Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа
Тема курсового проекта – «Монополия и ценовая дискриминация».
Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия и сущность монополии………………………..5
1.1.Существование монополии…………………………………………………..5
1.2.Максимизация прибыли монополистом……………………………………13
1.3.Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации…………………………………………………………………..19
Глава 2. Исследование действия ценовой дискриминации на услуги «Газпром»………………………………………………………………………..32
2.1.Использование ценовой дискриминации…………………………………..32
2.2.»Газпром» как естественная монополия…………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………...41
Допустим, монополист способен установить принадлежность людей к двум группам и может продавать товар каждой группе по разной цене. Можно предположить, что потребители на каждом из рынков не могут перепродать товар. Обозначим через p1(y1) и p2(y2) соответственно обратные кривые спроса групп 1 и 2, а через с(y1+y2) - издержки производства выпуска. Тогда стоящая перед монополистом задача максимизации прибыли имеет вид
max p1(y1)+p2(y2) - c(y1+y2)
При оптимальном решении должны соблюдаться равенства:
MR1 (y1) =MC (y1+y2)
MR2 (y2) =MC (y1+y2)
Иными словами, предельные издержки производства добавочной единицы выпуска должны быть равны предельному доходу на каждом рынке. Если бы предельный доход на рынке 1 превышал предельные издержки, было бы выгодно расширить выпуск на рынке 1, и то же самое можно сказать в отношении рынка 2. Поскольку предельные издержки на обоих рынках одинаковы, предельный доход на них также должен быть одинаков. Следовательно, добавочная единица товара должна приносить тот же самый прирост общего дохода, независимо от того, продается ли она на рынке 1 или на рынке 2. Можно воспользоваться стандартной формулой выражения предельного дохода через эластичность, записав условия максимизации прибыли в виде
p1 (y1) [1- 1? |е1(y1)|] =MC (y1+y2),
p2 (y2) [1- 1? |е2(y2)|]=MC (y1+y2),
где е1(y1) и е2(y2) представляют собой коэффициенты эластичности спроса на соответствующих рынках, оцененные при объемах выпуска, максимизирующих прибыль.
Теперь обратим внимание на следующее. Если p1> p2, то мы должны иметь
1-1? |е1(y1)|<1-1/|е2(y2)|,
а это в свою очередь подразумевает, что
1? |е1(y1)|> 1/|е2(y2)|,
Что означает
|е2(y2)|> |е1(y1)|.
Таким образом, рынок с более высокой ценой должен характеризоваться более низкой эластичностью спроса. Если поразмыслить, это вполне разумно. Эластичный спрос - это спрос, чувствительный к цене. Фирма, осуществляющая ценовую дискриминацию, будет поэтому устанавливать низкую цену для группы потребителей, чувствительной к цене, и высокую цену для группы потребителей, относительно не чувствительной к цене. Таким путем она максимизирует свою совокупную прибыль.
Выше было предположение, что скидки
пожилым гражданам и
Продажа товаров наборами. Часто фирмы предпочитают продавать товары в наборах - комплектах взаимосвязанных товаров, предлагаемых к продаже вместе. Примечательный пример - набор программного обеспечения, иногда именуемый «пакетом программ». Такой набор может состоять из нескольких различных инструментов программного обеспечения - системы обработки текстов (текстового процессора), электронной таблицы и вспомогательной программы представления данных, продаваемых вместе.
Другим примером такого рода является журнал: он состоит из набора статей, которые могли бы, в принципе, продаваться порознь. Аналогично журналы часто продаются посредством подписки, которая является просто способом совместной продажи отдельных выпусков. Продажа товаром наборами может быть вызвана экономией на издержках: часто дешевле оказывается продать несколько скрепленных друг с другом статей, чем каждую из них по отдельности.
Рассмотрим некоторые примеры продаж товаров наборами
У компании Microsoft, Lotus и других производителей программного обеспечения вошло в привычку продавать большую часть своих прикладных программ в наборах. Например, в 1993 г Microsoft предложила пакет «Microsoft Office», включающий электронную таблицу, текстовый процессор, вспомогательную программу представления данных и базу данных, за розничную цену в 750 долл. (уличная цена» со скидкой составила около 450 долл.).
В случае покупки этих программ по
отдельности сумма, в которую
обошлись бы эти прикладные программы,
составила бы 1656 долл. Lotus предложила
свой пакет «Smart Suite» в сущности
по той же цене; при продаже компонентов
пакета по отдельности они обошлись
бы в сумме 1730 долл. Эти пакеты программ
хорошо вписываются в модель продажи
товаров в наборах. Некоторые
люди пользуются текстовым процессором
ежедневно, а электронной таблицей
- лишь время от времени. У других
пользователей структуры
Аналогична и ситуация с текстовым
процессором: именно готовность платить
предельного пользователя определяет
тот уровень, на котором устанавливается
рыночная цена. Продажа двух продуктов
в одном наборе позволяет сократить
дисперсию готовностей платить,
и общая прибыль может
Сказанное не означает, что своим распространением пакеты программ обязаны только эффективности стратегии продажи товаров в наборах; действуют и другие факторы. Успешность совместной работы отдельных компонентов пакетов гарантирована; в этом отношении они являются взаимодополняющими товарами. Более того, успех данной программы имеет тенденцию сильно зависеть от того, сколько людей ею пользуется, и продажа программного обеспечения в наборах позволяет увеличить захваченную долю рынка.
Глава 2. Исследование действия ценовой дискриминации на услуги «Газпром».
2.1. Использование ценовой дискриминации
В 2010 г. «Газпром» продал за границей 218,3 млрд куб. м газа. Объем поставок российским потребителям в 2010 г. составил 262,1 млрд куб. м.
«Газпром» является одним
из основных поставщиков природного
газа европейским потребителям и
обеспечивает примерно треть суммарного
импорта газа в Западную Европу.
Первые поставки газа из России на экспорт
начались в середине 40-х годов
в Польшу. В 1967 российский газ начал
поступать в Чехословакию. В 1968 г.
по контракту с австрийской
Продажа газа в страны Европы в 2010 г., млрд куб. м
Газпром на внешних рынках
В 2010 г. совокупные объемы продаж «Газпрома» составили 148,1 млрд куб. м природного газа, снизившись по сравнению с 2009 г. примерно на 3%. Ведущими покупателями российского голубого топлива на сегодняшний день являются Германия, Турция и Италия.
В 2010 г. продажи газа в страны СНГ и Балтии составили 70,2 млрд куб. м, увеличившись на 3,6% к уровню 2009 г. Наибольшие объемы газа поступают в Украину, Беларусь и Казахстан.
В феврале
2009 г. был введен в эксплуатацию новый
завод по производству СПГ рамках
проекта «Сахалин-2» («Газпром» владеет
контрольным пакетом в
Продажа газа в страны СНГ и Балтии в 2010 г., млрд куб. м
При планировании поставок газа потребителям «Газпром» руководствуется документом под названием «Порядок распределения ресурсов газа ОАО «Газпром» с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми организациями».
В соответствии с этим Порядком, ООО «Газпром межрегионгаз» — основная сбытовая структура Группы «Газпром» — собирает заявки от потребителей на поставки газа на следующий год. Исходя из полученных данных осуществляется распределение газа.
При этом учитывается выполнение потребителями обязательств по оплате газа за предыдущие годы. В случае необходимости «Газпром» выделяет платежеспособным потребителям дополнительные объемы газа с учетом технических возможностей ЕСГ и обязательств по уже заключенным экспортным и внутренним контрактам.
Кроме того, газ предоставляется
новым потребителям. Для этого
компания-потребитель
Структура продаж газа «Газпрома» по группам потребителей в 2009 г.
Газпром на российском рынке
Уровень газификации РФ природным газом:
Ценовая дискриминация 1-ой степени на примере стран СНГ
страна |
V |
P |
Q |
объем |
Цена ($ за тысячу кубометров) |
V*P | |
Украина |
36,5 |
360 |
13140 |
Беларусь |
21,6 |
223 |
4816,8 |
Казахстан |
3,4 |
300 |
1020 |
Молдова |
3,2 |
321 |
1027,2 |
Литва |
2,8 |
310 |
868 |
Армения |
1,4 |
180 |
252 |
Латвия |
0,7 |
320 |
224 |
Эстония |
0,4 |
309 |
123,6 |
Грузия |
0,2 |
150 |
30 |
Тарифы оплаты населения г. Москвы услуг газоснабжения
NN п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Тариф оплаты в месяц |
1 |
При наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения |
руб./чел |
15,9 |
2 |
При наличии в квартире
газовой плиты и газового водонагревателя
(при отсутствии централизованно
го горячего водоснабжения) |
руб./чел |
39,8 |
3 |
При наличии в квартире газовой плиты и отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя |
руб./чел |
19,9 |
4 |
Дома с отоплением от газовых нагревателей |
руб./чел |
9,4 |
17 февраля
1993 г. Постановлением
Крупнейшими иностранными партнерами «Газпрома» являются: немецкие компании E.ON, Wintershall Holding, Verbundnetz Gas, Siemens, RWE; французские GDF SUEZ, EDF и Total; итальянская ENI; турецкая Botas; финская Fortum; нидерландские Gasunie и GasTerra; датская DONG Energy; норвежская Statoil; австрийская OMV; китайские CNPC, PetroChina; индийская GAIL; алжирская Sonatrach, вьетнамская Petrovietnam, венесуэльская PDVSA; венгерская MOL; польская PGNiG; словацкая SPP, корейская Kogas, японские Mitsui, Mitsubishi Corporation и транснациональная Shell.
«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений.
Долгосрочные
контракты являются основой стабильности
и надежности поставок газа. Только
такие контракты могут
Долгосрочные
контракты с основными