. Правовая основа сохранения и развития культуры регламентирована Законом РФ «основы законодательства РФ о культуре», в которой указана непрерывную связь создания и приобщения к культурным ценностям граждан.

     Зрелищные учреждения — учреждения для организованного показа и просмотра зрелищ. Как правило, зрелищные учреждения владеют специально отведенными местами для просмотра зрелищ. Зрелищные учреждения представляют собой архитектурные постройки в различных архитектурных стилях и преспособленны своей конструкцией, а под час и расположением, главным образом для: организации показа зрелищ, организации просмотра зрелищ. Зрелищные учреждения имеют древнейшую историю, появились практически одновременно с строительством.

     Современные зрелищные учреждения для показа и просмотра зрелищ включают в себя:

     Цирки: Показ и просмотр различных цирковых программ и представлений.

     Кинотеатры: Показ и просмотр кинофильмов (фильмов, сериалов, видеоклипов).

     Театры: Показ и просмотр театральных постановок (драм, пьес, комедий, мюзиклов и др.).

     Спортивные  сооружения: Показ и просмотр спортивных состязаний (стадионы, плавательные бассейны, тенисные площадки, ипподромы, боксерские ринги, борцовские арены и др.).

     Музеи: организованный показ и просмотр музейных экспонатов (картин, предметов старины и др.).

     Зоопарки  и террариумы: организованный просмотр и показ различных животных, рыб, птиц и др.

     Дельфинарии: показ и просмотр представлений с дельфинами, касатками, ластоногими.

     Океанариум — объект сферы досуга и развлечений с аквариумами различного объёма с пресной и морской водой, предназначенный для содержания водных животных.

     Концертные  залы: показ различных шоу, выступлений эстрадных певцов и артистов.

     Зрелищные учреждения считаются подведомственные Министерству культуры государственные учреждения или учреждения местного самоуправления, которые:

    • регулярно организуют публичное представление авторского и исполнительского творчества в виде спектаклей и концертов;
    • состоит в трудовых отношениях с творческими работниками;
    • имеют художественного руководителя и художественный совет;
    • организует спектакли и концерты по сезонам;
    • уведомляет общественность о спектаклях или концертах посредством афиш.

     Руководителем зрелищного учреждения является директор, который обеспечивает выполнение возложенных на зрелищное учреждение задач и несет ответственность за его общее состояние и развитие, а также за использование денежных средств по назначению. Вопросы, связанные с творческой деятельностью, директор решает по предложению художественного руководителя.

     Перечень  должностей творческих работников зрелищного учреждения устанавливается постановлением министра культуры.

     С творческими работниками зрелищного учреждения заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.

     Зрелищное предприятие в выборе репертуара является независимым. Спектакли и концерты планируются по сезонам на основании помесячных программ. Помесячные программы составляются на основании репертуарного плана.

     Концентрацией, накоплением и демонстрацией  произведений искусства, памятников истории и культуры, научной обработкой получаемой информации занимаются выставки и музеи. По профилю музеи бывают: литературные, искусствоведческие, художественные, мемориальные, морские, краеведческие, биологические, военные, исторические и ряд других.

     Важная  роль в объедини людей по интересам, в организации коллективной деятельности принадлежит клубным учреждениям. Клубные учреждения имеют множество  форм работы, в их состав входят: художественная самодеятельность, коллективные игры, общественная полезная деятельность и т.д.

     Парки культуры и отдыха призваны решать задачи организованного досуга и  отдыха населения в условиях природной  среды. Это комплексные учреждения, где на весьма обширной территории проводятся различные формы отдыха и культурно просветительные работы. В состав проводимых мероприятий входят: аттракционы, зеленые театры, места отдыха на воде, летние и открытые читальные залы, шахматные матчи, детские соревнования, катание детей и взрослых на лошадях, ослах, фотографирование на фоне исторических и культурных ценностей парков. Следовательно, в парках сочетаются как организованные, так и неорганизованные формы проведения свободного времени - индивидуальные и коллективные варианты отдыха.

     Процесс урбанизации человечества, вовлечение в хозяйственный оборот все новых земель, естественное сокращение территорий, свободной от вмешательства человека, сужает пространства обитания животных, птиц и других представителей животной природы. С целью их сохранения и просветительской миссии приводит к созданию зоопарков, призванных знакомить население с животным миром. Организация зоопарков несет в себе воспитательную функцию, т.е. необходимость бережного отношения людей к окружающей среде и сохранения экологического равновесия в природе.

    1. Состав и структура источников финансирования зрелищных учреждений
 

     В целях поддержания и роста  культурного уровня общества государство  выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствии с Законом  РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре» объем средств, направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориального бюджетов.

     Зрелищное учреждение имеет свой бюджет и банковский счет. Бюджет зрелищного учреждения составляется по принципу планирования расходов и учета источников их покрытия.

     Источниками покрытия расходов зрелищного учреждения являются:

    • доход, поступающий от продажи билетов;
    • доход, получаемый от хозяйственной деятельности, которая сопутствует основной деятельности и поддерживает ее;
    • поступления из целевых фондов и капиталов;
    • пожертвования и иные доходы;
    • дотации из местного бюджета;
    • дотации из государственного бюджета;
    • других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Размер  предоставляемых зрелищным учреждениям дотаций из государственного бюджета определяется в государственном бюджете за соответствующий год. Порядок распределения предоставляемых зрелищным учреждениям дотаций из государственного бюджета устанавливается постановлением министра культуры. Размер назначаемых муниципальным зрелищным учреждениям дотаций из местного бюджета определяет собрание местного самоуправления.

     Размеры бюджетного финансирования зрелищных учреждений рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Бюджетные ассигнования выделяются на следующие  цели:

    1. оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала), как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых учреждением культуры;
    2. содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
    3. содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данному учреждению культуры;
    4. содержание животных - в зоопарке и цирке;
    5. формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения;
    6. материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;
    7. оснащение учреждения культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания учреждения культуры;
    8. проведение капитального ремонта;
    9. другие затраты, связанные с основной деятельностью зрелищного учреждения.

Информация о работе Финансирование учреждений культуры