Финансовая политика в области малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проработка вопросов о финансовой политике проводимой в отношении малого бизнеса.
Объектом исследования курсовой работы является малый бизнес.
Предметом исследования курсовой работы является финансовая политика в области малого бизнеса.
Задачи курсовой работы состоят в изучение:
1. особенностей понятия "малый бизнес", основных характеристик и сущности;
2. условия и особенности малого бизнеса;
3. специфичность малого бизнеса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..........................3
1. Содержание и значение финансовой политики………………………………………………..5
1.1 Финансовая политика и её виды……………………………………………………………….7
1.2 Управление финансами………………………………………………………..........................12
1.3 Федеральный закон о поддержке малого бизнеса…………………………………………...16
2. Финансовая политика в области малого бизнеса…………………………….........................23
2.1 Сущность и структура малого бизнеса……………………………………….........................23
2.2 Условия и особенности развития малого бизнеса…………………………………………...25
2.3 Политика государства в области поддержи малого бизнеса………………..........................32
2.4 Фонды поддержки малого бизнеса………………………………………………37
2.5 Фонд поддержки малого бизнеса свердловской области……………………40
2.6 Налоговая политика – часть финансовой политики в области малого бизнеса………………………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

Как было показано выше, сегодня российское предпринимательство не может реально оказывать значительное воздействие на ход проводимых реформ.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России.

Прежде всего, принят ряд важнейших нормативно-правовых и законодательных документов, направленных на реализацию права граждан заниматься предпринимательской деятельностью.

В 1993 году был образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Вместе с тем пока не приходится говорить о сформированном полном пакете законодательных актов.

В 1995 году окончательно сформировалась система федеральных органов по государственной поддержке малого предпринимательства.

В июне 1995 года был образован единый орган, корректирующий усилия по поддержке малого предпринимательства, - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Получила, наконец, законодательное оформление практика разработки и финансирования программ государственной поддержки малого предпринимательства. Подобные программы теперь разрабатываются ежегодно. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства рассматривается Государственной Думой до решения вопроса о ее бюджетном финансировании.

В Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 года впервые были распределены обязанности различных государственных органов в реализации намеченных мер. Начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, состоящая из Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федерального и региональных  фондов и центров поддержки предпринимательства.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 года, учитывая итоги реализации предыдущей программы, выделяла в качестве приоритетных следующие направления:

- формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

  • производственная и инновационная поддержка;
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • информационное обеспечение;
  • кадровое и научно-методическое обеспечение;
  • социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве;
  • создание системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства.

На мероприятия по поддержке малого бизнеса в рамках Федеральной целевой программы из федерального бюджета по соответствующему закону на 1996 год было предусмотрено 386,6 млрд. рублей.

В целом в результате реализации описанных Федеральных программ поддержки малого предпринимательства был заложен фундамент государственной поддержки малого предпринимательства: развивается нормативно-правовая база, сформированы структуры управления и регулирования – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаются элементы инфраструктуры поддержки.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 –1999 года, учитывая накопленный опыт, провозглашая своей целью создание благоприятных условий для повышения устойчивости малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры, а также освоения новых механизмов финансовой поддержке этого сектора экономики.

Реализация поставленной цели предполагала решение ряда приоритетных задач, среди которых:

  • преодоление административных барьеров на пути малого бизнеса и максимальная легализация его деятельности;
  • международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, кооперирование и специализация между предпринимателями России, ближнего и дальнего зарубежья
  • социальная защита и обеспечение безопасности
  • пропаганда положительного опыта развития малого предпринимательства и его государственной поддержки, формирование позитивного отношения общества к цивилизованному предпринимательству, взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы субъектов малого предпринимательства;
  • освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, а также поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных, гарантийно-инвестиционных организаций и т.п.;
  • стимулирование малого предпринимательства в области инновационной деятельности.

39 % всех средств на  реализацию Федеральной программы  предполагается направить на  формирование гарантийных, венчурных, лизинговых и других фондов  на федеральном, региональном и  муниципальном уровнях.

Вторым приоритетным направлением программы является стимулирование инновационных процессов. В этой области предполагается перенесение центра тяжести с бюджетного финансирования на стимулирование организационно-финансового процесса через предоставление гарантий по инвестиционным рискам, например:

  • расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств под государственную гарантию для реализации инновационных проектов;
  • использование имущества неэффективных и неплатежеспособных государственных и муниципальных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий и создания объектов инфраструктуры поддержки последних;
  • формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством;
  • использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе «мини-полигонов», технопарков и др.;
  • оказание общекоммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям и др.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства  была создана и на 2000-2001 годы.

Основные мероприятия данной программы содержат следующие направления:

  • нормативное обеспечение малого предпринимательства;
  • развитие прогрессивных финансовых технологий;
  • реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства, повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, научно-методическое и кадровое обеспечение;
  • международное сотрудничество в данной сфере;
  • усиление взаимодействия со средствами массовой информации.

Таким образом, хорошая сбалансированная политика может помочь достигнуть положительного эффекта при решении множества проблем возникающих в сфере малого предпринимательства.

 

2.4 Фонды поддержки малого бизнеса

 

В соответствии с Законом от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации Федеральную программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства, которая после утверждения согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ вносится в Государственную Думу как составная часть проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Кроме того, согласно названному выше закону Правительство Российской Федерации создало Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Государственными и муниципальными фондам поддержки малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50 %.

Фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями – это некоммерческие организации (союзы, ассоциации и т.п.).

Сегодня поддержку малому предпринимательству в России стремится оказывать ряд предпринимательских ассоциаций и объединений (в том числе путем представления интересов российского предпринимательства в органах государственной власти).

Среди отечественных негосударственных организаций, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, наиболее известны Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Морозовский проект, ассоциация «Технопарк»  и Торгово-промышленная палата РФ.

Морозовский проект – широкомасштабная программа развития предпринимательской активности путем подготовки и переподготовки предпринимательских кадров; содействия в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, соответствующих мировым стандартам; отбора наиболее перспективных из них и поиска потенциальных инвесторов для финансирования отобранных проектов; информационной поддержки предпринимателей и инвесторов и др. Реализуются цели и задачи Морозовского проекта через систему взаимодействия вузов – учредителей Академии менеджмента и рынка и сети учебно-деловых и опорных центров во многих регионах России.

Перспективная цель Морозовского проекта – создание системы поддержки малого предпринимательства в регионах России.

Другой пример общественной организации, оказывающей всестороннюю поддержку отечественным предпринимателям – Торгово-промышленная палата РФ, свыше 80 % членской базы которой составляют малые и средние предприятия.

Среди конкретных примеров поддержки отечественного малого бизнеса ТПП можно назвать участие в подготовке федеральной и региональных программ развития малого бизнеса , в обсуждении Налогового кодекса и федерального бюджета. ТПП категорически возражает против отмены так называемых налоговых каникул для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса, считает недопустимым тот факт, что в федеральном бюджете на 1998 год не предусмотрено было выделение средств на нужды малого предпринимательства и другое.

Нельзя не упомянуть о различных международных программах поддержки российского предпринимательства. В роли «доноров» выступают правительства зарубежных стран и международные финансовые институты (Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития). Поддержка оказывается в виде консультаций, а также различных форм финансирования.

Так, по данным группы поддержки программ Большой семерки в России со стороны стран и организаций-доноров приходится примерно 2,6 млрд. долларов.

2.5 Фонд поддержки  малого бизнеса свердловской  области

Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства – региональный институт развития, созданный в 2002 году Правительством Свердловской области для финансового обеспечения развития малого и среднего бизнеса. Направления работы фонда: финансовые инструменты поддержки предпринимательства, формирование территориальной инфраструктуры поддержки, поддержка начинающих предпринимателей, обучение и консультирование предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области подвел итоги работы в 2008 году. К началу 2008 года в малом бизнесе Свердловской области работало более 570 тысяч человек, что составило 30% от общей численности занятых в экономике области. Оборот предприятий малого бизнеса превысил 654 млрд рублей - почти 30% общего оборота организаций области. Эти показатели демонстрируют опережающий рост основных показателей развития малого бизнеса в области по сравнению с общероссийской динамикой. По словам председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгения Копеляна, в 2008 году программа поддержки выполнена полностью. «В 2008 году получили дальнейшее развитие хорошо зарекомендовавшие себя мероприятия и формы поддержки. Условия предоставления некоторых из них были существенно улучшены, что особенно актуально ввиду неблагоприятной экономической ситуации. Мы повышаем доступность банковских кредитов для малого бизнеса, снижаем стоимость инвестиций, предоставляем возможность желающим попробовать свои силы в бизнесе – пройти бесплатное обучение и получить компенсацию стартовых затрат на создание собственного дела», – отметил Е.Копелян. Реализуемые меры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2008 году финансировались из средств областного бюджета и частично из средств федерального бюджета: - расходы на реализацию седьмой по счету областной государственной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Свердловской области и развитие её инфраструктуры в Свердловской области на 2006-2008 годы» (в 2008 году -10775,0 тысяч рублей); - на осуществление финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства направлено 700,8 миллионов рублей. Дополнительно к собственным средствам фонда в размере 295,8 миллионов рублей, было привлечено 250 миллионов рублей из областного бюджета и 155 миллионов рублей из федерального бюджета. Основные мероприятия и результаты: - На начало 2009 года на территории Свердловской области работало 54 объекта инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе: 37 муниципальных фондов поддержки предпринимательства и 11 информационно-консультационных центров для предпринимателей. В 2008 году были открыты информационно-консультационные центры в Нижних Серьгах, Талицком и Шалинском городских округах. - За 12 месяцев 2008 года было выдано 50 льготных кредитов субъектам малого предпринимательства сроком от 1 до 5 лет по ставке рефинансирования ЦБ РФ на сумму 168 миллионов рублей. Льготные кредиты получили предприниматели из городов и сельских населенных пунктов: Екатеринбург, Заречный, Полевской, Ирбит, Карпинск, Богданович, с.Логиново, Талица, Туринск, с.Арамашево, Камышлов, с.Русский Потам, Кушва, Серов, д.Малый Таушкан, Ивдель, р.п.Пышма и др. Льготные инвестиционные кредиты предоставляются предпринимателям, работающим в приоритетных отраслях или на территориях со сложными условиями хозяйствования банками-партнерами Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства за счет средств фонда. Предпринимателями – участниками программы в 2008 году создано 228 и сохранено 1204 рабочих места. - В 2008 году Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства предоставил предпринимателям 713 поручительств по кредитам в банках на сумму 191 миллион рублей. С помощью поручительств предприниматели смогли привлечь более 471 миллионов рублей банковских средств. В 2008 году максимальная доля ответственности фонда за предпринимателя выросла до 50%, а в начале 2009 года - до 70 %. - Для снижения процентной нагрузки на предприятия, реализующие инвестиционные проекты, изменены условия предоставления областным фондом компенсационных займов. Беспроцентные компенсационные займы предоставляются предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по банковским кредитам. С 2008 года период возврата займа фонду увеличен до 2 лет. Сумма кредита, по которому предоставляются займы, установлена в размере от 3 до 70 миллионов рублей. - В 2008 году в программах финансовой поддержки предпринимательства Свердловской области участвовали 11 банков-партнеров Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства: КМБ-банк, Уральский банк Сбербанка России, ВУЗ-банк, СКБ-банк, Свердловский губернский банк, Уралтрансбанк, УРАЛСИБ, Северная казна, Банк24.ру, Уралприватбанк и Коммерческий банк «Уралфинанс». - Муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства Свердловской области за год было выдано 2682 микрозайма на сумму более 92 миллионов рублей, что позволило предпринимателям сохранить 3078 и создать новых 308 рабочих места. По программе микрофинансирования работают 29 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства Свердловской области. - 486 индивидуальных предпринимателей, руководителей и сотрудников малых предприятий прошли обучение и повышение квалификации по вопросам правового обеспечения, повышения конкурентоспособности, управления денежным потоком и другим актуальным для субъектов малого предпринимательства темам. - Организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Свердловской области предоставлено более 22 тысячи консультаций гражданам, изъявившим желание организовать собственное дело, и субъектам малого предпринимательства, в том числе в депрессивных муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области. - 180 человек прошли обучение по 100-часовой тренинговой программе для начинающих предпринимателей «Начни свое дело». - Разработана и утверждена программа предоставления начинающим предпринимателям грантовой поддержки. В финале обучения на тренинге «Начни свое дело» каждый участник имеет возможность представить план по организации своего дела экспертам и претендовать на получение гранта. В 2008 году в результате отбора на получение грантов претендовали 17 проектов, 7 из которых признаны лучшими и получили право на компенсацию стартовых затрат из средств Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства на общую сумму 1,5 миллиона рублей. Гранты получили проекты по организации шиномонтажной мастерской для грузовых автомобилей в Каменске-Уральском, придорожного кафе быстрого питания в Нижнем Тагиле, сельской туристической усадьбы в Невьянске, производства алюминиевых ограждающих конструкций и деревообрабатывающего предприятия в Краснотурьинске и другие. - Свердловский венчурный фонд (Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области) продолжил работу совместно с УК «Ермак» по поиску, отбору и подготовке к финансированию проектов малых предприятий в научно-технической сфере. На 31 декабря 2008 года венчурный фонд рассмотрел более 100 проектов малых предприятий в научно-технической сфере. Зарегистрирована первая компания, созданная при участии фонда под названием ЗАО «Лазерные информационные телекоммуникации», которой перечислено 30 миллионов рублей. По проекту «Распределенный расчетный центр в среде Интернет для учета и начисления платы за ЖКУ» проводятся работы по подписанию соглашения о финансировании. Еще два проекта находятся в высокой степени готовности. - Свердловским венчурным фондом подписано соглашение с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника) по программе «СТАРТ». В рамках соглашения Фонд Бортника и Свердловский венчурный фонд совместно поддерживают проекты по созданию производства наукоемких продуктов на ранних стадиях развития, которые в перспективе могут стать объектом для венчурного инвестирования. Из фонда Бортника предприниматели получают финансирование для завершения исследовательской работы, создания опытного образца и получения патента, а специалисты Свердловского венчурного фонда координируют работу над инновационным проектом, оказывая консультационную и организационную поддержку. Кроме этого, участие венчурного фонда в проекте дает инноваторам возможность увеличить сумму финансирования на НИОКР в два раза. Разработка проекта в связке с венчурным фондом позволяет снизить риски, поэтому Фонд Бортника увеличивает сумму для таких претендентов на финансирование. - На субсидирование затрат по арендной плате начинающих предпринимателей, работающих в бизнес-инкубаторах в Екатеринбурге, Реже, Карпинске и Верхней Салде в 2008 году было направлено более 2 миллионов рублей. - Началось строительство бизнес-инкубаторов в Новоуральске, Невьянске, Заречном. - 25 мая 2008 года состоялось первое празднование Дня российского предпринимательства в Свердловской области – в ЦПКиО им. В.В. Маяковского был организован массовый праздник для жителей Екатеринбурга и Свердловской области. - 24 октября 2008 года во Дворце игровых видов спорта «Уралочка» прошел форум малого бизнеса «Start UP 2008» в рамках которого были организованы бесплатные семинары, тренинги, мастер-классы, выставки, презентации и консультации для предпринимателей и желающих ими стать. В форуме приняли участие более 2 тысяч человек. - В 2008 году 144 субъектов малого предпринимательства Свердловской области получили компенсацию по участию в выставках и ярмарках. - 4 февраля 2008 года губернатором Свердловской области подписан областной Закон № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». - Приняты критерии реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Законом (от 19 декабря 2008 г. N 134-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области») установлены критерии для реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: максимальная площадь помещений - 2000 квадратных метров, срок рассрочки оплаты - 5 лет. - В 2008 году была разработана и утверждена восьмая областная государственная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2009-2011 годы». - С целью минимизации кризисных явлений в экономике на малый и средний бизнес разработан план неотложных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в 2009 году. - Подписано новое трехстороннее соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства Свердловской области на 2008-2010 годы между комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Региональным объединением работодателей малого и среднего предпринимательства Свердловской области. Соглашение подписано в феврале 2008 года. - При правительстве Свердловской области сформирован Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Совет является постоянно действующим совещательным органом при правительстве Свердловской области. Цель совета – привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установление эффективного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и предпринимательского сообщества области. - В 2008 году уже третий раз подряд Свердловская область победила в конкурсе Минэкономразвития РФ по отбору субъектов России для предоставления субсидий на оказание государственной поддержки малому бизнесу. В итоге удалось привлечь дополнительно 155 миллионов рублей из федерального бюджета на развитие малого бизнеса региона. В 2008 году по итогам федерального конкурса Свердловская область вновь признана лучшим регионом Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и его законодательному обеспечению. ИА "Альянс Медиа"

Информация о работе Финансовая политика в области малого бизнеса