Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:21, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – раскрыть сущность финансовой политики как важнейшей части экономической политики государства на основе анализа особенностей финансовой политики Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования:
– раскрыть сущность финансовой политики как важнейшей части экономической политики государства;
– рассмотреть задачи и принципы финансовой политики;
– описать особенности формирования финансовой политики Республики Беларусь;
– проанализировать этапы становления финансовой политики Республики Беларусь;
– рассмотреть финансовую политику Республики Беларусь на современном этапе.
Введение…..…………………………………………………………………..
1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы …………….
1.1 Финансовая политика как важнейшая часть экономической политики государства ……….………………………………………………
1.2 Задачи и принципы финансовой политики …………………………….
2 Финансовая политика на разных этапах развития общества …………...
2.1 Особенности формирования финансовой политики Республики Беларусь ………………………………………………………………………
2.2 Этапы становления финансовой политики Республики Беларусь …..
3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе …..
Заключение……………………………………………………………...........
Список использованных источников………………………..........................
2.1 Особенности формирования финансовой политики Республики Беларусь
Обеспечение устойчивого экономического роста Республики Беларусь зависит от эффективности проведения финансовой политики, включая налоговую, бюджетную и денежно-кредитную составляющие.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована следующими документами:
- Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы;
- Прогнозом социально-экономического развития;
- Законом о бюджете на текущий год;
- Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2020 годы;
- Инвестиционным Кодексом и др.
Основные положения документов, определяющих финансовую политику нашего государства, следующие:
- обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
- создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
- снижение налоговой нагрузки;
- повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня государственных расходов по отношению к ВВП;
- поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
- концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
- оптимизация и совершенствование управления государственным долгом [8].
Условно формирование современной финансовой политики Республики Беларусь можно разбить на этапы. Каждому этапу присущи свои особенности проведения финансовой политики. Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравниловка в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся значительным снижением эффективности производства.
В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь». С середины 1992 года в обращение был введен белорусский рубль. Официальное закрепление его в качестве единственного платежного средства произошло в 1994 году.
В период 1991-1995 гг. проводилась самая мягкая «сверх-экспансионистская» политика. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Как следствие индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.
В 1995 г. предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу (МВБ) в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 % [5].
С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г. денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г достиг 351,2 %.
Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту.
Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.
Одним из критериев степени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение процентной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефинансирования Национального банка. На протяжении 1999 г. и в первом квартале 2000 г. ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже ставки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 г., это соотношение изменилось [5].
На рисунке 2.1 видно как изменялась ставка рефинансирования в период с 1991 по 2000 гг.
Рисунок 2.1 – Ставка рефинансирования на конец года, в %
Примечание – источник: собственная разработка
Наибольшая ставка рефинансирования приходится на конец 1993 г. -210% и на конец 1994 – 480%, затем ставка снижается, что объясняется ужесточением денежно-кредитной политики. Затем в 1998 и 1999 гг. ставка рефинансирования опять увеличивается, идет смягчение денежно-кредитной политики, затем с 2000 г. тенденция идет к снижению. Так как в течение всего 2000 года Национальный банк Республики Беларусь гибко сочетал меры по поддержке ликвидности банков путем использования всего комплекса инструментов, включая ломбардный кредит, сделки репо, свопы, покупку и продажу валюты. Кредит обеспечивали ресурсами в основном на безэмиссионной основе.
Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после распада СССР. Значительно изменилась структура бюджета и функции, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета в размере 11,4 %.
С 1992 г. была введена новая налоговая система, изменения коснулись перечня объектов налогообложения и видов налогов. Были введены подоходный налог, НДС, экологический налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную стоимость (28 %). В 1993 г. его ставка была понижена до размера 25 %, в 1994 - до 20 %. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3 % от выручки), введён чистый налог на доходы от экспорта (10 %). В 1994 г. были уменьшены отчисления от ФЗП в фонд Чернобыля с 18 до 12 %.
В период с 1996 по 2000 гг. наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимали косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления в дорожный фонд), налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в ФСЗН и др. Характерным для данного периода было последовательное повышение доли местных налогов в консолидированном бюджете. В 1998 г. был принят закон о бюджетной системе республики, который определили новую бюджетную классификацию. Доходы бюджета и дефицит в 1999 г. имели рекордное значение - 36,5% и 2,9% ВВП, ввиду снижения ставки налога на прибыль до 25% и введения новых платежей от выручки по низким ставкам в целевые бюджетные фонды [5].
К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %. Затем в течение двух лет этот показатель возрастал, то было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности. Доходы и расходы госбюджета в 1993-1997 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Доходы и расходы госбюджета
Наименование показателя |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Доходы госбюджета (трлн руб.) |
3,62 |
6,49 |
35,47 |
50,67 |
112,89 |
Расходы госбюджета (трлн руб.) |
4,17 |
7,11 |
38,76 |
54,32 |
120,83 |
Дефицит бюджета (трлн руб.) |
0,54 |
0,62 |
3.29 |
3.65 |
7,95 |
Примечание – источник: собственная разработка
В 1997–1998 гг. активно пополняется доходная часть республиканского, областных и местных бюджетов. За счет этих ресурсов полностью профинансированы расходы. Республиканский бюджет уже за три квартала 1998 года исполнен с превышением запланированных доходов. Например, в третьем квартале доходы на 15,1% превысили поступления во втором квартале (32,8 трлн руб. против 28,5 трлн руб.). В первую очередь благодаря превышению прогнозных показателей поступлений по основным источникам: НДС, акцизам, налогу на прибыль и доходы, доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций [5].
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована следующими документами: рограммой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы; Прогнозом социально-экономического развития; Законом о бюджете на текущий год; Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2020 годы; Инвестиционным Кодексом и др. Основные положения документов следующие: обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения; создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации; снижение налоговой нагрузки; повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня государственных расходов по отношению к ВВП; поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете; концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий; оптимизация и совершенствование управления государственным долгом. Условно формирование современной финансовой политики Республики Беларусь можно разбить на этапы. Период 1991-2000 гг. является очень тяжелым временем для экономики белорусского государства. Несмотря на это Республика Беларусь, начиная с постсоветского времени начала активно развивать собственную финансовую политику. В период с 1991-2000 гг. в несколько этапов путем жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике было достигнуто относительно стабильное макроэкономическое положение. Следует отметить, что решающую роль в стабилизации ситуации все же сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах, а денежно-кредитная политика стала скорее важным дополнением к бюджетно-налоговой политике.
2.2 Этапы становления финансовой политики Республики Беларусь
В 2001-2004 гг. Национальный банк, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Величина номинальных ставок постепенно уменьшалась – как видно из рисунка 2.2, ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 13,5 % на начало 2010 г., что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. - 134,8 %, 2003 г. - 125,4 %, в 2004 г. - 118,1 %.
Рисунок 2.2 – Ставка рефинансирования на конец года, в %
Примечание – источник: собственная разработка
Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов. Размер ставки обязательных резервов корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков.
Как видно из рисунка 2.3, на протяжении 2001-2010 гг. наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если в 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 12 %, юридических лиц - 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте - 12 %, то в 2009 г. это 0 %, 6 % и 6 % соответственно.
Рисунок 2.3 – Нормы обязательных резервов на конец года в %
Примечание – источник: собственная разработка
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17-21 %.
2005 год характеризовался замедлением инфляционных процессов. Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 11 % к концу), что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Были снижены и нормативы обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %.
Перечисленные выше тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста в Республике Беларусь.