Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………
На поддержку моногородов уже выделено 1,2 млрд. рублей из 2 млрд. рублей, предусмотренных в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, и 4,2 млрд. рублей из 5 млрд. рублей по линии Фонда реформирования ЖКХ. Также до конца года правительство РФ должно принять решение о предоставлении дотаций из федерального бюджета и бюджетных кредитов десяти моногородам на общую сумму 5,6 млрд. рублей.
В 2012 году сократится количество субсидий, которые предоставляются регионам из федерального бюджета. В общей сложности объем субсидий может быть сокращен на 60-100 млрд. рублей.
Уменьшится и количество региональных субсидий с 90 млрд. рублей до 20 к 2012 году.
При этом Минфин рассматривает возможность создания поощрительного фонда, на средства которого смогут рассчитывать регионы, показывающие рост прямых инвестиций в обрабатывающие производство, а портфель фонда мог бы составить от 10 до 20 млрд. рублей.
Cтруктура расходов Федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (см. Приложение 5).
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
Рост пенсий в 2011 году составит 9% от базы 2010 года, средняя трудовая пенсия по старости увеличится до 8780 руб. в месяц, а социальная пенсия - до 5050 рублей, причем основное повышение произойдет уже 1 февраля будущего года.
В бюджет заложены средства для повышения на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также на увеличение фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений и студенческих стипендий.
Из федерального бюджета будут выделяться ассигнования на содержание милиции общественной безопасности, которые сейчас регионам обходятся в 200 млрд. рублей в год.
Согласованы и параметры финансирования региональных программ модернизации здравоохранения. Их общая стоимость составит 460 млрд рублей, из них в 2011 году в субъекты Федерации поступит 215,9 млрд.
Кроме того, в 2011
году предусмотрены бюджетные
В 2011-2013 годах
в целях обеспечения
Наиболее значимыми мероприятиями по разделу «Физическая культура и спорт» на трехлетний период являются проведение крупнейших Международных соревнований, таких как XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в г. Казани, ХХII Олимпийские зимние игры и ХI Паралимпийские зимние игры 2014 года в городе Сочи.
Объем ассигнований из федерального бюджета по разделу «Культура, кинематография» составит на 2011 год – 82,0 млрд. рублей, 2012 год – 78,8 млрд. рублей, 2013 год – 76,0 млрд. рублей.[2]
Объем ассигнований из федерального бюджета по разделу «Средства массовой информации» составит на 2011 год – 61,2 млрд. рублей, 2012 год – 62,3 млрд. рублей, 2013 год – 56,0 млрд. рублей.
Бюджетная политика в сфере средств массовой информации ориентирована на развитие теле- и радиовещания на территории Российской Федерации
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на национальную оборону в 2011-2013 годах значительно увеличены. Так, по разделу «Национальная оборона» расходы федерального бюджета возрастают с 1 276,8 млрд. рублей в 2010 году до 1 517,1 млрд. рублей, 1 655,7 млрд. рублей и 2 098,6 млрд. рублей в 2011-2013 годах соответственно.
Среди приоритетов бюджетной политики – реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и проведение их переоснащения современными образцами вооружения и военной техники.
Приоритетной задачей в данном направлении является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.
Практически в
2 раза увеличены бюджетные ассигнован
В рамках исполнения международных обязательств Российской Федерации в 2011 году предполагается выделить 15,3 млрд. рублей (500 млн. долларов США) на оплату взноса Российской Федерации в Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Аналогичные ассигнования на уплату данного взноса предусматриваются в федеральном бюджете на 2012 и 2013 годах.
Проект постановления
правительства России "Об оптимизации
в 2011 - 2013 годах численности работников
центральных аппаратов и
Сокращение будет проходить в 3 этапа. К 1 апреля 2011 года будет проведено сокращение на 5% от предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти по состоянию на 1 июля 2010 года. К 1 апреля 2012 года - на 10%. К 1 апреля 2013 года - на 20%. Сокращение аппарата чиновников на 20% будет экономить бюджету 37 млрд рублей в год в течение трех лет.
Министерство финансов подготовило проект закона «О потребительском кредите», который регулирует отношения банков с заемщиками. Поправки в этом законе значительно расширяют права заемщиков и ограничивают действия банка. Так, уже на начальном этапе получения кредита заемщик, имея одобрение на кредит, сможет получить экземпляр договора для ознакомления и в течение пяти дней изучать его. Сегодня заемщики нередко получают договор непосредственно перед подписанием.
Банки, согласно новому законопроекту, обязаны еще до выдачи кредита предоставить клиентам полную информацию об условиях займа — от стоимости кредита до графика платежей. Более того, Министерство финансов предлагает ограничить время принятия решения о выдаче кредита банком 14 днями с момента получения от клиента предварительной заявки. За рассмотрение заявки банки не вправе взимать плату. В случае принятия поправок банки больше не смогут рассылать кредитные карты клиентам. «Банковская карта должна быть передана заемщику способом, позволяющим однозначно установить, что она была получена заемщиком лично».
В рамках поправок заемщики также получат право на отказ от использования уже предоставленного потребительского кредита — это можно будет сделать в течение двух недель со дня наступления срока кредитования, при этом без объяснения причин кредитору. Кроме того, заемщики получат возможность досрочно погасить заем без уплаты кредитору штрафов и пеней. В случае досрочного возврата потребительского кредита заемщик обязан уплатить кредитору процент годовых по договору потребительского кредита только за срок фактического использования потребительского кредита.
Банки смогут теперь
на законодательном уровне получить
возможность взимать любые
Также банкам запретят в одностороннем порядке менять условия договора. А страхование запретят навязывать как одно из условий получения кредита.
В соответствии
с основными направлениями
Акцизы на табак и табачные изделия в 2011-2013 годах предполагается увеличить на 30-40 % в год.
Введение налога на недвижимость, который заменит существующие налоги: налог на имущество физических лиц и налог на землю. Предлагается рассчитывать его исходя из рыночной стоимости жилья или земли. Он будет введен не ранее 2014 года.
Таким образом, бюджетная и налоговая политика в 2011-2013 годах будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.
3.ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ финансовой политики, применявшейся в различных государствах, позволяет выделить три ее основных типа:
Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.
До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX веке вопрос об изменении подхода к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж.Кейнса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем над поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах - в 30 -60-е годы XX века она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.