Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 12:37, контрольная работа
Финансовая деятельность государства – это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то государственных органов, по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов, а также по созданию денежной инфраструктуры государства и по обеспечению ее надлежащего функционирования.
Финансовая деятельность государства – это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то государственных органов, по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов, а также по созданию денежной инфраструктуры государства и по обеспечению ее надлежащего функционирования.
Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главные задачи: 1) добывание денежных средств для самого себя и финансирования своей деятельности; 2) создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение ее нормального функционирования; 3) воздействие с помощью денежных рычагов на социально-экономические процессы, происходящие в обществе в тех направлениях, которые государство полагает благоприятными для этого общества. Финансовая деятельность государства должна иметь подчиненный и обслуживающий характер по отношению к интересам общества.
Главной целью финансовой деятельности является создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических инфраструктур общества.
Правовыми формами финансовой деятельности являются: издание нормативных актов (финансовое законодательство); издание индивидуальных финансово-правовых актов, посредством которых государство регулирует поведение субъектов конкретного финансового отношения; заключение финансовых договоров; реализация государством прав и обязанностей в конкретном финансовом правоотношении, субъектом которого оно является.
По своему материальному содержанию финансовая деятельность государства представляет собой процессы добывания денежных средств и их расходования. Эта деятельность осуществляется определенными методами.
Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов, входящих в состав финансовой системы. Применительно к отдельным направлениям финансовой деятельности можно выделить следующие наиболее типичные методы: формирования, распределения и организации использования денежных фондов.
Методы формирования денежных фондов.
1. Метод принудительного
и безвозвратного изъятия
2. Метод принудительно-
3. Метод добровольно-
4. Метод добровольно-возвратного привлечения денежных средств.
5.Привлечение денежных
средств на основе реализации
государственных услуг или
6. Использование доходов от собственной хозяйственной деятельности.
7. Эмиссия (выпуск в обращение
дополнительных денежных
Методы распределения денежных фондов. Традиционный для финансового права термин “распределение” в данном случае означает не дележку денежных средств какими-то лицами, а те условия, на которых деньги покидают свой фонд и поступают в распоряжение того субъекта, которому их выделило государство либо его уполномоченный финансовый орган. Обычно применяются следующие методы распределения денежных фондов:
1. Финансирование, т.е. безвозвратное
и безвозмездное
2. Кредитование, т.е. срочное и возвратное предоставление денежных средств из бюджета.
3. Выполнение владельцем
фонда своих финансовых
Методы организации использования денежных фондов.
1. Установление назначения денежных фондов.
2. Установление порядка использования средств, полученных из фонда. Как правило, денежные средства, полученные из государственного фонда, имеют точное предназначение и должны расходоваться именно на те цели, на которые они были выделены.
3. Установление нормативов распределения прибыли хозяйствующих субъектов государства.
4. Установление финансовых
нормативов и лимитов
5. Организация планирования использования денежных фондов.
6. Производство контроля за использованием денежных фондов.
Финансы как целостная экономическая категория с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую входят взаимосвязанные институты, отличающиеся друг от друга своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.
Термин “финансовая система” имеет три значения: 1) в материальном смысле это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов; 2) в экономическом смысле это совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный фонд денежных средств (финансово-экономические институты – это экономические образования, посредством которых государство создает различные денежные фонды и осуществляет финансовую деятельность); 3) в организационном смысле это совокупность финансовых учреждений государства.
В состав финансовой системы входят централизованные и децентрализованные финансы. К централизованным финансам относятся: 1) централизованный денежный фонд – республиканский бюджет; 2) местные централизованные денежные фонды – местные бюджеты; 3) финансы государственных банков; 4) финансы государственного страхования; 5) внебюджетные денежные фонды. К децентрализованным финансам относятся: 1) финансы органов государственного управления; 2) финансы государственных хозяйствующих субъектов; 3) финансы бюджетных учреждений и организаций.
Финансовая система может быть построена на принципе единства либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.
Для финансовых систем, построенных на принципе единства, характерны централизация управления финансами, строгая иерархия денежных фондов, общность главных источников финансовых ресурсов, организация финансового планирования по модели “сверху вниз”, где каждый нижестоящий финансовый план базируется на показателях вышестоящих. Такие системы присущи государствам тоталитарного типа, чья экономика основана на государственной собственности.
Для финансовых систем, построенных на принципе автономности институтов финансовой системы, характерны их относительная независимость друг от друга, наличие у каждого фонда собственной доходной базы, отдельного аппарата управления, самостоятельного финансового плана, не связанного с другими финансовыми планами.
Термин «финансы» произошел от латинского finis - конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. Финансы имеют две грани своего проявления: в материальном смысле и как экономическая категория. Рассматривая категорию «финансы» в их материальном значении и в соотношении с понятием «деньги» можно выделить три значений этой категории. Финансы подразделяются на финансы граждан, финансы юридических лиц, финансы государственно-территориальных образований и финансы государства в целом, т. е. охватывается вся денежная масса, оборачивающаяся в стране.
Таким образом, далеко не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми (даже при признании существования таких финансов, как частные финансы). Ими не будут отношения, опосредующие акты Д - Т и Т - Д, т. е. отношения купли-продажи, которые возникают между предприятиями и организациями, причем независимо от формы их собственности.
Отличие между государственными и частными финансами заключается в следующем: а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. Вместе с тем отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Что же касается частных лиц, то положение здесь обратное: они не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства; б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная систем не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами; в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, - это средства осуществления так называемого общего интереса; г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.
Денежные средства, входящие в состав государственных финансов, обычно фондируются, то есть распределяются по определенным группировкам, имеющим свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который ими распоряжается. Будучи собранными в эти фонды деньги всегда имеют государственную форму собственности.
Финансовое право,
являясь отраслью российского права, регулирует
общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления финансовой
деятельности, т. е. деятельности, направленной
на создание, распределение и использование
определенных фондов денежных средств.
Предметом регулирования
финансового права являются общественные
отношения, возникающие в процессе осуществления
государством финансовой деятельности.
Отсюда их особенность - они представляют
собой разновидность имущественных отношений
(т. к. возникают по поводу финансовых ресурсов,
денежных средств), одной из сторон в которых
всегда выступает государство или его
орган.
Своеобразие предмета
регулирования финансового права обусловливает
и особенности метода регулирования. Основным
методом правового регулирования финансового
права является метод власти и подчинения
(императивный). Однако этот метод, применяемый
в финансовом праве, отличается от аналогичного
метода, используемого другими отраслями
права (к примеру - административным). Отношения
власти и подчинения при регулировании
финансовых отношений, как правило, не
основываются на отношениях субординации,
подчинения «по вертикали». Властные предписания
исходят в большинстве случаев от финансовых,
налоговых и кредитных органов, с которыми
другие участники финансовых отношений
не находятся в административной зависимости.
Финансовое право -
самостоятельная отрасль права, представляющая
собой совокупность норм права, регулирующих
общественные отношения, возникающие
в процессе создания, распределения и
использования государством определенных
фондов денежных средств, необходимых
государству для выполнения его задач
и функций, методом власти и подчинения,
как правило, не основанным на субординации.
Нормы финансового
права в зависимости от особенностей регулируемых
ими общественных отношений группируются
в различные структурные подразделения.
Наиболее крупными подразделениями финансового
права являются Общая и Особенная части.
Общая часть финансового
права включает в себя нормы, закрепляющие
основные начала финансовой деятельности,
ее задачи, формы и методы осуществления,
устанавливающие компетенцию субъектов
управления финансами, порядок осуществления
финансового контроля. Эти нормы имеют
значение для всех финансовых отношений.
Нормы, регулирующие
отдельные виды финансовых отношений,
образуют финансово-правовые институты,
объединяющиеся в Особенную часть финансового
права.
Главный источник финансового
права - Конституция Российской Федерации
1993 г. Конституция включает основные принципиальные
положения финансового права, поэтому
нормы Конституции (Основного Закона)
имеют высшую силу.
Важнейшее значение
среди источников права имеет закон и
прежде всего закон о государственном
бюджете. Закон о государственном бюджете
устанавливает объем поступающих на счет
государства средств и цели их расходования.
Особенность этого закона заключается
в том, что он принимается на определенный
срок - вступает в силу 1 января и заканчивает
свое действие 31 декабря. Закон о государственном
бюджете - всегда общенормативный акт,
он является источником права, прежде
всего финансового, т. е. является правовой
основой для издания как других нормативных
актов, так и актов индивидуального значения,
например, всякого рода распоряжений и
приказов.
Источниками финансового
права являются также многочисленные
федеральные законы, регулирующие различные
виды финансовых отношений. Нормы финансового
права содержатся в указах Президента
Российской Федерации, в соответствующих
постановлениях и распоряжениях Правительства
Российской Федерации.
Особое значение для
регулирования финансовых отношений имеют
инструкции, письма и другие документы
Министерства финансов Российской Федерации,
Центробанк. При регулировании банковских
отношений и отношений по страхованию
значительную роль играют обычаи делового
оборота.
Н о р м а п р а в а
Норма права - общеобязательное
правило поведения, установленное или
санкционированное государством и обеспеченное
его принудительной силой. Формой существования
нормы права являются соответствующие
нормативноправовые акты, а также иные
источники права.
В и д ы нормы права
зависят от основания их классификации.
Всякая норма права предписывает лицам
определенную форму поведения. Она или
обязывает, или запрещает, или уполномочивает
(дозволяет) совершать или воздерживаться
от совершения определенных поступков.
В связи с таким подходом к нормам права,
их можно классифицировать: на обязывающие,
запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие - это нормы
права, предписывающие лицам совершать
определенные положительные действия.
Запрещающие - юридические
нормы, указывающие на недопустимость
совершения лицом каких-либо действий.
Иначе говоря, они требуют воздержания
от них.
Уполномочивающие
- нормы права, которые предоставляют лицам
возможность совершения определенных
действий, влекущих юридические последствия.
Ф и н а н с о в о - п л
а н о в ы е а к т ы
Финансово-плановые
акты - это акты, принимаемые в процессе
финансовой деятельности государства
и органов местного само управления, которые
содержат конкретные задания в области
финансов на определенный период, т. е.
являются планами по мобилизации, распределению
и использованию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов
обусловлено действием принципа плановости
в процессе образования, распределения
и использования финансовых ресурсов
в соответствии с программами и планами
экономического и социального развития.
К финансово-плановым
актам относятся: