Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………
Планово-директивный тип финансовой политики применялся в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось бы изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий взимался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) в бюджет поступали все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть, государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением собственных источников доходов местных бюджетов. Система таких местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых для них из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно, а именно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства - в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п. Однако, использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:
Заключение
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Целями финансовой политики является решение фискальных задач и регулирование экономических процессов с помощью налогов, бюджетных ассигнований, различных норм и нормативов.
Кроме того, финансовая
политика – составная часть экономическо
Составными частями финансовой политики являются финансовый механизм, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов, и управление финансами, которые в свою очередь подразделяется на несколько этапов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
Расходная часть бюджета до 2009 года увеличивалась. Большая часть бюджетных ассигнований была выделена в период финансового кризиса в период 2008-2009 гг. и в настоящий момент продолжается. До 2008 г. бюджет был профицитным, то есть доходы превышали расходы. Начиная с 2009 г. и по сегодняшний день 2010 г. и в дальнейшем бюджет дефицитный. Планируется снижение дефицита бюджета до 0,5% к 2013 году. Основными источниками погашения дефицита бюджета является приватизация государственной собственности, а также внешних заимствований.
На современном этапе финансовая политика Российский Федерации имеет ряд проблем:
С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств Федерального бюджета
Список использованной литературы
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию
2.Основные направления
налоговой и бюджетной
3.Финансы:
учебник для студентов,
4.Финансы. Денежное обращение. Кредит. : Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г. Б. Поляка. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512с.
5.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / Под ред. Ф. М.– Шелопаева. - М.: Юрайт, 2004. -624с.
6.www.minfin.ru
7.www.economy.ru
8.www.gov.ru
9.www.finmarket.ru//Минфин РФ не планирует в 2011 году выдавать бюджетные кредиты на поддержку моногородов
10.www.finmarket.ru//К 2012 году Минфин РФ планирует сократить объем региональных субсидий на 100 млрд. рублей
11.www.regnum.ru./news/polit/
12.www.РИА «Новости»/ Минфин направит на образование в 2011 году 492,5 млрд. рублей
13.www.РИА «Новости»/ Минфин выделит фонду «Сколково» 85 млрд. рублей на три года
14.www.РИА «Новости»/Минфин РФ форсирует повышение стоимости бензина и табака
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура расходов
|
Темп роста,% | |||||||
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
01.09.2010 |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. |
Общегосударственные вопросы |
501,0 |
533,2 |
815,7 |
839,4 |
853,1 |
508,7 |
102,91% |
101,63% |
национальная оборона |
581,1 |
681,8 |
831,9 |
1040,9 |
1188,2 |
738,2 |
125,12% |
114,15% |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
450,1 |
550,2 |
667,0 |
835,6 |
1004,5 |
621,9 |
125,28% |
120,21% |
национальная экономика |
248,7 |
345,0 |
692,6 |
1025,0 |
1650,7 |
559,3 |
147,99% |
161,04% |
жилищно-коммунальное хозяйство |
6,9 |
52,7 |
294,9 |
129,5 |
151,6 |
103,6 |
43,91% |
117,07% |
охрана окружающей среды |
4,8 |
6,6 |
8,2 |
10,2 |
13,0 |
7,5 |
124,39% |
127,45% |
образование |
162,1 |
212,4 |
294,6 |
355,0 |
418,0 |
233,0 |
120,50% |
117,75% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Расходы Федерального бюджета Российской Федерации в 2009 году
Расходы - всего |
9660,1 |
из них на: |
|
общегосударственные вопросы |
853,1 |
из них на обслуживание государственного
и |
176,2 |
национальную оборону |
1188,2 |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
1004,5 |
национальную экономику |
1650,7 |
из нее на: |
|
топливно-энергетический комплекс |
34,9 |
сельское хозяйство и |
83,1 |
транспорт |
220,6 |
дорожное хозяйство |
223,5 |
связь и информатику |
26,9 |
прикладные научные |
111,3 |
другие вопросы в области национальной экономики |
875,6 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
151,6 |
социально-культурные мероприятия |
1205,5 |
межбюджетные трансферты |
3593,4 |
из них межбюджетные трансферты
бюджетам |
2113,2 |
Источник: www.minfin.ru// Бюджетная система //Консолидированный бюджет//Расходы//Структура расходов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Основные цели бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 гг.
1) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования; |
2) разработка
и внедрение инструментов |
3) создание эффективной
налоговой системы, |
4) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы; |
5) повышение
качества человеческого |
6) повышение
доступности и качества |
7) реализация
Программы по повышению |