Финансовая политика предприятия и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить финансовую политику турфирмы «Натали» и определить результаты ее финансовой деятельности на основе анализа финансового состояния, при этом следует решить задачи:
рассмотреть основные принципы формирования финансовой политики;
проанализировать финансовое состояние ООО «Натали»;
определить отрицательные тенденции в финансовой деятельности фирмы;
наметить пути улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение
Содержание и значение финансовой политики
1.1 Цели и сущность финансовой политики
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
Анализ финансового состояния
2.1 Основные показатели деятельности и характеристика турфирмы «Натали»
2.2 Общая оценка финансового состояния фирмы. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса. Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности
2.3 Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия
2.4 Анализ показателей финансовой независимости предприятия
2.5 Прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности с помощью программы «Finance-Pro»
Перспективы изменения финансовой политики фирмы
3.1 Повышение эффективности применяемой финансовой политики
3.2 Реклама
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансовая политтика.docx

— 250.55 Кб (Скачать файл)

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности  финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

  • дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;
  • недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной  финансовой политикой понимают ряд  способностей налоговой системы  к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие  регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного  вмешательства каких-либо управляющих  органов.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей  совокупности уравновешивают экономическую  систему страны. Среди них можно  выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.

Другие  типы пособий – такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, – по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря  на, безусловно, полезные способности  налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия  правительства на экономическую  ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому  есть две причины:

  1. Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора. При этом Правительство РФ планирует последовательное снижение темпов инфляции с 15% в 2008 году до 5,5%-7,5% в 2008 году [30].
  2. Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при  помощи встроенных стабилизаторов, поэтому  проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов  проповедующих невмешательство  в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной  политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения  реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

  • общественные работы и другие программы, связанные с расходами (планируется снижение энергоемкости ВВП в 2009 году на 14-15%) от уровня 2006 года и на 25-26% в 2008 году) [30];
  • социальные программы;
  • правительственные закупки;
  • государственные инвестиции (вследствие ухудшения финансового состояния предприятий и снижения рентабельности производства среднегодовые темпы роста инвестиций планируются в пределах 3-4%, что обеспечит, с учетом вовлечения неиспользуемых мощностей, ежегодный рост экономики от 2,5-3% в период до 2009 года) [30];
  • изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа (планируется снижение обьема вывоза капитала за рубеж к 2009 году на 40%) [30];
  • управление налоговым гнетом (согласно сценарных условий социально-экономического развития Правительством РФ было запланировано снижение налоговой ставки по налогу на прибыль до 24%, что и было осуществлено с 01.01.2009 года) [30].

В области  планирования финансовой политики государства  учитываются внешние условия  развития, в комплекс которых входит:

  • темпы роста мировой экономики;
  • динамика мировых цен на нефть;
  • масштабы выплат по внешнему долгу;
  • мировой спрос и объемы экспорта российской нефти и газа.

Так в 2009 году ожидается рост мировой экономики по оценкам МВФ около 2,8%; цены на нефть предположительно составят 23 доллара за баррель [30].

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

  1. Политика в области государственных расходов.
  2. Фискальная политика.

Совокупность  взимаемых в государстве налогов  и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения  весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имуществом юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги  как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Ко второму  виду относятся налоги на товары и  услуги; налог с оборота или  налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Это косвенные  налоги, так как они частично или  полностью переносятся на цену товаров  или услуг.

Итак, основными  налогами в Российской Федерации  являются:

  1. Налог на доходы физических лиц, представляющий собой вычет из годовых доходов налогоплательщика.
  2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взимается с чистой прибыли юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
  3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частично самими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее.
  4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарение и наследство.
  5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а также НДС.

Исходя  из описанной системы налогообложения  представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможности налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.
  2. Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского законодательства, что подчас приводит к обложению товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.
  3. Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
  4. Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВВП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам  построения налоговой системы российского  государства и регулировать экономические  взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие  функции государственного управления налогообложением:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
  3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных  налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

Понижение или отмена пошлин влекут за собой  обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию  внешней торговли.

Финансовая  политика предприятия неотъемлема от финансов.

Финансы – встречные потоки денежных средств, услуг, различные формы проявления интересов предприятия с одной стороны и движение платежных средств с другой.

Платежные средства:

  • деньги (наличность) на банковских счетах;
  • денежные средства в кассе;
  • чеки;
  • электронные деньги;
  • долги со стороны покупателей (дебиторская задолженность);
  • кредиты, получаемые предприятием;
  • не просроченная кредиторская задолженность (средства, временно вовлеченные в оборот по условиям сложившихся расчетов);
  • не просроченная задолженность по заработной плате;
  • векселя.

Финансовые  процессы, происходящие на предприятии, – это все поступления денежных средств и все осуществляемые выплаты.

Поступления – это результат хозяйственной  деятельности нашего предприятия, т.е. результат продажи товаров, предоставления услуг, следствие различных банковских операций, получение дивидендов.

Выплаты, перечисления – тоже результат хозяйственной деятельности, связанной с закупкой исходных видов сырья и материалов, оплатой сторонних услуг и труда собственных работников.

Что касается финансовой политики предприятия, то она  должна включать в себя:

  • финансовое планирование деятельности предприятия (сметы затрат на производство, финансовый план);
  • финансовое управление (принятие учетной политики на отчетный год).

Задачами  финансовой политики предприятия является максимизация получения прибыли и минимизация расходов, а также минимизация налогов; постановка учета и контроля в организации за расходованием денежных и материальных ресурсов.

 

 

2. Анализ финансового состояния

 

2.1 Основные показатели деятельности и характеристика турфирмы «Натали»

Информация о работе Финансовая политика предприятия и пути ее совершенствования