Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

курсорик по финансам.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

 В настоящее  время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития.

    1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Условиями эффективности  финансовой политики являются своевременно и в необходимом объеме задействованные финансовые инструменты, подготовка законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: законах, Указах Президента, Постановлениях Правительства, инструкциях, приказах и письмах министерств и ведомств, Уставах хозяйствующих субъектов, международных договорах.

Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики общественного сознания и психологии, с учетом изменений в социальной структуре общества.

Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

  • источников формирования доходов государственного бюджета;
  • структуры расходной части бюджета;
  • сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;
  • доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;
  • задач управления государственным долгом;
  • дефицита или профицита бюджета;

 В свою  очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность:

  • налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики  является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
  • таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
  • инвестиционная политика;
  • политика управления государственным долгом;
  • политика бюджетного федерализма.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

  • денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;
  • кредитная политика - обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);
  • финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);
  • ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием   в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

 

        2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА  И ЕГО СТРУКТУРА

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933 гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

Свое  теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона М. Кейнса и его последователей. В 30 - 40-е годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризиса перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-м годам акцент сместился в сторону достижения высокой занятости населения и стимулированию увеличения темпов экономического роста. С 70-х же годов XX века приоритетным направлением современной финансовой политики стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами (обеспечением высокой занятости, стимулирование экономического роста, выравнивание платежного баланса и др.).

Финансовый  механизм представляет собой систему  установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм — наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый  механизм подразделяется на директивный  и регулирующий.

Директивный механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Регулирующий механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Управление  процессами создания, распределения, перераспределения  и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.

Объектом финансового  планирования являются фонды денежных средств. Финансовым планированием обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Финансовое  планирование предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов. В управлении  финансами осуществляется составление сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций. Финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему  финансовых планов входят:

1. Перспективные  финансовые планы 

2.Сводные  финансовые балансы, составляемые  на общегосударственном и территориальных уровнях;

Перспективный финансовый план разрабатывается  на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета  по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса - подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается  в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

Со сводным  финансовым планированием тесно  связано бюджетное прогнозирование. Под прогнозом развития бюджета  подразумевается комплекс вероятностных  оценок возможных путей развития его доходных и расходных частей. Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

В связи с  переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной  собственности изменился финансовый механизм.

Это нашло выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

Изменились  межбюджетные отношения. Территориальные  бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

Таким образом, финансовая политика государства  – совокупность мероприятий государства  по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций. Каждому типу финансовой политике присуще своя история развития и свои особенности. Для проведения  финансовой  политики  государство использует финансовый механизм и управление финансами.

 

 

2.2.Анализ расходов федерального бюджета 2005-2010 гг.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

   - обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

   -    функционирование федеральной судебной системы;

   - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

   - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

   - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

   - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    - государственная поддержка атомной энергетики;

   - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    - исследование и использование космического пространства;

    - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или введении органов государственной власти Российской Федерации;

Информация о работе Финансовая политика государства