Финансовая политика в области малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проработка вопросов о финансовой политике проводимой в отношении малого бизнеса.
Объектом исследования курсовой работы является малый бизнес.
Предметом исследования курсовой работы является финансовая политика в области малого бизнеса.
Задачи курсовой работы состоят в изучение:
1. особенностей понятия "малый бизнес", основных характеристик и сущности;
2. условия и особенности малого бизнеса;
3. специфичность малого бизнеса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..........................3
1. Содержание и значение финансовой политики………………………………………………..5
1.1 Финансовая политика и её виды……………………………………………………………….7
1.2 Управление финансами………………………………………………………..........................12
1.3 Федеральный закон о поддержке малого бизнеса…………………………………………...16
2. Финансовая политика в области малого бизнеса…………………………….........................23
2.1 Сущность и структура малого бизнеса……………………………………….........................23
2.2 Условия и особенности развития малого бизнеса…………………………………………...25
2.3 Политика государства в области поддержи малого бизнеса………………..........................32
2.4 Фонды поддержки малого бизнеса………………………………………………37
2.5 Фонд поддержки малого бизнеса свердловской области……………………40
2.6 Налоговая политика – часть финансовой политики в области малого бизнеса………………………………………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

Вопрос этот отнюдь не праздный, и от того, будет ли найден правильный ответ, зависит и судьба многих других проблем.

В этой связи представляется необходимым обратиться к мировому опыту решения данной проблемы.

Сегодня в мире насчитывается более 50 статических критериев отнесения предприятия к группе малых. В самом общем виде их можно подразделить на:

  • качественные критерии (простота системы управления, совмещение в одном лице функций собственника и менеджера, обладание небольшой долей рынка и небольшая пространственная сфера деятельности, достаточно четко определенная цель деятельности и т.д.)
  • количественные критерии (численность занятых на предприятии, стоимость основного капитала, объем продаж и т.п.)

Критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству существенно разнятся при переходе от страны к стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии.

В Японии главными критериями определения мелких предприятий являются величина капитала, численность рабочих и отраслевая принадлежность.

В Германии при отнесении предприятий к сектору мелкого предпринимательства применяются следующие критерии:

  • единство собственности и управления;
  • так называемая обозримость предприятия, что позволяет достичь высокой степени трудовой мотивации работников;
  • особая роль руководителя такого предприятия (который оказывается непосредственно включенным в процесс производства);
  • так называемое семейное ведение дела;
  • особый характер финансирования (преимущественно за счет банковских кредитов), что порождает нехватку капитала.

В Великобритании используются критерии величины оборота, активов и средней численности занятых.

Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %  определенных законом предельных уровней.

Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.

К преимуществам малых предприятий можно отнести:

  • дух инициативы и динамизма, свободу действий;
  • гибкость, способность к оперативной перестройке производства;
  • специализацию;
  • приближение производства к потребителю;
  • более высокую оборачиваемость капитала;
  • возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);
  • преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.).

Именно их реализация обусловила возрастание роли малого предпринимательства на Западе на нынешнем этапе НТР, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка.

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:

  • стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;
  • быстрое моральное устаревание технологий;
  • резкое усиление технологической конкуренции и др.

К социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства на Западе, следует отнести:

  • изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);
  • неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;
  • формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.

Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства  в странах с развитой рыночной экономикой:

  • усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;
  • радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств
  • усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;
  • появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;
  • возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;
  • государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др.

Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого предпринимательства:

  • небольшой «запас прочности»;
  • проблемы финансирования;
  • повышенный риск;
  • высокая интенсивность труда и относительно низкая доходность.

Но особенности малого предпринимательства обусловливают и определенные проблемы, которые необходимо решать комплексно, т.е. связывая их воедино.          

Малые предприятия в России по своей деятельности сталкиваются с большими трудностями:

  • Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая

Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

  • Следующая проблема – это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство.

Пока она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность в том, что:

- нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;

- имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватанным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог на прибыль. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

  • Еще одна проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться.

 Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться:

- урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу;

- им требуется все-таки приобрести определенный объем знаний, ведь обучают же урожденных спортсменов, ученых, музыкантов.

Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

  • Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности.

Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалось практически подорванной. Требуется строить эту систему заново по отношению ко всему, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

Анализируя проблемы, мы можем прийти к выводу, что они поддаются решению. Но для этого необходимо понять, что такое государственное регулирование и как с его помощью можно решить данные проблемы.

 

2.3 Политика государства в области поддержи малого бизнеса

 

Как показывает практика, в России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми и ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и от выбора стратегических приоритетов.

В целом ряде теоретических концепций поддержка государством малого предпринимательства рассматривается как вредное явление, нарущающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования. Начальный этап экономических реформ в России проходил как бы без учета интересов основного рыночного субъекта хозяйствования – частного предпринимателя.

Недооценка роли малого предпринимательства наблюдается в государственной политике России по настоящее время.

Малое предпринимательство «рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами, т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным».

В последние годы в экономической политике государства прослеживается и другая опасная тенденция – ориентация на поддержку в основном крупных хозяйственных структур и их объединений.

Таким образом, складывается некая государствено-монополистическая хозяйственная система, где «малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, не привлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости.., для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций».

Информация о работе Финансовая политика в области малого бизнеса