Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

фин сис-ма рб.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовая стабилизация экономики Республики Беларусь невозможна без проведения эффективной бюджетной  и налоговой политики. Государственное  регулирование  непосредственно связано  с  решением таких проблем, как снижение бюджетного дефицита и государственного долга, обеспечение достаточных и стабильных поступлений в бюджет, повышение уровня собираемости налогов и сборов, снижение налоговой нагрузки на экономику и другое.

Для решения указанных  проблем необходимо знание механизма функционирования финансовой системы, формирование которой тесно связано  с  теоретическими  концепциями  возникновения  государственного  бюджета и системы налогообложения, а также с практическим применением  теорий бюджета и налогов в изменяющейся реальной экономической  системе государства.

Финансовая система - это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая финансовая система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая финансовая система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая финансовая система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной и интересной для исследования.

Объектом исследования данной работы является финансовая система.

Предметом исследования выступает финансовая система Республики Беларусь, её структура, сферы и звенья, направления её развития и совершенствования.

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь  и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;

2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

3. Рассмотреть и охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;

4. Изучить направления развития и совершенствования финансовой системы Республики Беларусь, повышения эффективности государственной политики регулирования в сфере финансовой системы;

5. Сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.

В процессе написания  работы были использованы следующие методы: сравнения, анализа, синтеза, группировки, рассуждения, наглядного изображения результатов анализа (табличный и графический метод).

Методологической основой  написания работы послужили теоретические разработки отечественных авторов в области теории финансов и бюджетно-налоговых отношений таких как: М.К. Фисенко, Н.Е. Заяц, Г.А. Воробей, Г.К. Мультан, Е.М. Попов и др. При написании работы использовались учебная литература, сборники научных трудов, статьи периодической печати и  нормативно-правовые акты, в которых изложены вопросы по данной теме исследования.

 

 

 

1. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Общее понятие  о финансовой системе, экономические  основы и принципы её построения

 

В экономической литературе нет устоявшегося единого определения финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

К финансовой системе  непосредственно примыкает и  тесно взаимодействует с ней  кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому неслучайно в Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь»,

Однако необходимо иметь  в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему и рассматривать её как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.

Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [19, c. 26].

Основным принципом построения финансовой системы является демократический централизм, представляющий собой сочетание демократизма с централизмом.

Согласно Конституции  Республики Беларусь, руководство финансовой системой страны сосредоточено в руках высших органов государственной власти и органов государственного управления. В компетенцию этих органов входит утверждение государственного бюджета Республики Беларусь и отчёта о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование республиканского и местных бюджетов, управление банками, руководство денежной и кредитной системой, организация страхового дела, заключение и предоставление займов. Эта централизация дает возможность перераспределять финансовые ресурсы между различными отраслями экономики, экономическими регионами, способствует соблюдению единства финансовой системы, финансового планирования, учёта и статистики, а также выполнению основных положений финансового законодательства; централизация содействует проведению единой финансовой политики, особенно в таких вопросах, как капитальные вложения, оплата труда, прибыль, цены и тарифы.

Финансовая централизация  сочетается с предоставлением широких прав и полномочий в области финансов высшим и местным органам государственной власти. Так, в Республике Беларусь, как и в других странах, выделяются централизованные финансы (государственные) и децентрализованные (финансы различных юридических лиц, предприятий, организаций, учреждений).

Таким образом, финансовая система страны - совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [14, с. 20].

 

1.2 Структура  построения финансовых систем  и её виды

 

На современном этапе  государственная финансовая система  в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных организаций (приложение 1).

  1. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство  в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

  1. Местные финансы, или финансы местных органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных финансов приходится значительная часть финансовых ресурсов этих стран: в США, ФРГ и Японии - 50-60%; в Великобритании и Франции - более 30% [15, c. 84].

Местные финансы представляют собой систему экономических  отношений, посредством которых  местные органы управления распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с возложенными на них функциями.

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти - к местным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Местные финансы активно  вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, в реализацию региональных программ, воспроизводство рабочей силы.

Через местные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

В соответствии с конституцией и законами местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство  самостоятельно и независимо, т.е. несут  ответственность за планирование и исполнение своих бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами.

Звеньями системы местных  финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся  в собственности местных органов управления.

Главное звено местных  финансов - местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции - регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии - земель, уездов, городов, общин; в Великобритании - графств, округов; в Италии - областей, провинций, коммун; в Японии - префектур и муниципалитетов [15, c. 87].

Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов  и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт свидетельствует о том, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет - 3% в ВНП, то в Норвегии - 15%, в Швеции - 31% [15, c. 89].

Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени  децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов  расходов, проходящих через различные  виды бюджетов, в разных странах  неодинаково. Так, в Финляндии, Германии, Норвегии, Франции за счёт территориальных бюджетов расходуется больше средств, чем за счёт центрального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.[4, с.8]

  1. Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды, имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счёт специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счёт фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы. В некоторых странах из специальных фондов покрываются временные кассовые "разрывы", которые образуются при исполнении местных бюджетов. Источниками формирования таких фондов служат заёмные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь