Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

курсорик по финансам.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Страница |


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОУ ВПО

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                        Дисциплина:   ФИНАНСЫ

                                     Тема:   № 30 

                    Название темы: «Финансовая политика государства»

 

                        Выполнила:                          Факультет: Финансово-кредитный

                  Специальность: Ф и К, день, 3 поток, 3 группа

                № зачет. книжки: 08ФФД13579

                     Руководитель:

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6

1.2. Цели и задачи  финансовой политики……………………………………………….8

1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15

2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20

3.3. Финансовая  политика РФ на современном  этапе…………………………………………26

ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36

3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24

3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..45

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы управления национальной экономикой России особенно актуальны на современном этапе  развития рыночных отношений и, особенно в период «господства» всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства. Проведение рыночных реформ потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. В связи с этим возникли и обострились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.

Финансовая  политика практически любого государства  строится не только на базовых экономических  принципах, но и учитывает постоянно  меняющееся состояние мировой экономики. В современном мире в условиях глобализации финансов относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов, финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права, и международных финансовых институтов.

Для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  четкое и глубокое понимание сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также составляющих ее элементов.

От эффективности  проведения финансовой политики зависят  темпы спада или роста промышленного  производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования –  экономическая политика и экономика  в целом.

Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

─ исследовать  содержание, значение и цели финансовой политики государства;

─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;

─ рассмотреть  организацию финансовой политики, а  именно, финансовый механизм и управление финансами;

─ проанализировать структуру  расходов федерального бюджета  за 2005-01.09.2010 гг.;

- рассмотреть  современное состояние финансовой  политики Российской Федерации.

В процессе написания  курсовой  работы использовались обусловленные  конкретными целями и задачами экономические, экономико-математические, статистические, логические и другие методы исследования, обработки и обобщения информации.

Информационной  базой исследования явились: законодательные акты Российской Федерации;  учебник  для вузов под ред. Г. Б. Поляка, профессиональная  периодическая литература, Интернет-ресурсы по финансовой  политике, а также официальные сайты Министерства финансов России и Министерства экономического развития России. Данная информационная база включает в себя современные исследования по современному состоянию финансовой  политики, соответствующее законодательство Российской Федерации, публикации в периодической печати, в том числе в специализированных экономических изданиях, различные обзорные, статистические материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

    1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Экономическая деятельность практически любого государства  имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют его роль на мировой арене, а также внутреннюю экономическую стабильность. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.

Так что же такое финансовая политика? Чтобы раскрыть это понятие, необходимо ответить на вопрос: «Что есть финансы?»

Для достижения намеченных целей и осуществления своих функций Государства любого общества используют финансы.

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы являются связывающим звеном между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективный характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое отличительное свойство, отделяющее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой Правительством финансовой политики.

Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов1, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.2 Иными словами, финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

Финансовая политика, как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которые обладают, в соответствии с законодательством, полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Нормативно-правовая база, регулирующая финансовую политику Российской Федерации:

    • Бюджетный Кодекс;
    • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетное послание Президента Российской Федерации 2010 года Федеральному собранию
  • Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов;
  • Федеральный закон «О Федеральном бюджете 2010 года»
  • Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

  1. Разработку обшей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

 

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного  поступательного развития экономики  государства и хозяйствующих  субъектов на основе использования  финансовых отношений и финансового  потенциала для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно  требование обеспечения ее взаимосвязи  с другими составными частями экономической политики кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач (см.рис. 1).

Рис.1 «Задачи финансовой политики»

Однако, несмотря на все особенности формирования финансовой политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути  сокращения расходов или увеличения доходов. И то, и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

 Особенно  трудным является поиск дополнительных  доходов, потому что это приводит  к росту налогового бремени  плательщиков и противоречиво  влияет на всю совокупность  получаемых государством доходов.  Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется законом Лэффера (см. рис. 2).

Суть закона заключается в следующем. Первоначально  рост налогового бремени приводит к  увеличению доходов государства  и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий с одной стороны плательщиков, а с другой стороны государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и стремится к  нулевой отметке при 100% уровне изъятия. Такое снижение доходов происходит объективно за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и  субъективно посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов.

 

 

 

НН opt    НН

 

ДБ – доходы бюджета; ДБ макс – максимальные доходы бюджета;

НН – налоговая  нагрузка; НН opt – оптимальная налоговая нагрузка

Рис.2. « Кривая Лэффера»

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень  инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может  осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

Информация о работе Финансовая политика государства