2. Актуальные для развитых
капиталистических стран программы помощи фермерам:
когда платежеспособный спрос сокращается
и цены на сельскохозяйственные продукты
падают, федеральное правительство субсидирует
фермеров, поглощая излишки продукции,
когда же надвигается инфляция и цены
растут, государство выбрасывает на рынок
закупленную ранее продукцию, поглощая
излишние денежные средства, что ослабляет
любую тенденцию в экономике. К сожалению,
такой стабилизатор не характерен для
отечественной экономики, так как российское
сельское хозяйство не страдает кризисами
перепроизводства.
3. Эффект надежности компаний.
Практика показывает, что с целью
создания иллюзии стабильного
дохода корпорации, акционерные
общества другие подобные юридические
лица сохраняют прежний уровень
выплачиваемых дивидендов, даже
если их доходы меняются в
течение короткого отрезка времени.
Это ведет к ослаблению спроса
на товары и услуги, который
иначе был бы предъявлен вкладчиками,
получившими, например повышенные
прибыли с их ценных бумаг.
В другом случае наблюдался
бы обратный эффект, который также
привел бы к стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности
к потреблению. Так, индивид, стремясь
поддержать привычный жизненный
уровень, медленно приспосабливается
к повышению своего дохода.
Несмотря на безусловно полезные
способности налоговой системы к стабилизации,
без целенаправленного воздействия правительства
на экономическую ситуацию все-таки нельзя
обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования недостаточно
при сильном изменении экономической
ситуации, так как, продолжая изымать
часть каждого дополнительного
дохода, налоги, однако, не смогут
преодолеть влияние оставшихся
денег, при этом не учитывается
эффект мультипликации, которым
существенно ослабляет действие
стабилизатора.
2) Политические и другие
внеэкономические соображения, препятствующие
пассивным действиям правительства.
Таким образом, регулирование
экономики нельзя осуществлять исключительно
при помощи встроенных стабилизаторов,
поэтому проведение дискреционной политики,
несмотря на возражения экономистов проповедующих
невмешательство в экономику, представляется
необходимым.
Под дискреционной политикой
понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами
с целью изменения реального объема национального
производства и занятости, контроля над
инфляцией и ускорения экономического
роста.
Основными орудиями дискреционной
финансовой политики являются:
– общественные работы и другие
программы, связанные с расходами;
– социальные программы;
– правительственные закупки;
– государственные инвестиции;
– изменение расходов трансфертного
или перераспределительного типа;
– управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти
два главных элемента, составляющих финансовую
политику:
1) Политика в области
государственных расходов.
2) Фискальная политика.
К первому элементу можно отнести
все программы связанные с государственными
расходами:
а) общественные работы, которые
на заре финансовой политики широко применялись,
если экономике угрожала депрессия и как
ее следствие – безработица. Такие программы
имели своей целью увеличить занятость
и зачастую являлись весьма поспешными
и расточительными.
б) государственные программы
расходов на социальные нужды. С их помощью
правительство может воздержаться от
выработки дополнительных социальных
пособий в периоды инфляции, чем достигнет
снижения уровня потребительского спроса.
Во время же депрессии оно повышает ассигнования
на социальные нужды.
в) правительственные закупки
и инвестиции. Увеличение государственных
инвестиций, как и рост частных расходов,
стимулирует развитие промышленности,
получающей новые заказы.
Сущность второго элемента
заключается в искусном изменении налогового
бремени в течение всего экономического
цикла.
1.2 Управление финансами
Финансы представляют собой
совокупность денежных отношений, возникающих
в процессе создания фондов денежных средств
у субъектов хозяйствования и государства
и использования их на цели воспроизводства,
стимулирования и удовлетворения социальных
нужд общества. Выделяют три основные
стадии процесса общественного воспроизводства:
производство, распределение и потребление.
Областью возникновения и функционирования
финансов является вторая стадия воспроизводственного
процесса, когда происходит распределение
стоимости произведенного общественного
продукта. Именно на этой стадии появляются
финансовые отношения, связанные с формированием
денежных доходов и накоплений, принимающих
специфическую форму финансовых ресурсов.
Потенциально финансовые ресурсы образуются
на стадии производства, когда создается
новая стоимость и осуществляется перенос
старой. Однако реальное формирование
финансовых ресурсов начинается только
на стадии распределения, когда стоимость
реализована.
В общей совокупности финансовых
отношений выделяют три крупные взаимосвязанные
сферы: финансы хозяйствующих субъектов
(предприятия, организации, учреждения),
страхование, государственные финансы.
В зависимости от характера деятельности
субъектов внутри каждой из этих сфер
можно выделить различные звенья. Каждое
звено выполняет свои задачи, имеет собственную
организационную структуру финансового
аппарата, однако в совокупности они образуют
финансовую систему государства (рис.
1).
Рис. 1 Структура финансовой
системы
Финансы субъектов хозяйствования
являются основным элементом приведенной
схемы и представляют собой денежные отношения,
связанные с формированием и распределением
финансовых ресурсов. Формируются финансовые
ресурсы за счет таких источников, как:
собственные и приравненные к ним средства
(акционерный капитал, паевые взносы, прибыль
от основной деятельности, целевые поступления
и др.); мобилизуемые на финансовом рынке
как результат операций с ценными бумагами;
поступающие в порядке перераспределения
(бюджетные субсидии, субвенции, страховое
возмещение и т.п.).
Страхование представляет собой
совокупность перераспределительных
отношений между участниками страхового
договора по поводу создания за счет денежных
взносов целевого страхового фонда, предназначенного
для возмещения возможного ущерба в связи
с последствиями происшедших страховых
случаев. Государственные финансы являются
важнейшим средством перераспределения
стоимости общественного продукта и части
национального богатства. В основе их
лежит система бюджетов и внебюджетные
фонды, главное назначение которых состоит
в финансировании отдельных целевых мероприятий.
Каждое звено финансовой системы,
в свою очередь, подразделяется на подзвенья
в зависимости от отраслевой принадлежности
субъектов, форм собственности, характера
деятельности и других факторов со своей
организационной структурой, функциями,
целями и задачами. Существо взаимосвязей
между выделенными сферами и звеньями
финансовой системы состоит во взаимном
финансовом обеспечении их деятельности
и выражается в виде налогов, сборов, отчислений,
пошлин, штрафов, ассигнований и др. В основе
этих взаимосвязей находятся финансы
хозяйствующих субъектов, точнее финансовое
обеспечение воспроизводственных затрат,
осуществляемое в трех формах: самофинансирование,
кредитование, государственное финансирование.
Оптимизация соотношения между перечисленными
формами финансового обеспечения осуществляется
государством путем применяемой им финансовой
политики.
Процесс функционирования любого
предприятия носит циклический характер.
В пределах одного цикла осуществляются:
привлечение необходимых ресурсов, соединение
их в производственном процессе, реализация
произведенной продукции и получение
конечных финансовых результатов. В условиях
рыночной экономики происходит смещение
приоритетов в объектах и целевых установках
системы управления объектом хозяйствования.
Как известно, укрупненными и относительно
самостоятельными экономическими объектами,
составляющими сферу приложения общих
функций управления, являются денежные
средства (точнее финансовые ресурсы),
трудовые ресурсы, средства и предметы
труда. В централизованно планируемой
экономике приоритеты в управлении этими
объектами, как правило, не расставлялись.
Такой подход был понятен и вполне естествен.
Присущие этому типу экономики тотальное
планирование, централизация, а также
лимитированность ресурсов с необходимостью
предусматривали введение жесткого их
фондирования. Свобода в манипулировании
ресурсами, их взаимозамещении была весьма
ограниченной. Кроме того, предприятия
были поставлены в жесткие финансовые
рамки и не могли выбирать наиболее рациональную
(по их субъективному мнению, естественно)
структуру всех используемых ресурсов.
В условиях рыночной экономики
эти ограничения в значительной степени
снимаются (отменяются лимиты, снижается
роль централизованного снабжения и др.),
а эффективное управление предполагает
оптимизацию ресурсного потенциала предприятия.
В этой ситуации резко повышается значимость
эффективного управления финансовыми
ресурсами. От того, насколько эффективно
и целесообразно они трансформируются
в основные и оборотные средства, а также
в средства стимулирования рабочей силы,
зависит финансовое благополучие предприятия
в целом, его владельцев и работников.
Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают
первостепенное значение, поскольку это
— единственный вид ресурсов предприятия,
трансформируемый непосредственно и с
минимальным временным лагом в любой другой
вид ресурсов. В той или иной степени роль
финансовых ресурсов важна на всех уровнях
управления (стратегический, тактический,
оперативный), однако особое значение
она приобретает в плане стратегии развития
предприятия. Таким образом, финансовый
менеджмент как одна из основных функций
аппарата управления приобретает ключевую
роль в условиях рыночной экономики.
Финансы субъекта хозяйствования
выполняют три основные функции:
- формирование, поддержание
оптимальной структуры и наращивание производственного
потенциала предприятия;
- обеспечение текущей финансово-хозяйственной
деятельности;
- обеспечение участия хозяйствующего
субъекта в осуществлении социальной
политики.
1.3 Федеральный закон
о поддержке малого бизнеса
Принят
Государственной Думой 6 июля 2007 года
Одобрен
Советом Федерации 11 июля 2007 года
Статья 1. Законодательство
Российской Федерации о государственной
поддержке малого предпринимательства
1. Государственная поддержка
малого предпринимательства в
Российской Федерации осуществляется
в соответствии с настоящим
Федеральным законом, издаваемыми
в соответствии с ним иными
федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства
Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
2. Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Федеральным
законом, то применяются правила
международного договора.
Статья 2. Разграничение полномочий
между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации
1. Ведению Российской
Федерации подлежат определение
общих принципов, приоритетных направлений
и методов государственной поддержки
малого предпринимательства в
Российской Федерации, установление порядка
создания и деятельности федеральных
органов государственной власти в области
государственной поддержки малого предпринимательства,
разработка и реализация федеральных
программ развития и поддержки малого
предпринимательства, финансируемых не
менее чем на 50 процентов за счет средств
федерального бюджета и специализированных
внебюджетных фондов Российской Федерации,
установление льгот для субъектов малого
предпринимательства по федеральным налогам
и иным платежам в федеральный бюджет
и специализированные внебюджетные фонды
Российской Федерации.
2. Субъекты Российской
Федерации в соответствии со
своими полномочиями решают все
вопросы в области поддержки
малого предпринимательства, в том
числе могут применять дополнительные
меры по поддержке малого предпринимательства
за счет собственных средств
и ресурсов.
Статья 3. Субъекты малого
предпринимательства
1. Под субъектами
малого предпринимательства понимаются
коммерческие организации, в уставном
капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов
не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами
малого предпринимательства, не
превышает 25 процентов и в которых
средняя численность работников
за отчетный период не превышает
следующих предельных уровней (малые
предприятия):
в промышленности
- 100 человек;
в строительстве
- 100 человек;
на транспорте
- 100 человек;
в сельском хозяйстве
- 60 человек;
в научно-технической
сфере - 60 человек;
в оптовой торговле
- 50 человек;
в розничной торговле
и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях
и при осуществлении других видов деятельности
- 50 человек.
Под субъектами
малого предпринимательства понимаются
также физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица.
Малые предприятия,
осуществляющие несколько видов деятельности
(многопрофильные), относятся к таковым
по критериям того вида деятельности,
доля которого является наибольшей в годовом
объеме оборота или годовом объеме прибыли.