Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.
Содержание
1. Цель и задачи финансовой политики. 4
2. Содержание финансовой политики 7
2.1 Типы финансовой политики ......……………………….....……..............…...11
3. Органы, осуществляющие управление финансами, их функции .………….. 16
Исходные данные 28
Расчетная часть 32
Заключение 45
Список литературы 45
Содержание
1. Цель и задачи финансовой политики. 4
2. Содержание финансовой политики 7
2.1 Типы финансовой политики ......……………………….....……........
3. Органы, осуществляющие управление финансами, их функции .………….. 16
Исходные данные 28
Расчетная часть 32
Заключение 45
Список литературы 45
Введение
В формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
ведущую, определяющую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью
Финансовая политика как часть
экономической политики представляет
собой совокупность бюджетно-налоговых,
иных финансовых инструментов и институтов
государственной финансовой власти,
обладающих в соответствии с законодательством
полномочиями по формированию и использованию
финансовых ресурсов государства в
соответствии со стратегическими и
тактическими целями государственной
экономической политики. Вне зависимости
от уровня развития страны главными стратегическими
целями государственной финансовой
политики являются создание финансовых
условий для социально-
Финансовая политика состоит из
таких этапов, как определение
ее целей, основных направлений использования
финансовых ресурсов; разработка методов,
средств и конкретных форм организации
финансовых отношений, а также реализация
конкретных действий для достижения
намеченных целей и задач. От эффективности
проведения финансовой политики зависят
темпы спада или роста
Цель и задачи финансовой политики.
Политическая деятельность государства
проявляется во всех сферах общественной
жизни, в том числе и в финансовой
сфере. В учебниках, научной литературе
существуют разные определения понятия
«финансовая политика». Так, ряд
авторов финансовую политику определяют
как «совокупность
Во-первых, государственная финансовая
политика должна выступать средством
решения социально-
Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Другие авторы рассматривают финансовую
политику как часть экономической
политики государства, представляющую
собой «совокупность бюджетно-
Задачами финансовой политики являются:
• создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
• установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
• организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;
• выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.
Содержание финансовой политики
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции
финансовой политики, определение
ее основных направлений,
2) управление финансовой
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики. Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством. В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом. Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами. Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала. Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования. Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития. В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг. Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты. Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы). Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур – монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов. Финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов). Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.
Типы финансовой политики
1. Классическая.
Такая финансовая политика была основана
на трудах классиков политэкономии
А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей.
Основное ее направление – невмешательство
государства в экономику, достижение
полной свободы рыночных отношений,
использование рыночного
2. Регулирующая.
В основу этого типа финансовой политики
положена экономическая теория Дж.
М. Кейнса, которая исходит из того,
что государство должно вмешиваться
в развитие экономики с помощью
определенных финансовых инструментов
(государственные расходы). Финансовая
политика наряду с ее традиционными
задачами стала преследовать цель использовать
финансовый механизм для регулирования
экономики и социальных отношений
в целях обеспечения полной занятости
населения. Система налогов в
условиях регулирующей финансовой политики
изменилась. Главным механизмом регулирования
становится подоходный налог, использующий
прогрессивные ставки. Большое внимание
в финансовом механизме уделяется
системе государственного кредита,
на основе которого проводится политика
дефицитного финансирования. Рынок
ссудных капиталов становится вторым
по значению источником доходов бюджета,
а дефицит бюджета используется
для регулирования экономики. Изменяется
система управления финансами: вместо
единого органа управления возникает
несколько самостоятельных
3.Неокласическая.
Концепция этого типа финансовой политики
не отказывалась от регулирующей роли
государства, но ограничивала степень
его вмешательства в экономику
и социальную сферу. В действительности
степень вмешательства
4.Планово-директивная.
Планово-директивная
финансовая политика применяется в
странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности
на средства производства, плановая система
управления позволяет осуществлять
прямое директивное руководство
всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях – обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства для последующего
перераспределения в
Органы, осуществляющие управление финансами, их функции
Современное положение России предусматривает новые методы управления финансами. В планово- централизованной экономике управление осуществлялось директивно-административными методами. Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующихразвитию реального сектора экономики и решения назревших социальных проблем.
Управление финансами в переходной экономике имеет ряд особенностей:
1) после
распада СССР, осложнились и были
разорваны связи между
2) был
создан ЦБ РФ, получили развитие
КБ и другие финансовые
Информация о работе Финансовая политика. Управление финансами