Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа
Тема курсового проекта – «Монополия и ценовая дискриминация».
Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия и сущность монополии………………………..5
1.1.Существование монополии…………………………………………………..5
1.2.Максимизация прибыли монополистом……………………………………13
1.3.Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации…………………………………………………………………..19
Глава 2. Исследование действия ценовой дискриминации на услуги «Газпром»………………………………………………………………………..32
2.1.Использование ценовой дискриминации…………………………………..32
2.2.»Газпром» как естественная монополия…………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………...41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные понятия и сущность монополии………………………..5
1.1.Существование монополии………
1.2.Максимизация прибыли монополистом……………………………………13
1.3.Понятие ценовой
Глава 2. Исследование
действия ценовой дискриминации
на услуги «Газпром»………………………………………………………
2.1.Использование ценовой дискриминации…………………………………..32
2.2.»Газпром» как естественная монополия…………………………………...37
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение
Тема курсового проекта – «Монополия и ценовая дискриминация».
Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.
Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет её несколько иначе подходить и к формированию ценовой стратегии, и к определению объёма выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.
Целью курсового проекта
Объектом исследования - монополия фирм и дискриминация цен на рынке.
Предметом исследования –
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования:
Используемые материалы: справочники, книжные издания, интернет сайты.
Структура курсового проекта: введение, основная часть, заключение и список используемой литературы
Глава1.Основные понятия и сущность монополии.
1.1.Существование монополии
Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия –монополиста, исходя из каких принципов она устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объём производства?
Понятие чистой монополии
Не следует отождествлять
Как ведёт себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объём выпуска товара, если он принимает решение о повышении цены , то не боится потерять часть рынка , отдать его конкурентам , устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма - монополист , так
же как и любая другая фирма
, стремится к получению высокой
прибыли , в ходе принятия решения
о цене продажи она учитывает
рыночный спроси свои издержки.
Поскольку монополист является
единственным производителем
Определение монополии
Чистая монополия - это рыночная структура, для которой характерны следующие черты.
Существование единственного продавца (производителя) товара и множества его покупателей. Суммарный спрос всех покупателей формирует рыночный спрос на товар монополиста. Кривая рыночного спроса имеет отрицательный наклон.
Отсутствие близких
Отсутствие свободного входа других производителей товара на рынок (и в отрасль) Обычно при анализе цен и выпуска товара рассматривается его рынок из-за наличия барьеров. Барьеры - это факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического и экономического характера, препятствующие новым фирмам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, когда рынок является привлекательным с точки зрения получения экономической прибыли. Барьеры могут создаваться объективными условиями функционирования отрасли и рынка (технологией, экономией от масштаба, транспортными расходами, емкостью рынка); законами, запрещающими конкуренцию (патенты); монополией на природные ресурсы; действиями органов управления (исключительные права, лицензирование, квоты и тарифы на импортные товары).
В экономике России особенно высоки административные барьеры входа на рынок, создаваемые органами власти и управления всех уровней. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности; установление количественных ограничений (квот) на товарных рынках; налогообложение; запреты и ограничения на ввоз (или вывоз) товаров на территорию (или с территории); регистрация; помощь отдельным хозяйствующим субъектам; предоставление исключительных прав; препятствия, чинимые при отведении земельных участков, сдаче помещений в аренду и т.п. Устранение или снижение административных барьеров позволило бы улучшить конкурентную среду на многих рынках.
Покупатели и продавец обладают совершенной экономической информацией в равных объемах.
Цель монополиста состоит в максимизации прибыли. Для этого ему необходимо знать рыночный спрос на свой товар, предельную выручку и издержки производства. Монополист устанавливает цену исходя из своего экономического интереса - максимизации прибыли. Необходимым условием максимизации прибыли монополии является равенство предельной выручки предельным издержкам.
Разнообразие видов монополии
Начнём с проведения различий между тремя типами обстоятельств , в силу которых одна фирма может стать может стать единственным поставщиком продукции на рынке.
Такая классификация монополии
на три категории весьма
Фактически все монополии
Простая монополия
Для монополии, так же как и для совершенной конкуренции, главным принципом является максимизация прибыли фирмы.
Возможности монополиста,как и любой другой фирмы , получить прибыль, частично ограничены издержками производства. Модель, представленная здесь, основана на теории издержек. Специфические ограничения, которые характерны для системы совершенной конкуренции, не подходят для монополии.
Другим важным ограничением
Модель монополии, описываемая здесь, предлагает действие одного дополнительного ограничения - монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.
Мы знаем, что если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение совокупного дохода. Когда же спрос неэластичен, то доход падает при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой, то её верхняя часть отражает эластичный спрос, а нижняя - неэластичный. Именно в этом и заключается причина эффекта “ холма дохода ”. Мы знаем, что предельный доход определяется как изменение совокупного дохода, которое достигается от увеличения выпуска продукции на одну единицу. Кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси, если совокупный доход растёт (спрос эластичен) и ниже её, и ниже её если совокупный доход падает (неэластичен).Она пересекает горизонтальную ось в точке максимума совокупного дохода. Для того, чтобы начертить кривую предельного дохода, соответствующую кривой спроса, имеющей форму прямой , можно воспользоваться следующим простым правилом :
Кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной оси , заключённой между кривой спроса и вертикальной осью , точно в середине , если кривая спроса имеет вид прямой линии.