Финансовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
• рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, цели, виды и механизм ее реализации;
• рассмотреть бюджетно - налоговую политику;
• рассмотреть денежно - кредитную политику;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………………………....5
1.1. Сущность и цели финансовой политики…………….…………………......5
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации……………...…..8
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ………........16
2.1. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой политики РФ...................16
2.2. Инструменты и региональная бюджетно-налоговая политика……….....17
2.3. Экономическое влияние бюджетно-налоговой политики…………….....26
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РФ .….………......29
3.1. Сущность и методы денежно-кредитной политики……………………...29
3.2. Инструменты проведения денежно-кредитной политики…………….....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………….....41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………..…….43

Файлы: 1 файл

курсаааааааааач.docx

— 90.71 Кб (Скачать файл)

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин  государственных расходов, налогов  и сальдо государственного бюджета  в результате специальных решений  правительства, направленных на изменение  уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. При дискреционной  фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

В то же время, увеличение степени  встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при  сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой, как для индустриальных, так и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне 'выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) государственного бюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с  его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств. Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, "замораживание" бюджетного излишка ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

Региональная бюджетно-налоговая  система - это обособленная часть  соответствующей государственной  системы, связанная с последней генетически и структурно. Она составляет именно часть целого (пока существует целостность государства), по-своему отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций. Региональная бюджетно-налоговая система - символ и гарант региональной ослабленности, независимости, самостоятельности. Отсюда утверждения типа "сильный (или независимый) бюджет - сильные (или независимые) регионы".

Региональные бюджетно-налоговые  системы - порождение и результат  территориальной организации общества. Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых  потоков государства, с весьма заметными  колебаниями в части расходов и доходов.

В основе региональной бюджетно-налоговой  системы лежит региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации  и субвенции, а также региональные финансовые и налоговые отношения  с "центром" и реже с другими  территориальными уровнями. По элементному  составу региональные бюджетно-налоговые системы аналогичны общегосударственным, отличаясь только отношениями. Например: налоги и сборы, дотации и субвенции присутствуют в обоих случаях, но государство их назначает, устанавливает, тогда как регионы с той или иной степенью свободы принимают их к исполнению и использованию. Региональные бюджетно-налоговые системы состоят из нескольких региональных подсистем разного уровня, при иерархическом построении территориальной организации государства (например: если населенный пункт входит в состав района, район - области, и т.д.) между этими подсистемами возникают бюджетно-налоговые отношения, во многом аналогичные отношениям типа "государство-регион". Региональные бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:

1. Закрепление определенного  порядка движения бюджетно-налоговых  потоков, по уровням территориальной  организации государства (направление  этих потоков, пропорции их  разделения, целевое назначение  и т.д.) и адекватных процедур  регулирования возникающих по  этому поводу отношений.

2. Аккумулирование и использование в общерегиональных целях: средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например, "нефтяные деньги"). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть "местных средств", по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

3. Выполнение региональными  органами власти и управления  своих представительных и исполнительных  полномочий с соблюдением требований  формальной финансовой независимости  их политики от вышестоящих  уровней.

4. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).

5. Формирование инфраструктурного  каркаса территории (отрасли "местного  хозяйства", местные дороги и  транспорт и т.п.) как важнейшего  исходного условия формирования  и поддержания внутрирегиональных связей.

6. Регулирование состояния  и использования природно-ресурсного  и экологического потенциала (земля,  недра, леса, воды, флора и фауна,  воздушный бассейн) как естественного  базиса существования и развития  территории.

7. Стимулирование определенных  ценностных региональных ориентиров  населения, создание условий для  его деловой активности, для структурных  преобразований, для инвестиционной  привлекательности и т.д. Это  вопрос не только потенций  территориального развития, но и  будущего бюджетно-налогового благополучия.

Региональные бюджетно-налоговые  системы во всех странах - традиционный объект всеобщего недовольства и  критики. Основное требование к бюджетно-налоговой  системе - требование целевой региональной ориентации рассматриваемых систем, без которой они превращаются в нижний уровень тоталитарно-государственного бюджетно-налогового хозяйства.

Одно из существенных направлений  развертывания российских реформ, запущенных с 1993 года, децентрализация в сфере  внутригосударственных финансовых отношений. началось формирование некоего основанного на качественно новых принципах бюджетного союза Федерации (ее субъектов и административно-территориальных единиц). Речь идет прежде всего о том, что бюджетно-налоговые отношения "центра" и регионов все в большей мере стали определяться законом и дополнительного регулироваться в режиме диалога. Ощутимо усиливается ответственность региональных органов власти и управления за направления расходования финансовых средств (особенно в социальной сфере), гарантируются новые бюджетные права этих органов и появляются новые источники поступлений в региональные бюджеты.

В месте с тем программа преобразования налогово-финансовых отношений по ряду ключевых позиций явно не доработана; некоторые ее положения противоречат друг другу, многие остаются остродискуссионными. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы избираемые способы решения сегодняшних задач (в т.ч. антиинфляционных и связанных с сокращением бюджетного гипердефицита) так или иначе формирующие контуры становящихся бюджетно-налоговых систем, не блокировали бы реализацию целей долговременных целей региональной политики.

Аналогичные соображения  можно высказать и по поводу нормативно-правовой базы новых налогово-бюджетных отношений. Эта база только складывается и пока очень далека от соответствия принципиальным требованиям целостности, полноты  и непротиворечивости; она непрерывно пересматривается и корректируется, так что наиболее желательное  ее качество - стабильность - пока остается недоступным.

Особое место в механизме  правового регулирования взаимодействия бюджетно-налоговых систем на федеральном  и субфедеральном уровнях занимает Закон Российской Федерации "О  субвенциях республикам в составе  Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу", в котором установлены правовые основы оказания централизованной финансовой помощи регионам - субъектам Федерации. Важнейшие количественные пропорции в бюджетно-налоговых взаимоотношениях "центра" и регионов России определяют ежегодно принимаемые законы Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Проблема взаимоотношения  разноуровневых бюджетно-налоговых систем имеет в условиях российской экономики два аспекта. С одной стороны рассматриваются взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. С другой стороны, - финансовые отношения между органами государственного управления Федерации и структурами местного самоуправления.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. Приложение 2)

Целевыми налогами являются сборы и пошлины.

Сбор — это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству  за оказанные услуги налогоплательщику. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой  деятельности (сбор за право торговли, сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей и. т.д.).

Пошлина — это денежный сбор, взимаемый с юридических  и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих  юридическое значение.

Наконец, по уровню бюджета, в который зачисляется платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Здесь, впрочем, следует  иметь в виду, что, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог  относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета.

Налоговая система РФ строится в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Принципы построения налоговой системы, таковы:

Информация о работе Финансовая политика РФ