Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование финансовой политики государства. Объект исследования – экономическая политика и экономика в целом. Предмет исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
─ исследовать содержание, значение и цели финансовой политики государства;
─ охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;
─ рассмотреть организацию финансовой политики, а именно, финансовый механизм и управление финансами;
─ проанализировать структуру расходов федерального бюджета за 2005-01.09.2010 гг.;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Понятие финансовой политики……………………………………………………...6
1.2. Цели и задачи финансовой политики……………………………………………….8
1.3.Особенности финансовой политики ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Понятие финансового механизма и его структура………….…………………………….........15
2.2. Анализ расходов Федерального бюджета 2005-2010гг.…………………………………..20
3.3. Финансовая политика РФ на современном этапе…………………………………………26
ГЛАВА 3. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Классический тип…………………………………………………..…………36
3.2. Регулирующий тип. …………………………………………… ………........24
3.3. Планово-директивный тип…………………………………………………………… ...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………….………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

курсорик по финансам.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

    - формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

      - проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

      - федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

     - финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

     - официальный статистический учет и др.

Средства  федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации;

- финансовая помощь другим бюджетам;

- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Состав  и структура расходов федерального бюджета за 2005-2010 г. (см. Приложение 1).

       Из таблицы видно, что расходы федерального бюджета, начиная с 2005 по 2009 гг. постепенно увеличивались. Резкое увеличение расходов произошло в 2008-2009 гг., в период финансового кризиса. На 2008 г. оно составило 7570,9 млрд. рублей, а на 2009 г. уже 9660 млрд. рублей.

С 2009 года расходы  уменьшаются – с 14,5% к ВВП до 12,1% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,9% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года (2011-2013 гг.) дефицит последовательно снизится до 0,5 % к ВВП в 2012 году и до 0,2 % к ВВП в 2013 году.

В 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 4-4,5% в год.

Расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (см. рис.4).

Рис.4 «Динамика доходов и расходов Федерального бюджета, % ВВП»

        Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. Наибольший объем средств в статье  расходы занимают ассигнования на межбюджетные трансферты, из них  в 2009 году 2113,2 млрд. рублей бюджетам государственных внебюджетных фондов. А на 01.09.2010 г.  они составляют примерно половину всех бюджетных расходов. Второе место в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Наименьший объем денежных средств приходится на охрану окружающей среды. На протяжении всего отрезка времени (2005-01.09.2010 гг.) этот показатель находится на последнем месте. И на 1 сентября 2010 г. он составил всего 7,5 млрд. рублей.

В качестве позитивного  момента следует отметить, что  происходит опережающий рост расходов на национальную экономику. По итогам 2008. г. темп опережения составил 1,47%, а  по итогам 2009 г. 1,61%. Из них на развитие сельского хозяйства и рыболовства 83,1 млрд. рублей. И это не на первом месте в этой статье расходов, хотя Россия является аграрной страной.

Объем бюджетных  ассигнований федерального на поддержку  агропромышленного комплекса по направлениям Государственной программы с учетом антикризисных мер в 2008-2010 годах в целом составил 391,1 млрд. рублей, что на 94,8 млрд. рублей превышает плановые назначения за указанный период, определенные паспортом Государственной программы в общей сумме 296,3 млрд. рублей. 

Наибольшая часть ассигнований направлена на дорожное хозяйство. Состояние дорог является большой проблемой в России по сравнению с зарубежными странами.

После национальной экономики преобладающая часть  расходов идет на социально-культурные мероприятия. В 2009 году они составили 1205,5 млрд. рублей из федерального бюджета (см. Приложение 2). Из них на социальную политику всего 323,5 млрд. рублей.

В 2008-2009 годах  дефицит бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырос до 2,9% к ВВП. В 2011-2013 годах дефицит бюджета фонда ожидается на уровне 1,7-1,8% к ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.

Проблемами  социальной политики остаются низкий МРОТ, низкое пенсионное довольствие, а также увеличение пенсионного  возраста в связи с дефицитом  бюджета Пенсионного фонда, безработица.

 С 2005 по 2008 гг.  консолидированный и федеральный бюджеты были профицитными, а в 2009г.  – дефицитным.

Рис. 5. «Профицит, дефицит консолидированного и Федерального бюджетов Российской Федерации».

В январе-октябре 2010 года бюджет Российской Федерации  исполнен с дефицитом в размере 783,590 млрд. рублей. Объем ВВП за этот период равнялся 36 трлн. 737,7 млрд. рублей, таким образом, дефицит составил 2,1% ВВП.

В октябре дефицит  российского бюджета равнялся 91,028 млрд. рублей или 2,2% месячного ВВП (4 трлн. 109 млрд. рублей). За месяц расходы казны составили 804,643 млрд. рублей, доходы - 713,615 млрд. руб.

  Улучшение  бюджетных показателей связано  со стабилизацией расходов (за 10 месяцев они всего лишь на 3,3% превышают прошлогодние показатели) и значительным ростом нефтегазовых доходов (+33% по итогам 10 месяцев), который, в свою очередь, вызван не только ростом нефтяных цен, но и ослаблением рубля по отношению к доллару.

В 2010 году источниками  покрытия дефицита федерального бюджета  в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.

Таким образом, на протяжении анализируемого периода, расходные статьи федерального бюджета увеличиваются. Приоритетное направление отдается межбюджетным трансфертам, а затем экономике. Бюджет на конец анализируемого периода дефицитный. Недолжное внимание уделяется  развитию сельского хозяйства, остаются нерешенными задачи в области социальной политики, а также в сфере окружающей среды, где она занимает последнее место по расходным ассигнованиям.

 

2.3. Финансовая  политика в Российской Федерации  на современном этапе.

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основными целями бюджетной и налоговой политики в 2011-2013 годах являются (см. Приложение   3)

       Кроме того, определены следующие  основные приоритеты расходов федерального бюджета (см. Приложение 4):

Поставлена  задача  - снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В сценарии прогноза Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 60 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета  в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

Говоря о  приоритетных направлениях бюджетных  расходов, на поддержку сельского  хозяйства в 2011 г. будет выделено 180 млрд. рублей, в том числе по государственной программе – 118 млрд. (в 2010 г. на эти цели было направлено 107 млрд. рублей). Это позволит закрепить достигнутые в отрасли позитивные тенденции и помощь хозяйствам, испытывающим трудности в связи с тяжелыми погодными условиями, засухой.

Для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково. Министерство финансов выделит фонду по созданию инновационного центра «Сколково»  85 миллиардов рублей на три года, но финансирование этого проекта в ближайшие 3-5 лет потребует 180-200 миллиардов рублей. Рассматривается софинансирование проекта в равных долях государством и частным бизнесом.

На обеспечение  реализации проекта по созданию инновационного центра «Сколково» планируется направить  бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2011 году в размере 15,0 млрд. рублей, в 2012 году – 22,0 млрд. рублей, в 2013 году – 17,1 млрд. рублей.

Еще одним приоритетом  бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

С учетом индексации  стипендиального фонда обучающихся  в образовательных учреждениях с 1 сентября 2011 года на 6,5% объем бюджетных ассигнований на выплаты стипендий составит  в 2011 году 42,1 млрд. рублей, в 2012-2013 годах – 43,9 млрд. рублей ежегодно.

В 2011 году стипендии  студентов вузов будут увеличены  почти на 70 рублей, а выплаты учащихся техникумов и колледжей - на 25 рублей, это следует из проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы. В настоящее время стипендия студента вуза составляет 1 тыс. 100 рублей в месяц, а учащихся техникумов и колледжей - 400 рублей. Согласно проекту образовательного бюджета на 2011-2013 годы, студенты российских вузов будут получать в 2011 году на 70 рублей больше, а выплаты учащимся техникумов и колледжей вырастут до 425 рублей.

Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

Объем бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на образование  составит в 2011 году – 516,6 млрд. рублей, в 2012 году – 516,0 млрд. рублей, в 2013 году – 519,4 млрд. рублей. Указанные  объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета позволяют обеспечить исполнение расходных обязательств по предоставлению гражданам возможности получения образования в федеральных образовательных учреждениях и реализацию мероприятий в области образования, осуществляемых в общероссийских масштабах.

Наибольший  удельный вес в расходах федерального бюджета на образование составляют расходы на высшее профессиональное образование (в 2011 году – около 75 %).

В среднесрочной  перспективе сохраняется необходимость  выделения ассигнований в форме  межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном уровне получение гражданами качественных государственных и муниципальных услуг.

В 2010 году правительство  приняло решение о выделении 27 млрд. рублей на поддержку моногородов, из них по 10 млрд. рублей – в виде прямых дотаций субъектам Российской Федерации, которые затем направляют эти средства в моногорода, и в виде бюджетных кредитов, предоставляемых на инфраструктурные объекты, в частности дороги. Также предусмотрено 2 млрд. рублей в рамках поддержки малого и среднего бизнеса и 5 млрд. рублей – в рамках Фонда реформирования ЖКХ.

Информация о работе Финансовая политика государства