Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

курсорик по финансам.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНЫЙ ТИП

Планово-директивный  тип финансовой политики применялся в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и  финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось бы изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных  предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого  дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных  предприятий взимался в бюджет вначале  при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) в бюджет поступали все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть, государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов  населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем  размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств  у местных органов власти обеспечивалось ограничением собственных источников доходов местных бюджетов. Система  таких местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых для них из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно, а именно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление  финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства - в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п. Однако, использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:

  • снижению эффективности производства;
  • замедлению развития социальной сферы общества;
  • резкому ухудшению финансового положения государства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику. Целями финансовой политики является решение фискальных  задач и регулирование экономических процессов с помощью налогов, бюджетных ассигнований, различных норм и нормативов.

Кроме того, финансовая политика – составная часть экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Выделяют три типа финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная, каждый из которых имеет свое развитие финансовой политики государства, начиная с  конца 20-х годов и заканчивая 90-ми годами 20 века.

Составными  частями финансовой политики являются финансовый механизм, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов, и управление финансами, которые в свою очередь подразделяется на несколько этапов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Расходная часть  бюджета до 2009 года увеличивалась. Большая  часть бюджетных ассигнований была выделена в период финансового кризиса в период 2008-2009 гг. и в настоящий момент продолжается. До 2008 г.  бюджет был профицитным, то есть доходы превышали расходы. Начиная с 2009 г. и по сегодняшний день 2010 г. и в дальнейшем бюджет дефицитный. Планируется снижение дефицита бюджета до 0,5% к 2013 году. Основными источниками погашения дефицита бюджета является приватизация государственной собственности, а также внешних заимствований.

На современном  этапе финансовая политика Российский Федерации имеет ряд проблем:

  • Повышение эффективности социальной защиты населения. Например, повышение пенсий, стипендий.
  • Координация долгосрочного  стратегического и бюджетного планирования
  • Повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, нацеленность на достижение конкретных результатов
  • Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Выделение бюджетных ассигнований на развитие инновационных проектов, нанотехнологий.
  • Необходимость оценить возможность повышения фондов оплаты труда работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
  • Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
  • обеспечение обороноспособности страны, обеспечение жильем военных и переоснащение войск.
  • Реформа органов внутренних дел

С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств Федерального бюджета

  • развитие транспортной инфраструктуры, развитие дорог и обеспечение безопасности населения в транспорте, особенно в метро. Предполагается создать Дорожный фонд, кроме того, снизить  транспортный налог и включить его в стоимость горюче-смазочных материалов.
  • Повышение акцизов на табачную и алкогольную продукцию.
  • Введение налога на недвижимость.
  • Поддержание отечественных проектов, ориентация их на самофинансирование. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики. Финансирование из федерального бюджета ряда целевых программ по сельскому хозяйству, образованию, здравоохранению и т.д.

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию

2.Основные направления  налоговой и бюджетной политики  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов 

3.Финансы:  учебник для студентов, обучающихся  по эк. специальностям, специальности  «Финансы и кредит» (080105) Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-703 с.-(Серия «Золотой фонд российских учебников»)

4.Финансы. Денежное обращение. Кредит. : Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г. Б. Поляка. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512с.

5.Финансы, денежное  обращение и кредит:  Учебник  для вузов / Под ред. Ф. М.–  Шелопаева. - М.: Юрайт, 2004. -624с.

6.www.minfin.ru

7.www.economy.ru

8.www.gov.ru

9.www.finmarket.ru//Минфин РФ не планирует в 2011 году выдавать бюджетные кредиты на поддержку моногородов

10.www.finmarket.ru//К 2012 году Минфин РФ планирует сократить объем региональных субсидий на 100 млрд. рублей

11.www.regnum.ru./news/polit/Минфин РФ предлагает вузам самим решать вопросы повышения стипендий

12.www.РИА «Новости»/ Минфин направит на образование в 2011 году 492,5 млрд. рублей

13.www.РИА «Новости»/ Минфин выделит фонду «Сколково» 85 млрд. рублей на три года

14.www.РИА «Новости»/Минфин РФ форсирует повышение стоимости бензина и табака

  1. www.minfin.ru//Нормативные документы//Проект закона «О потребительском кредите»
  2. www.ИТАР-ТАСС// Минфин РФ: К 2013 году в России сократят до 20% чиновников
  3. www.vesti.fm//Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

                           Структура расходов федерального  бюджета  за 2005 - 2010 гг

 

                                                 млрд. рублей

Темп роста,%

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

01.09.2010

2008 г. к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

Общегосударственные вопросы

501,0

533,2

815,7

839,4

853,1

508,7

102,91%

101,63%

национальная  оборона

581,1

681,8

831,9

1040,9

1188,2

738,2

125,12%

114,15%

национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

450,1

550,2

667,0

835,6

1004,5

621,9

125,28%

120,21%

национальная  экономика

248,7

345,0

692,6

1025,0

1650,7

559,3

147,99%

161,04%

жилищно-коммунальное хозяйство

6,9

52,7

294,9

129,5

151,6

103,6

43,91%

117,07%

охрана окружающей среды

4,8

6,6

8,2

10,2

13,0

7,5

124,39%

127,45%

образование

162,1

212,4

294,6

355,0

418,0

233,0

120,50%

117,75%


 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Расходы Федерального бюджета Российской Федерации в 2009 году

                                                                                                               млрд. рублей

Расходы - всего

9660,1

из них на:

 

общегосударственные вопросы

853,1

из них на обслуживание государственного и 
    муниципального долга

176,2

национальную оборону

1188,2

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1004,5

национальную экономику

1650,7

из нее на:

 

топливно-энергетический комплекс

34,9

сельское хозяйство и рыболовство

83,1

транспорт

220,6

дорожное хозяйство

223,5

связь и информатику

26,9

прикладные научные исследования в области 
    национальной экономики

111,3

другие вопросы в области национальной экономики

875,6

жилищно-коммунальное хозяйство

151,6

социально-культурные мероприятия

1205,5

межбюджетные трансферты

3593,4

из них межбюджетные трансферты бюджетам 
    государственных внебюджетных фондов

2113,2


 

 

Источник: www.minfin.ru// Бюджетная система //Консолидированный бюджет//Расходы//Структура расходов

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

 

Основные цели бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 гг.

1) использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

2) разработка  и внедрение инструментов поддержки  инноваций;

3) создание эффективной  налоговой системы, обеспечивающей  бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе;

4) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

5) повышение  качества человеческого капитала;

6) повышение  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг;

7) реализация  Программы по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года.

Информация о работе Финансовая политика государства