Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:21, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть сущность финансовой политики как важнейшей части экономической политики государства на основе анализа особенностей финансовой политики Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования:
– раскрыть сущность финансовой политики как важнейшей части экономической политики государства;
– рассмотреть задачи и принципы финансовой политики;
– описать особенности формирования финансовой политики Республики Беларусь;
– проанализировать этапы становления финансовой политики Республики Беларусь;
– рассмотреть финансовую политику Республики Беларусь на современном этапе.
Введение…..…………………………………………………………………..
1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы …………….
1.1 Финансовая политика как важнейшая часть экономической политики государства ……….………………………………………………
1.2 Задачи и принципы финансовой политики …………………………….
2 Финансовая политика на разных этапах развития общества …………...
2.1 Особенности формирования финансовой политики Республики Беларусь ………………………………………………………………………
2.2 Этапы становления финансовой политики Республики Беларусь …..
3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе …..
Заключение……………………………………………………………...........
Список использованных источников………………………..........................
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняли неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. явилось снижение инфляции до 7-9 % прироста индекса потребительских цен.
Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
В 2010 году удалось удержать инфляцию в рамках прогнозных значений. Прирост индекса потребительских цен за 2010 г. составил 9,9 % против 10,1 % годом ранее. В 2010 г. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5 % годовых на начало года до 10,5 % годовых на 1 января 2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что соответствует прогнозному показателю.
В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (в 2001-2002 гг. – около 93 % в объеме консолидированного бюджета без учета целевых фондов). Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за 2004 г. составили 8872 млрд руб., или 122,7 % (в реальном выражении) к уровню 2003 г. Реальный рост доходов консолидированного бюджета в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 26,4 %.
В 2006 году введена в действие новая бюджетная классификация, разработанная с учетом международных стандартов в соответствии с договоренностями в рамках единого экономического пространства; в рамках поэтапного сокращения налоговой нагрузки и упрощения налоговой системы отменены сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, сбор с физических лиц при пересечении государственной границы, налог с продаж автомобильного топлива и налог на приобретение бензинного и дизельного топлива; уменьшена ставка местных целевых сборов из прибыли; предусмотрены общие условия налогообложения прибыли для банков вместо налога на доходы.
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 5,4 % возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 % – доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации.
В целом период 2001-2010 гг. характеризуется проведением достаточно успешной финансовой политики. Снижение уровня инфляции, ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов в денежно-кредитной политике. Упрощение налогообложения, рациональное использование средств консолидированного бюджета и ряд других мероприятий в бюджетно-налоговой политике. Благодаря всем этим мероприятиям значительно повысился уровень жизни в стране и она стала занимать весомую позицию на международной арене [5].
Произошедшие в течение 2011 года девальвация белорусского рубля и рост цен снизили уровень жизни населения, замедлилась их потребительская активность. Индекс потребительских цен составил за 2011 г. 208,7 %. На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка. В 2011 году с учетом увеличения уровня инфляции до 108,7 % ставка рефинансирования повысилась до 45,0 %.
Ужесточение монетарной политики, реализация мер по ограничению внутреннего спроса, а также корректировка обменного курса белорусского рубля способствовали постепенному сокращению внешнеэкономической несбалансированности и улучшению ситуации на финансовых рынках во второй половине 2011 г. [12].
Белорусская экономика в 2012 году развивалась в условиях замедления как роста мировой экономики в целом, так и экономик стран – торговых партнеров Республики Беларусь. Взвешенная денежно-кредитная и бюджетная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка в сочетании с невысокими темпами роста у основных внешнеэкономических партнеров Республики Беларусь обеспечили относительно невысокий, но достаточно сбалансированный уровень экономического роста в стране [13].
Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь в 2012-2013 гг. представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь в 2012-2013 гг.
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
Абсолютное изменение 2013 г. к 2012 г., (±) |
Темп роста 2013 г. к 2012 г., % |
Валовой внутренний продукт, млрд руб. |
527385,1 |
618117,0 |
90731,9 |
117,2 |
Индекс роста ВВП, % |
101,5 |
101,3 |
-0,2 |
99,8 |
Индекс-дефлятор ВВП, % |
174,9 |
115,7 |
-59,2 |
66,2 |
Индекс роста потребительских цен (инфляция) в среднем за год, % |
159,2 |
118,1 |
-41,1 |
74,2 |
Среднемесячный размер заработной платы работников в бюджетном секторе (в среднем за год), тыс. руб. |
2976,8 |
3782,0 |
805,2 |
127,0 |
Курс белорусского рубля к доллару США в среднем за год, 1 долл/руб. |
8335,9 |
8870,0 |
534,1 |
106,4 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (всего по экономике, включая малые организации), трлн руб. |
1543,9 |
1749,3 |
205,4 |
113,3 |
Объем экспорта товаров, млн долл. |
45991,5 |
36272,0 |
-9719,5 |
78,9 |
Объем импорта товаров, млн долл. |
45009,0 |
41405,0 |
-3604,0 |
92,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.2, инфляция за 2013 гг. снизилась на 41,1 % и составила 118,1 %. Валовой внутренний продукт увеличился на 17,2 % и составил 618117,0 млрд руб. Курс доллара США в среднем за год увеличился на 6,4 % и составил 8870,0 руб. Выручка от реализации продукции, работ, услуг увеличилась на 13,3 % и составила 1749,3 трлн руб. Однако снизился объем экспорта и импорта товаров.
Принятые меры макроэкономической корректировки со стороны Правительства Республики Беларусь и Национального банка в 2013 г., а также благоприятные конъюнктурные факторы способствовали стабилизации ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках, улучшению платежного баланса, замедлению инфляционных процессов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Период 2001-2010 гг. характеризуется проведением достаточно успешной финансовой политики. Снижение уровня инфляции, ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов в денежно-кредитной политике. Упрощение налогообложения, рациональное использование средств консолидированного бюджета и ряд других мероприятий в бюджетно-налоговой политике. Благодаря всем этим мероприятиям значительно повысился уровень жизни в стране и она стала занимать весомую позицию на международной арене. На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка. Белорусская экономика в 2012 году развивалась в условиях замедления как роста мировой экономики в целом, так и экономик стран – торговых партнеров Республики Беларусь. Инфляция за 2013 гг. снизилась на 41,1 % и составила 118,1 %. Валовой внутренний продукт увеличился на 17,2 % и составил 618117,0 млрд руб. Курс доллара США в среднем за год увеличился на 6,4 % и составил 8870,0 руб. Выручка от реализации продукции, работ, услуг увеличилась на 13,3 % и составила 1749,3 трлн руб. Однако снизился объем экспорта и импорта товаров. Взвешенная денежно-кредитная и бюджетная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка в сочетании с невысокими темпами роста у основных внешнеэкономических партнеров Республики Беларусь обеспечили относительно невысокий, но достаточно сбалансированный уровень экономического роста в стране.
3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
Действующие экономические институты и механизмы государственного регулирования обеспечили относительный экономический прогресс и социальную стабильность в стране.
Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [14] предусматривается переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств.
Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, перехода от административных методов регулирования к использованию рыночных стимулов.
В 2006–2010 годах последовательно проводилась работа по снижению уровня налоговой нагрузки на экономику, упрощению налоговой системы, сохранению устойчивости и стабильности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.
Основная цель бюджетно-финансовой и налоговой политики до 2015 г. – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Главными задачами в этой сфере являются:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- снижение государственного долга республики.
В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.
Важными направлениями налоговой политики станут введение общепринятого в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, совершенствование механизма взимания экологического налога, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости.
Продолжится работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение международных стандартов финансовой отчетности.
Основой бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами.
Решение поставленной задачи предусматривает концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, обеспечение прямой связи государственных расходов с достижением конкретных результатов.
Для повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов предстоит оптимизировать сеть бюджетных учреждений.
В целях совершенствования управления бюджетной системой предусматривается переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Будут разработаны действенные стимулы повышения роли и ответственности регионов в реализации важнейших государственных задач путем расширения их финансовой самостоятельности.
Государственная поддержка реального сектора экономики должна быть упорядочена, ограничена наиболее эффективными формами и направлена в основном на внедрение наукоемких, новых и высоких технологий. Преференции будут сведены к минимуму и напрямую зависеть от конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Предусматривается решение задачи сохранения государственного долга республики на экономически безопасном уровне. Ее реализация будет основана на дальнейшем совершенствовании механизма управления государственным долгом и повышении эффективности использования государственных займов, диверсификации финансовых инструментов государственных заимствований, создании системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов позволит к концу пятилетия снизить налоговую нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП [14].
Согласно Проекту республиканского бюджета на 2014 г. в области налоговой политики в 2014 году будет сохраняться преемственность в достижении ранее поставленных базовых целей и задач, направленных на придание устойчивости формированию доходной базы бюджета
В этих целях при формировании бюджета на 2014 год предлагается:
- сохранить действующие ставки по НДС и налогу на прибыль;
- ввести аналог транспортного налога, взимаемого в других странах с владельцев транспортных средств, – государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
- увеличить ставки акцизов на: автомобильное топливо – на 14,5%; табачные изделия – на 24–40% (в зависимости от ценовых сегментов); крепкую алкогольную продукцию – на 27,3%. По остальным позициям ставки акцизов будут проиндексированы в пределах 20%, как это предусмотрено Планом совместных действий Правительства и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики;