Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:21, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть сущность финансовой политики как важнейшей части экономической политики государства на основе анализа особенностей финансовой политики Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования:
– раскрыть сущность финансовой политики как важнейшей части экономической политики государства;
– рассмотреть задачи и принципы финансовой политики;
– описать особенности формирования финансовой политики Республики Беларусь;
– проанализировать этапы становления финансовой политики Республики Беларусь;
– рассмотреть финансовую политику Республики Беларусь на современном этапе.
Введение…..…………………………………………………………………..
1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы …………….
1.1 Финансовая политика как важнейшая часть экономической политики государства ……….………………………………………………
1.2 Задачи и принципы финансовой политики …………………………….
2 Финансовая политика на разных этапах развития общества …………...
2.1 Особенности формирования финансовой политики Республики Беларусь ………………………………………………………………………
2.2 Этапы становления финансовой политики Республики Беларусь …..
3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе …..
Заключение……………………………………………………………...........
Список использованных источников………………………..........................
Характеристика видов финансовой политики показывает различные пути ее осуществления. Вот почему выбор путей реализации финансовой политики с одной стороны, логически связывает все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться в намеченные сроки.
Экономисты в зависимости от целей осуществления финансовой политики выделяют три вида финансовой политики (см. таблицу 1.1):
- политика экономического роста;
- политика стабилизации;
- политика ограничения деловой активности [18].
Таблица 1.1 - Характеристика видов финансовой политики
Наименование финансовой политики |
Характеристика финансовой политики |
Политика экономического роста |
Система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости (рост государственных расходов, снижение налогов) |
Политика стабилизации |
Правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен |
Политика ограничения деловой активности |
Уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом (уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов) |
Примечание – Источник: собственная разработка
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Финансовая политика государства - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов управления и использования финансов. Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Выделяют следующие три основных типа финансовой политики: классическая; регулирующая; планово-директивная. Экономисты в зависимости от целей осуществления финансовой политики выделяют три вида финансовой политики: политика экономического роста; политика стабилизации; политика ограничения деловой активности.
1.2 Задачи и принципы финансовой политики
В целом финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:
1) определение и постановку
2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.
Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства [17].
Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:
- выработку научно-обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Финансовая политика должна удовлетворять следующим требованиям:
- научного обоснования;
- учета исторических условий;
- комплексности [10].
Проведение финансовой политики базируется по определенным принципам. К ним можно отнести:
- научный подход к выработке финансовой политики, учет действия объективных экономических законов, выводов финансовой и экономической науки;
- изучение и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых тенденций и явлений экономического развития;
- учет конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов;
- определение источников мобилизации финансовых ресурсов и рациональных форм изъятия доходов юридических лиц, доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства;
- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;
- на основе учета достоверной финансовой информации о состоянии дел в экономике и объективных возможностях государства, осуществление комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики [1].
На данном этапе рост эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.
Для государств с рыночной экономикой действуют общие принципы финансовой политики, на основе которых она основывается. К ним относятся:
- постоянно содействия развитию производства, поддержания предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения. Этого можно достичь за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику, предоставление льготного налогообложения предприятиям, совершенствованием налоговой политики государства;
- мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий населения, размер которых определяет размеры перераспределения валового внутреннего продукта через государственный бюджет;
- влияние с помощью финансового механизма на рациональное использование природных ресурсов и запрет технологий, угрожающих здоровью человека (с помощью таких финансовых инструментов, как налоги, штрафные санкции, дотации государство требует от производственных структур возмещение затрат на восстановление природного средства) [22].
Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:
- учет действия объективных экономических законов;
- необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
- сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
- уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
- либерализация внешнеэкономической деятельности;
- развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
- выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов [20].
Другими словами, финансовая политика призвана:
- создавать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности;
- определять наиболее рациональные формы изъятия доходов в пользу государства;
- наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы и перераспределять их между сферами общественного производства, концентрируя их на главных направлениях социально - экономического развития [3].
Реализацией финансовой политики государства занимаются законодательная и исполнительная ветви власти, причём разработка направлений финансовой политики - приоритет исполнительной власти: правительство разрабатывает проекты законов, необходимых для её реализации, и вносит их для утверждения в парламент.
К инструментам финансовой политики государства относят:
- налоговую политику;
- бюджетно-финансовую;
- денежно-кредитную политику.
Налоговая политика состоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц для передачи в бюджет и перераспределения на общегосударственные нужды, это неотъемлемая часть финансовой политики, реализующая интересы государства [16, c. 83].
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.
Свое назначение налоги выполняют в едином бюджетном процессе, неся фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную функции.
Бюджетно-финансовая политика играет важную роль в финансовой политике государства, реализуя в сочетании с другими ее составными частями следующие основные функции:
- финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;
- поддержку финансовой стабильности в стране;
- создание финансовых стимулов для социально-экономического развития [16, c. 33].
Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными финансовыми организациями осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь.
Реализация бюджетной политики на конкретном этапе развития страны осуществляется через бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует ее центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Вместе с тем она влияет на положение практически каждого экономического субъекта, будь то государственное учреждение, фирма или домохозяйство [9, с. 128].
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Финансовая политика должна удовлетворять следующим требованиям: научного обоснования; учета исторических условий; комплексности. Для государств с рыночной экономикой действуют общие принципы финансовой политики, на основе которых она основывается: постоянно содействия развитию производства, поддержания предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения; мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий населения; влияние с помощью финансового механизма на рациональное использование природных ресурсов и запрет технологий, угрожающих здоровью человека. Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: учет действия объективных экономических законов; необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации; определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения; обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов; концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики; уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг; либерализация внешнеэкономической деятельности; развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики; выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. К инструментам финансовой политики государства относят: налоговую политику; бюджетно-финансовую; денежно-кредитную политику.
2 Финансовая политика на разных этапах развития общества