Финансовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
• рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, цели, виды и механизм ее реализации;
• рассмотреть бюджетно - налоговую политику;
• рассмотреть денежно - кредитную политику;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………………………....5
1.1. Сущность и цели финансовой политики…………….…………………......5
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации……………...…..8
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ………........16
2.1. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой политики РФ...................16
2.2. Инструменты и региональная бюджетно-налоговая политика……….....17
2.3. Экономическое влияние бюджетно-налоговой политики…………….....26
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РФ .….………......29
3.1. Сущность и методы денежно-кредитной политики……………………...29
3.2. Инструменты проведения денежно-кредитной политики…………….....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………….....41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………..…….43

Файлы: 1 файл

курсаааааааааач.docx

— 90.71 Кб (Скачать файл)

1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Этот принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

2) гибкость налоговой  системы, обеспеченная возможностью  ежегодно уточнять ставки налогов  и осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической конъюнктуры  на основе ежегодно принимаемых  законов по бюджету.

Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и  местные налоги. Основой классификации  налогов является признак компетенции  органов государственной власти в применении налогового законодательства.

Федеральные налоги, порядок  их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты  налогообложения, плательщики налогов  устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов  устанавливаются Федеральным Собранием  РФ.

Местные налоги устанавливаются  законодательными актами субъектов  РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих  городов, районов в городах и  сельской местности или иного  административно - территориального образования.

НК РФ определяет, как  правило, верхний предел налоговых  ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают  местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.

 

2.3. Экономическое влияние бюджетно - налоговой политики

 

Если учесть, что экономика  страны представляет собой часть  широкой мировой экономики, то теория бюджетной политики начнет усложняться. К примеру, на практике имеет место  эффект чистого экспорта. Он действует  через международную торговлю и  подрывает эффективность фискальной политики. Рассмотрим ситуацию, когда  государство проводит стимулирующую  бюджетную политику, которая приносит в экономику более высокие  ставки процента за кредит. Такие ставки процента привлекут финансовый капитал  из-за рубежа, где ставки процента предположительно остаются на прежнем уровне. Но прежде чем купить ценные бумаги некоторой  страны, инвесторы должны получить в свое распоряжение валюту данной страны. Это приводит к росту спроса на валюту данной страны, а, следовательно, и к росту ее цены. Рост цены данной валюты приведет к снижению чистого  экспорта, т.е. к росту импорта  и снижению экспорта в данной стране. Таким образом, стимулирующая бюджетная  политика отчасти будет нейтрализована.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях. Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное  воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать  одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

·   уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

·   уровень выполнения бюджетных обязательств;

·   величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

· объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

·       уровень монетизации бюджетного дефицита;

·   величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

·      динамику валового внутреннего продукта;

·      уровень безработицы;

· степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

·    масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

·     величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

·   величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта.       Это базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 

ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РФ

 

3.1 Сущность и методы денежно-кредитной политики

 

           Денежно - кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

           Денежно - кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства , стабильный рост, занятости и уровня цен.

С позиции финансов - денежно-кредитная  политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых  Центральным банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения. Главная  задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной  силы национальной валюты и обеспечение  эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших  частей регулирования всей экономики  государства. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему  существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения  денег, выпуском продукции и уровнем  цен. Денежно-кредитная политика являются частью финансовой политики государства.

Целями денежно-кредитной  политики являются:

Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

- регулирование темпов  экономического роста;

- увеличение ВВП;

- смягчение циклических  колебаний на рынке товаров,  капитала и рабочей силы;

- сдерживание инфляции;

- стимулировать рост объема  денежно-кредитных операций;

- достижение сбалансированности  платежного баланса и другие.

Социальные задачи:

- повысить уровень жизни  населения;

- сделать различные услуги  более доступными и другие.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими  и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как  отдельный элемент регулирования  экономики, а в совокупности с  такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

- Изменение ставки учетного  процента или официальной учетной  ставки Центрального банка (учетная,  или дисконтная политика);

- Изменение норм обязательных резервов банков;

- Операции на открытом  рынке, т.е. операции по купле-продаже  векселей, государственных облигаций  и других ценных бумаг;

- Регламентация экономических  нормативов для банков (соотношения  между кассовыми резервами и  депозитами, собственным капиталом  и заемным, акционерным капиталом  и заемным, собственным капиталом  и активами, суммой кредита одному  заемщику и капиталом или активами  и др.).

Могут применяться также  выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

- Прямое ограничение размеров  банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд (так называемые  кредитные потолки);

- Регламентация условий  выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров  маржи, т.е. разницы между суммой  обеспечения и размером выданной  ссуды; ставками по депозитам  и ставкам по кредитам и  т.п. В сфере кредитно-денежного  обращения государство проводит  свою политику, используя кооперацию  с данным соучастником регулирования.  Образуются своего рода партнерские  отношения: "государство - Центральный  Банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества. Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант  регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого  вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные  методы создают предпосылки к  тому, чтобы предприниматель сам  стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел  будет реализовываться через  принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства». Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным  банкам других стран .Банк России в проведении кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом .Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав. Председатель назначается сроком на 5 лет .Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка. Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.

Конечной целью единой государственной денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Установление цели денежно-кредитной политики в виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.

 

3.2Инструменты проведения денежно-кредитной политики

 

Основными инструментами, с  помощью которых  Центральный Банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Информация о работе Финансовая политика РФ