Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный статистический учет и др.
Средства федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- финансовая помощь другим бюджетам;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Состав и структура расходов федерального бюджета за 2005-2010 г. (см. Приложение 1).
Из таблицы видно, что расходы федерального бюджета, начиная с 2005 по 2009 гг. постепенно увеличивались. Резкое увеличение расходов произошло в 2008-2009 гг., в период финансового кризиса. На 2008 г. оно составило 7570,9 млрд. рублей, а на 2009 г. уже 9660 млрд. рублей.
С 2009 года расходы уменьшаются – с 14,5% к ВВП до 12,1% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,9% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года (2011-2013 гг.) дефицит последовательно снизится до 0,5 % к ВВП в 2012 году и до 0,2 % к ВВП в 2013 году.
В 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 4-4,5% в год.
Расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (см. рис.4).
Рис.4 «Динамика доходов и расходов Федерального бюджета, % ВВП»
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. Наибольший объем средств в статье расходы занимают ассигнования на межбюджетные трансферты, из них в 2009 году 2113,2 млрд. рублей бюджетам государственных внебюджетных фондов. А на 01.09.2010 г. они составляют примерно половину всех бюджетных расходов. Второе место в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Наименьший объем денежных средств приходится на охрану окружающей среды. На протяжении всего отрезка времени (2005-01.09.2010 гг.) этот показатель находится на последнем месте. И на 1 сентября 2010 г. он составил всего 7,5 млрд. рублей.
В качестве позитивного момента следует отметить, что происходит опережающий рост расходов на национальную экономику. По итогам 2008. г. темп опережения составил 1,47%, а по итогам 2009 г. 1,61%. Из них на развитие сельского хозяйства и рыболовства 83,1 млрд. рублей. И это не на первом месте в этой статье расходов, хотя Россия является аграрной страной.
Объем бюджетных ассигнований федерального на поддержку агропромышленного комплекса по направлениям Государственной программы с учетом антикризисных мер в 2008-2010 годах в целом составил 391,1 млрд. рублей, что на 94,8 млрд. рублей превышает плановые назначения за указанный период, определенные паспортом Государственной программы в общей сумме 296,3 млрд. рублей.
Наибольшая часть ассигнований направлена на дорожное хозяйство. Состояние дорог является большой проблемой в России по сравнению с зарубежными странами.
После национальной экономики преобладающая часть расходов идет на социально-культурные мероприятия. В 2009 году они составили 1205,5 млрд. рублей из федерального бюджета (см. Приложение 2). Из них на социальную политику всего 323,5 млрд. рублей.
В 2008-2009 годах дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырос до 2,9% к ВВП. В 2011-2013 годах дефицит бюджета фонда ожидается на уровне 1,7-1,8% к ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.
Проблемами социальной политики остаются низкий МРОТ, низкое пенсионное довольствие, а также увеличение пенсионного возраста в связи с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, безработица.
С 2005 по 2008 гг. консолидированный и федеральный бюджеты были профицитными, а в 2009г. – дефицитным.
Рис. 5. «Профицит, дефицит консолидированного и Федерального бюджетов Российской Федерации».
В январе-октябре 2010 года бюджет Российской Федерации исполнен с дефицитом в размере 783,590 млрд. рублей. Объем ВВП за этот период равнялся 36 трлн. 737,7 млрд. рублей, таким образом, дефицит составил 2,1% ВВП.
В октябре дефицит российского бюджета равнялся 91,028 млрд. рублей или 2,2% месячного ВВП (4 трлн. 109 млрд. рублей). За месяц расходы казны составили 804,643 млрд. рублей, доходы - 713,615 млрд. руб.
Улучшение бюджетных показателей связано со стабилизацией расходов (за 10 месяцев они всего лишь на 3,3% превышают прошлогодние показатели) и значительным ростом нефтегазовых доходов (+33% по итогам 10 месяцев), который, в свою очередь, вызван не только ростом нефтяных цен, но и ослаблением рубля по отношению к доллару.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.
Таким образом, на протяжении анализируемого периода, расходные статьи федерального бюджета увеличиваются. Приоритетное направление отдается межбюджетным трансфертам, а затем экономике. Бюджет на конец анализируемого периода дефицитный. Недолжное внимание уделяется развитию сельского хозяйства, остаются нерешенными задачи в области социальной политики, а также в сфере окружающей среды, где она занимает последнее место по расходным ассигнованиям.
2.3. Финансовая
политика в Российской
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются (см. Приложение 3)
Кроме того, определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета (см. Приложение 4):
Поставлена задача - снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В сценарии прогноза Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 60 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
Говоря о приоритетных направлениях бюджетных расходов, на поддержку сельского хозяйства в 2011 г. будет выделено 180 млрд. рублей, в том числе по государственной программе – 118 млрд. (в 2010 г. на эти цели было направлено 107 млрд. рублей). Это позволит закрепить достигнутые в отрасли позитивные тенденции и помощь хозяйствам, испытывающим трудности в связи с тяжелыми погодными условиями, засухой.
Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково. Министерство финансов выделит фонду по созданию инновационного центра «Сколково» 85 миллиардов рублей на три года, но финансирование этого проекта в ближайшие 3-5 лет потребует 180-200 миллиардов рублей. Рассматривается софинансирование проекта в равных долях государством и частным бизнесом.
На обеспечение реализации проекта по созданию инновационного центра «Сколково» планируется направить бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2011 году в размере 15,0 млрд. рублей, в 2012 году – 22,0 млрд. рублей, в 2013 году – 17,1 млрд. рублей.
Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
С учетом индексации
стипендиального фонда
В 2011 году стипендии
студентов вузов будут
Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составит в 2011 году – 516,6 млрд. рублей, в 2012 году – 516,0 млрд. рублей, в 2013 году – 519,4 млрд. рублей. Указанные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета позволяют обеспечить исполнение расходных обязательств по предоставлению гражданам возможности получения образования в федеральных образовательных учреждениях и реализацию мероприятий в области образования, осуществляемых в общероссийских масштабах.
Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета на образование составляют расходы на высшее профессиональное образование (в 2011 году – около 75 %).
В среднесрочной
перспективе сохраняется
В 2010 году правительство приняло решение о выделении 27 млрд. рублей на поддержку моногородов, из них по 10 млрд. рублей – в виде прямых дотаций субъектам Российской Федерации, которые затем направляют эти средства в моногорода, и в виде бюджетных кредитов, предоставляемых на инфраструктурные объекты, в частности дороги. Также предусмотрено 2 млрд. рублей в рамках поддержки малого и среднего бизнеса и 5 млрд. рублей – в рамках Фонда реформирования ЖКХ.