Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа
Тема курсового проекта – «Монополия и ценовая дискриминация».
Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия и сущность монополии………………………..5
1.1.Существование монополии…………………………………………………..5
1.2.Максимизация прибыли монополистом……………………………………13
1.3.Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации…………………………………………………………………..19
Глава 2. Исследование действия ценовой дискриминации на услуги «Газпром»………………………………………………………………………..32
2.1.Использование ценовой дискриминации…………………………………..32
2.2.»Газпром» как естественная монополия…………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………...41
Из данного правила следует : точка в которой кривая предельного дохода пересекает горизонтальную ось, расположена в середине отрезка этой оси , заключённого между началом координат и пересечением кривой спроса с горизонтальной осью. Пересечение кривой предельного дохода и вертикальной оси совпадает с таким же пересечением кривой спроса, имеющей вид прямой линии. Приведённое правило не применимо к случаю, когда кривые спроса имеют форму, отличную от прямой. Кривая пре-дельного дохода всегда располагается ниже, чем кривая спроса. В случае простой монополии предельный доход, получаемый фирмой от продаже одной дополнительной единицы продукции , ниже , чем цена , по которой такая единица продаётся ( а не равна этой цене , как в ситуации совершенной конкуренции ). Разрыв между ценой и предельным доходом возникает поэтому , что фирма продаёт всю продукцию , произведённую в течении данного периода времени , по одинаковой цене. Сказанное означает : если фирма хочет добиться увеличения объёма продаж, цена должна быть снижена на все единицы производимой продукции, а не только на последнюю из них. Так, если наш монополист хочет увеличить объём продаж с 10 до 11 единиц за некий период времени , то цена всех 11 единиц должна снизится с 7,3 руб. до 7. Хотя фирма получает доход в 7 руб. от продажи каждой из 11 единиц , совокупный доход возрастает всего на 4 руб. , с 73 до 77 руб.. Дополнительный доход от одиннадцатой единицы частично урезает-ся на ( 3 руб. или на 0,3 руб. с каждой из первых десяти проданных единиц ).
Предельный доход монополиста
Как нам уже известно, для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже неё.
Почему кривая предельного
Например, монополист может продать по цене 800 руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 руб. как на первую , так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы товара - цена должна стать 600 руб. на каждую из них, четыре единицы - 500 руб. и т.д. Доход фирмы - монополиста соответственно составит , руб. :
1 единица - 800 ;
2 единицы - 1400 ( 700 х 2 )
3 единицы - 1800 ( 600 х 3 )
4 единицы - 2000 ( 500 х 4 )
Соответственно предельный ( или
дополнительный в результате
увеличения продаж на одну
единицу продукции) доход
1 единица 800 ;
2 единицы 600 ( 1400 - 800 ) ;
3 единицы 400 ( 1800 - 1400 ) ;
4 единицы 200 ( 2000 - 1800 ) .
Поскольку монополист принимает решение об объёме производства , цена и количество произведённой продукции будут иными по сравнению с условиями конкуренции.
1.2.Максимизация прибыли монополистом
Чтобы показать, при какой цене и объёме выпуска предельный доход монополиста будет минимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке , и запишем данные продукции на рынке , и запишем данные об её издержках и доходах ( таб. 1 ).
Мы предположили, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на единицу он вынужден каждый раз снижать её цену на 2 руб., предельный доход поэтому сокращается на 4 руб. при каждом расширении объёма продаж. Фирма будет максимизировать прибыль , продавая 14 единиц товара. Именно при таком выпуске её предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведёт 15 единиц , то эта дополнительная единица больше добавит к издержкам , чем к доходу , и тем самым уменьшит прибыль.
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 единиц продукции, причём цена этой продукции была бы ниже , чем в условиях монополии :
Конкуренция Монополии
Оптимальный объём производства ........... 15 14
Цена руб. ..............................
Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 единицами , будет произведено 14 единиц продукции. Не произведённая монополистом пятнадцатая единица продукции ( а она была бы выпушена в условиях конкуренции ) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказалась от покупки из - за высокой цены производителя - монополиста.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией , когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства, приносящие ей максимальную прибыль будут соответственно выше и ниже , чем в условиях совершенной конкуренции ( монополия , олигополия , монополистическая конкуренция ) каждая фирма обладает определённой монопольной властью , которая наиболее сильна при чистой монополии.
Точка максимальной прибыли
Приведённые данные можно использовать для выявления такой комбинации “ цена - количество ”, которая приносит максимальную прибыль. Это можно сделать, либо сравнивая совокупные издержки с совокупным доходом , либо воспользовавшись предельным подходом.
Вычитание совокупных издержек
из величены совокупного
Предельный подход к
Объём выпуска , дающего максимальную прибыль , находится в точке , где ветвь кривой предельных издержек , имеющая положительный наклон , пересекает кривую предельного дохода. Это происходит в точке, соответствующей объёму выпуска, равному 13 единицам. Прибыль приходящаяся на единицу выпуска при этом объёме, равна вертикальному разрыву между кривой спроса ( которая указывает на цену , по которой продаётся продукция ) и кривой средних совокупных издержек. Прибыль на единицу продукции, умноженная на объём выпуска , равна совокупной прибыли. Она показана на графике заштрихованным прямоугольником.
Цена дающая максимум прибыли , равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска. Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек (если прибыль максимальна ). В нашем примере предельные издержки при выпуске 13 единиц составляют 26 руб. на единицу. Однако с учётом проведения кривой с проса покупатели готовы готовы купить 13 единиц по цене 64 руб. за каждую. Поэтому именно 64 руб., а не 26 руб., представляют собой цену , которая будет которая будет реально назначена за 13 единиц продукции Прибыль при этой цене максимальна.
Максимизация прибыли илиминимизация убытков?
Если рыночные условия неблагоприятны, то монополия , так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции , может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью монополиста будет минимизация убытков . Как нам известно , возможности получения прибыли зависят от того , как расположена кривая спроса относительно кривой средних совокупных издержек фирмы.
Кривая спроса лежит ниже
кривой средних совокупных издержек
на всём своём протяжении. Фирма - монополист
вполне может оказаться в такой
ситуации во время экономического спада
, когда снижаются доходы потребителей
, и кривая спроса временно смещается
влево. Как обычно , уровень выпуска
продукции , соответствующий максимуму
прибыли ( или минимуму убытков ) находится
в точке пересечения кривых предельных
издержек и предельного дохода ,
что соответствует выпуску
Несмотря на то, что, выпуская 10 единиц продукции, фирма несёт убытки, они всё - таки минимальны. Цена, равная 4 руб. более чем достаточно для компенсации средних переменных издержек. Монополист (как и фирма в условиях совершенной конкуренции ) будет продолжать выпуск до тех пор, пока цена продаваемой продукции будет превосходить средние переменные издержки. Если же кривая спроса сдвигается влево на столько, что кривая средних переменных издержек оказывается над ней на всём её протяжении , фирма - монополист будет минимизировать свои краткосрочные убытки , прибегая к полному прекращению выпуска.
Теперь мы видим, что у фирмы - монополиста нет абсолютных гарантий получения прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае, если условия спроса позволяют продавать продукцию по цене, превышающей издержки её производства. Предполагается, что фирма сможет выбраться из неё , дождавшись лучших времён. Иногда, тем не менее, монополист сталкивается с непрекращающимся падением спроса. В такой обстановке единственным вариантом является выход из отрасли с последующей полной распродажей активов фирмы и прекращением всех заключенных договоров об аренде и т.д.
Максимизация прибыли на долгосрочном временном интервале
На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера , причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий,причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии , представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть решены в терминах простой равновесной модели.
Долгосрочное равновесие при отсутствии угрозы появления конкурентов
Это - простейший случай. Для фирмы
- монополиста , находящейся в
такой ситуации может