Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
• рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, цели, виды и механизм ее реализации;
• рассмотреть бюджетно - налоговую политику;
• рассмотреть денежно - кредитную политику;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………………………....5
1.1. Сущность и цели финансовой политики…………….…………………......5
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации……………...…..8
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ………........16
2.1. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой политики РФ...................16
2.2. Инструменты и региональная бюджетно-налоговая политика……….....17
2.3. Экономическое влияние бюджетно-налоговой политики…………….....26
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РФ .….………......29
3.1. Сущность и методы денежно-кредитной политики……………………...29
3.2. Инструменты проведения денежно-кредитной политики…………….....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………….....41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..…………..…….43
Сдерживающая политика подразумевает:
– уменьшение правительственных расходов;
– увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1) Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая
формируется на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
2) Определение основных
направлений использования
3) Собственно осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования,
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно
правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики.
Таким образом, правильно
функционирующая налоговая
автоматически регулировать экономику Действительно, ведь при подъеме с
увеличением доходов граждан также возрастут и налоги. Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них
можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты,
включая пособия по
2. Актуальные для развитых
капиталистических стран
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания
иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и ycлуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышены прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности к потреблению Так, индивид, стремясь поддержать
привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода. Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования
ситуации, так как, продолжая
изымать часть каждого
налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не
учитывается эффект мультипликации, которым существенно ослабляет действие стабилизатора.
2) Политические и другие
внеэкономические соображения
пассивным действиям правительства. Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
– общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
– социальные программы;
– правительственные закупки;
– государственные инвестиции;
– изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
– управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:
1) Политика в области государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики
широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие – безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой. Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно уже невооруженным глазом. Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы но к тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу. В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики. Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.
Третий из основных рычагов,
с помощью которых
S+M = С + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме
потребления инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In приведет к смещению кривой С + In + Xn + G вверх относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
2.1.Понятие и инструменты бюджетно - налоговой политики РФ
Бюджетно - налоговая политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Инструментарий фискальной
политики включает: манипуляцию различными
видами налогов и налоговых ставок,
кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.
2.2 Региональная бюджетно-налоговая система
Главными средствами перераспределения
доходов и наиболее важными орудиями
государственного регулирования экономики
и экономической политики являются
бюджет и налоги. Это тесно связанные
категории, поэтому часто говорят
о бюджетно-налоговой политике (сфере,
системе, отношениях и т.п.) Часто
вместо термина «бюджетно-налоговый»
используют его синоним «фискальный»
(от лат. fiscus — государственная казна и
fiscalis -относящийся к казне).
В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (см. Приложение 1) .
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-