Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………
Страница |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: ФИНАНСЫ
Тема: № 30
Название темы: «Финансовая политика государства»
Выполнила:
Специальность: Ф и К, день, 3 поток, 3 группа
№ зачет. книжки: 08ФФД13579
Руководитель:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики………
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма
и его структура………….…………………………….....
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы управления национальной экономикой России особенно актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период «господства» всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства. Проведение рыночных реформ потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. В связи с этим возникли и обострились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Финансовая политика практически любого государства строится не только на базовых экономических принципах, но и учитывает постоянно меняющееся состояние мировой экономики. В современном мире в условиях глобализации финансов относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов, финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права, и международных финансовых институтов.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкое и глубокое понимание сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также составляющих ее элементов.
От эффективности
проведения финансовой политики зависят
темпы спада или роста
Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом.
Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;
- рассмотреть
современное состояние
В процессе написания курсовой работы использовались обусловленные конкретными целями и задачами экономические, экономико-математические, статистические, логические и другие методы исследования, обработки и обобщения информации.
Информационной базой исследования явились: законодательные акты Российской Федерации; учебник для вузов под ред. Г. Б. Поляка, профессиональная периодическая литература, Интернет-ресурсы по финансовой политике, а также официальные сайты Министерства финансов России и Министерства экономического развития России. Данная информационная база включает в себя современные исследования по современному состоянию финансовой политики, соответствующее законодательство Российской Федерации, публикации в периодической печати, в том числе в специализированных экономических изданиях, различные обзорные, статистические материалы.
Экономическая деятельность практически любого государства имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют его роль на мировой арене, а также внутреннюю экономическую стабильность. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.
Так что же такое финансовая политика? Чтобы раскрыть это понятие, необходимо ответить на вопрос: «Что есть финансы?»
Для достижения намеченных целей и осуществления своих функций Государства любого общества используют финансы.
Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы являются связывающим звеном между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективный характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое отличительное свойство, отделяющее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой Правительством финансовой политики.
Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов1, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.2 Иными словами, финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.
Финансовая политика, как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которые обладают, в соответствии с законодательством, полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.
Нормативно-правовая база, регулирующая финансовую политику Российской Федерации:
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач (см.рис. 1).
Рис.1 «Задачи финансовой политики»
Однако, несмотря на все особенности формирования финансовой политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.
Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то, и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.
Особенно
трудным является поиск
Суть закона заключается в следующем. Первоначально рост налогового бремени приводит к увеличению доходов государства и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий с одной стороны плательщиков, а с другой стороны государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и стремится к нулевой отметке при 100% уровне изъятия. Такое снижение доходов происходит объективно за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов.
НН opt НН
ДБ – доходы бюджета; ДБ макс – максимальные доходы бюджета;
НН – налоговая нагрузка; НН opt – оптимальная налоговая нагрузка
Рис.2. « Кривая Лэффера»
Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.
К регулируемым
экономическим процессам