Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

фин сис-ма рб.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

3. Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют межу собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.

Взаимосвязь каждой сферы и звена  финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.

В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы:

- количества и наименования сфер финансовой системы;

- количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы. [19, с.35]

Некоторые экономисты выделяют кроме  названных выше сфер финансовой системы  еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.

Но, тем не менее, выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые  в этом сегменте, материализуются  в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов.

Есть и такие экономисты, которые  в составе финансовой системы не выделяют крупные сферы, а включают в нее лишь отдельные звенья. Так, в учебнике «Финансы» под редакцией профессора Л.А. Дробозиной в состав финансовой системы включены только звенья (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, фонды различных форм собственности и др.).

Такая классификация  финансовой системы недостаточно точна, так как в ней не выделены крупные блоки (сферы), включающие ряд мелких звеньев финансовой системы. Кроме того, в указанном выше составе финансовой системы отсутствует финансовый аппарат, являющийся важным звеном финансовой системы, организующим финансовые отношения в обществе.

Что касается отдельных  звеньев, включаемых в каждую из сфер финансовой системы, то этот вопрос освещается в экономической литературе по-разному. [19, с.39]

 

2.2 Формирование, распределение и перераспределение  финансовых ресурсов финансовой  системы Республики Беларусь

 

Финансовые ресурсы финансовой системы — совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает экономический субъект. Они направляются на осуществление расходов.

Рассмотрим более подробно состав и структуру финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь, в частности общегосударственные и субъектов хозяйствования.

  1. В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (консолидированный, республиканский и местные бюджеты),

1.1. Консолидированный бюджет.

Основные параметры  консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. представлены в приложении 2.

Доходы консолидированного бюджета по итогам I полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4%, в реальном выражении – на 14,2% (скорректировано на  индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного  бюджета к ВВП составило 30,6% ВВП (в январе-июне 2010 года - 31,8% ВВП) (рис. 2.1) [12].

Рис. 2.1 Динамика доходов консолидированного бюджета за

январь-июнь  2008 - 2011 г.

Примечание - Источник: [12].

 

Основная  доля  доходов  консолидированного бюджета (более 90%) формируется  за  счет  налоговых  поступлений (рис. 2.2). За I полугодие 2011 года в бюджет  поступило 27,9  трлн.  руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010  года поступления увеличились на 37,6% (в реальном выражении – на 12,7%).

Рис. 2.2 Структура доходов консолидированного бюджета за

январь-июнь  2008 - 2011 г.

Примечание - Источник: [12].

 

Неналоговые доходы в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,9 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились  на 58,4% (в  реальном выражении – на 29,7%). 

Формирование налоговых  доходов в I полугодии 2011 года на 82% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (27,8%), налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности (17,8%), налога на прибыль (13,3%), подоходного  налога (12,1%),  акцизов (7,4%), налогов на собственность (4,0%) (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-июнь  2008 - 2011 г.

Примечание - Источник: [12].

 

Изменение  структуры  налоговых доходов по сравнению  с I полугодием 2010 года  вызвано,  главным  образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов  от  внешнеэкономической деятельности (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7п.п.). 

В  структуре  консолидированного бюджета 58,9%  составляют  доходы республиканского бюджета и 41,1% - доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (рис. 2.4).

 

 

Рис. 2.4 Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-июнь 2011 г. (без учета безвозмездных поступлений).

Примечание - Источник: [12].

1.2. Второй группой бюджетных отношений являются расходы бюджета, представляющие собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.

Прежде всего, государство  использует расходы бюджета:

- на ускоренное развитие  отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.;

- развитие непроизводственной  сферы (образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта и физической культуры, управления и др.);

- финансирование научных  учреждений, осуществляющих фундаментальные  исследования, которые, в свою очередь, составляют основу прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые денежные средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны;

- на прямые и косвенные военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны;

- финансирование мероприятий,  связанных с развитием внешнеэкономических  связей с другими странами  и регионами (в частности, с  отдельными областями Российской  Федерации);

- покрытие затрат по ликвидации последствий трагических событий на Чернобыльской АЭС и другие направления [2, с. 24].

Расходы  консолидированного бюджета  в  январе-июне  2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2% ниже уровня  января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7% ВВП (рис. 2.5).

Рис. 2.5 Динамика расходов консолидированного бюджета, % ВВП

Примечание - Источник: [12].

 

Динамика  расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. определялась, главным образом,  исполнением  принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение  бюджетных  обязательств оказали  инфляционные  процессы  и девальвация национальной валюты. 

В этих условиях в текущем  году реализуется жесткая бюджетная  политика, направленная  на  оптимизацию  государственных  расходов,  снижение дефицита консолидированного бюджета  и поддержание  макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом  приоритетами  финансирования определены:  обеспечение функционирования  бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение   государственного долга.

В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в I квартале  2011 г. по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 4,5 п.п., во II квартале – на  6,6 п.п.  (рис. 2.6).

Рис. 2.6 Расходы консолидированного бюджета, % ВВП

Примечание - Источник: [12].

 

Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил  свою  социальную направленность.  Объем  средств, направленных  на  финансирование социальной  сферы  (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства  массовой  информации, образование,  социальная  политика), составил 14,1 трлн. рублей, или 48,5% от всех  расходов  консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с тем же периодом 2010 г. На 27%  в реальном  выражении, здравоохранение – на 18,8%, социальную политику –  на 6%.  Расходы  на национальную экономику сократились на 26,1% и составили 5,8 трлн. рублей (19,9% от всех расходов) (рис. 2.7).

Рис. 2.7 Структура расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011г.,

Примечание - Источник: [12].

 

В I полугодии 2011 года  расходы на заработную плату и  начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 10,4 трлн. руб. и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,6% в реальном выражении. В структуре расходов консолидированного бюджета в разрезе экономической классификации эти расходы занимали 36,2% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,4% в январе-июне 2010 г.).

Средства  консолидированного бюджета, направленные на капитальные  расходы, в январе-июне 2011 г.  по сравнению  с январем-июнем 2010 г. сократились  на 32,2% и составили 15% всех расходов (в первом полугодии 2010 г. – 21,9%). 

Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных  валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих  расходах  консолидированного бюджета составил 3,3% вместо 2,2% в январе-июне 2010 г.

Величина бюджета зависит  от ряда факторов, и, прежде всего, от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального  дохода и методов руководства народным хозяйством.

    1. Республиканский бюджет.

Основные параметры республиканского бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. представлены в приложении 3.

За I полугодие 2011 года в  республиканский бюджет поступило 18,2 трлн. руб., что на 31,6% больше аналогичного периода 2010 года (в реальном выражении – на 7,8%). 

Налоговые  доходы республиканского  бюджета  в I полугодии 2011 года составили 16,1 трлн.  руб.  По  сравнению  с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 27,7% (в реальном выражении – на 4,6%).

Неналоговые  доходы республиканского  бюджета  в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,1 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 74,2% (в реальном выражении – на 42,7%) (рис. 2.8).

 

Рис. 2.8 Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2010 - 2011 г.

Примечание - Источник: [12].

 

Наибольшую долю в  структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (33,5%), налоговые доходы от  внешнеэкономической деятельности (30,3%), акцизы (12,5%), налог на прибыль (7,1%) (рис. 2.9).

Рис. 2.9 Динамика доходов республиканского бюджета за январь-июнь 2009 - 2011 г.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь