Финансовая поддержка субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Тема курсового проекта – «Монополия и ценовая дискриминация».
Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия и сущность монополии………………………..5
1.1.Существование монополии…………………………………………………..5
1.2.Максимизация прибыли монополистом……………………………………13
1.3.Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации…………………………………………………………………..19
Глава 2. Исследование действия ценовой дискриминации на услуги «Газпром»………………………………………………………………………..32
2.1.Использование ценовой дискриминации…………………………………..32
2.2.»Газпром» как естественная монополия…………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 639.80 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные понятия и сущность монополии………………………..5

1.1.Существование монополии…………………………………………………..5

1.2.Максимизация прибыли  монополистом……………………………………13

1.3.Понятие ценовой дискриминации.  Формы и виды ценовой дискриминации…………………………………………………………………..19

Глава 2. Исследование действия ценовой дискриминации  на услуги «Газпром»………………………………………………………………………..32

2.1.Использование ценовой  дискриминации…………………………………..32

2.2.»Газпром» как естественная монополия…………………………………...37

Заключение……………………………………………………………………...39

Список используемой литературы…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема курсового проекта  – «Монополия и ценовая дискриминация».

Совершенная конкуренция  является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.

 Этот элемент накладывает  отпечаток на деятельность фирмы, заставляет её несколько иначе подходить и к формированию ценовой стратегии, и к определению объёма выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

           Целью курсового проекта является  исследование монополии и ценовой  дискриминации в условиях рыночной  экономики. 

           Объектом исследования - монополия  фирм и дискриминация цен на  рынке.

          Предметом исследования – монополия  и дискриминация цен, поведение монополиста в условиях рынка.

Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теорию монополии и ценовой дискриминации;
  2. Рассмотреть сущность и свойства монополии и ценовой дискриминации;
  3. Изучить факторы монополии и ценовой дискриминации;
  4. Охарактеризовать практическое применение монополии и ценовой дискриминации.

Методы исследования:

  • анализ: системный, графический;
  • синтез. 

Используемые материалы: справочники, книжные издания, интернет сайты.

Структура курсового проекта: введение, основная часть, заключение и список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Основные понятия  и сущность монополии.

1.1.Существование  монополии

Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия –монополиста, исходя из каких принципов она устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объём производства?

         Понятие чистой монополии также  обычно является абстракцией.  Даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает  их наличие за рубежом. Поэтому  мы можем представить себе  чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора, они вынуждены приобретать такую продукцию у фирмы - монополиста.

         Не следует отождествлять чистую  монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономические прибыли, ограничивая объём производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

         Как ведёт себя монополист  на рынке?  Он полностью контролирует весь объём выпуска товара, если он принимает решение о повышении цены , то не боится потерять часть рынка , отдать его конкурентам , устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

         Поскольку фирма - монополист , так  же как и любая другая фирма  , стремится к получению высокой  прибыли , в ходе принятия решения  о цене продажи она учитывает  рыночный спроси свои издержки. Поскольку монополист является  единственным производителем данной  продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

 

Определение монополии

Чистая монополия - это  рыночная структура, для которой  характерны следующие черты.

Существование единственного  продавца (производителя) товара и множества  его покупателей. Суммарный спрос  всех покупателей формирует рыночный спрос на товар монополиста. Кривая рыночного спроса имеет отрицательный  наклон.

Отсутствие близких заменителей  у товара, поставляемого монополистом. Потребители вынуждены приобретать  товар по цене, установленной фирмой-монополистом. Чем меньше товара на рынке, тем выше его цена, и наоборот. Монополист может выбрать цену товара, предоставляя потребителям определять его количество при данной цене согласно рыночному  спросу. Для анализа удобнее исходить из того, что монополист предлагает на рынок некоторое количество товара, а потребители выбирают его цену в зависимости от рыночного спроса.

Отсутствие свободного входа  других производителей товара на рынок (и в отрасль) Обычно при анализе  цен и выпуска товара рассматривается  его рынок из-за наличия барьеров. Барьеры - это факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического и экономического характера, препятствующие новым фирмам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать  с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, когда рынок является привлекательным с точки зрения получения экономической прибыли. Барьеры могут создаваться объективными условиями функционирования отрасли и рынка (технологией, экономией от масштаба, транспортными расходами, емкостью рынка); законами, запрещающими конкуренцию (патенты); монополией на природные ресурсы; действиями органов управления (исключительные права, лицензирование, квоты и тарифы на импортные товары).

В экономике России особенно высоки административные барьеры входа  на рынок, создаваемые органами власти и управления всех уровней. К ним  относятся: лицензирование отдельных  видов деятельности; установление количественных ограничений (квот) на товарных рынках; налогообложение; запреты и ограничения  на ввоз (или вывоз) товаров на территорию (или с территории); регистрация; помощь отдельным хозяйствующим  субъектам; предоставление исключительных прав; препятствия, чинимые при отведении  земельных участков, сдаче помещений  в аренду и т.п. Устранение или  снижение административных барьеров позволило  бы улучшить конкурентную среду на многих рынках.

Покупатели и продавец обладают совершенной экономической  информацией в равных объемах.

Цель монополиста состоит  в максимизации прибыли. Для этого  ему необходимо знать рыночный спрос  на свой товар, предельную выручку и  издержки производства. Монополист устанавливает  цену исходя из своего экономического интереса - максимизации прибыли. Необходимым  условием максимизации прибыли монополии  является равенство предельной выручки  предельным издержкам.

 

 

Разнообразие видов монополии

Начнём с проведения различий между тремя типами обстоятельств , в силу которых одна фирма может  стать может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

  1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
  2. Естественная монополия –отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок ( или даже превосходит ) то количество , на которое рынок предъявляет спрос по любой цене , достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства, каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
  3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становиться единственным поставщиком какого - либо продукта , не обладая никакой специальной защитой от конкуренции , как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появится на рынке несколько позже.

         Такая классификация монополии  на три категории весьма условна.  Некоторые фирмы могут принадлежать  сразу к нескольким видам монополии.  К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах ), так и к закрытой монополии (так как существуют барьеры для конкуренции ). Также может быть проведена классификация, основанная на учёте временного горизонта. Например, патентное свидетельство даёт фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограничения срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты могут просто изобрести новые продукты.

         Фактически все монополии могут  считаться открытыми. Легальные  барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов , могут быть отменены судом. Преимущество в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров - субститутов.

Простая монополия

Для монополии, так же как и для совершенной конкуренции, главным принципом является максимизация прибыли фирмы.

Возможности монополиста,как и любой другой фирмы , получить прибыль, частично ограничены издержками производства. Модель, представленная здесь, основана на теории издержек. Специфические ограничения, которые характерны для системы совершенной конкуренции, не подходят для монополии.

         Другим важным ограничением для  монополиста является спрос на  его продукт. Так как монополист  по определению функционирует  на рынке один, кривая спроса для фирмы есть то же, что и кривая спроса для всего рынка. Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Предполагается, что монополист узнаёт свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики, либо интуитивно (методом проб и ошибок). Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, имеющей отрицательный наклон,монополист ведёт себя совершенно не так, как ведёт себя “прайс - тейкер ” при совершенной конкуренции. Монополист выбирает такую комбинацию “ цена - количество ”, которая приносит максимальную прибыль. Коль скоро он ищет наиболее “ доходную ” цену из набора возможных цен, то его можно назвать “ искателем цены ” (price - searcher).

         Модель монополии, описываемая здесь, предлагает действие одного дополнительного ограничения - монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.

Мы знаем, что если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение совокупного дохода. Когда же спрос неэластичен, то доход падает при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой, то её верхняя часть отражает эластичный спрос, а нижняя - неэластичный. Именно в этом и заключается причина эффекта “ холма дохода ”. Мы знаем, что предельный доход определяется как изменение совокупного дохода, которое достигается от увеличения выпуска продукции на одну единицу. Кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси, если совокупный доход растёт (спрос эластичен) и ниже её, и ниже её если совокупный доход падает (неэластичен).Она пересекает горизонтальную ось в точке максимума совокупного дохода. Для того, чтобы начертить кривую предельного дохода, соответствующую кривой спроса, имеющей форму прямой , можно воспользоваться следующим простым правилом :

Кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной оси , заключённой между кривой спроса и вертикальной осью , точно в  середине , если кривая спроса имеет  вид прямой линии.

Информация о работе Финансовая поддержка субъектов РФ