Финансовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
• рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, цели, виды и механизм ее реализации;
• рассмотреть бюджетно - налоговую политику;
• рассмотреть денежно - кредитную политику;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………………………....5
1.1. Сущность и цели финансовой политики…………….…………………......5
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации……………...…..8
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ………........16
2.1. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой политики РФ...................16
2.2. Инструменты и региональная бюджетно-налоговая политика……….....17
2.3. Экономическое влияние бюджетно-налоговой политики…………….....26
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РФ .….………......29
3.1. Сущность и методы денежно-кредитной политики……………………...29
3.2. Инструменты проведения денежно-кредитной политики…………….....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………….....41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………..…….43

Файлы: 1 файл

курсаааааааааач.docx

— 90.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА  КАК  ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ………………………………………....5

1.1. Сущность и цели финансовой политики…………….…………………......5

1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации……………...…..8

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА  РФ………........16

2.1. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой политики РФ...................16

2.2. Инструменты и региональная бюджетно-налоговая политика……….....17

2.3. Экономическое влияние бюджетно-налоговой политики…………….....26

ГЛАВА 3.ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РФ .….………......29

3.1. Сущность и методы денежно-кредитной политики……………………...29

3.2. Инструменты проведения денежно-кредитной политики…………….....33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………….....41

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………..…….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

       Актуальность выбранной темы исходит из современных экономических условий, когда в состоянии мирового финансового кризиса Российскому государству приходится корректировать всю сложившуюся за многие годы финансовую политику государства, а так же организовывать меры для стабилизации экономики.

       Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

        Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что так же выражает актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, цели, виды и механизм ее реализации;
  • рассмотреть бюджетно - налоговую политику;
  • рассмотреть денежно - кредитную политику;

Основными научными, литературными  и ведомственными материалами по исследуемому вопросу в данной работе являлись: учебное пособие  «Государственные финансы в системе макроэкономического  регулирования» под редакцией  Сумарокова В.Н., учебник «Финансы»  под редакцией  М.В. Романовского, а так же учебник  «Финансы» под редакцией Л.А. Дробозиной и другие.

Законодательной базой курсовой работы стали Конституция РФ, Бюджетный  кодекс РФ,  положение «О Министерстве финансов Российской Федерации»  (в  ред. Постановлений Правительства от 11.11.2006 N 669), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г., регулирующие вопросы реформирования финансовой политики.

 

 

 

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК    ИНСТРУМЕНТ            РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Сущность и цели финансовой политики

 

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единого мнения по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Более структурированным  выглядит определение данного вопроса  у марксистов, видящих под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства. Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход). Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов. Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики , отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово - экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

 Итак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натурального и денежной базы народного хозяйства. Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и  эффективности использования финансовых  ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК,

упорядочивание денежного  обращения, и в перспективе восстановление

конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития

отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов. Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить

финансовую политику как  государственное регулирование  финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

 

1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации

 

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие

экономисты разделяют  последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой  экономического роста понимают систему

финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов  валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

– рост государственных  расходов;

– снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее  время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать. стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Информация о работе Финансовая политика РФ