Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;
3. Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют межу собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.
Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.
В современной экономической
- количества и наименования сфер финансовой системы;
- количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы. [19, с.35]
Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.
Но, тем не менее, выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.
Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов.
Есть и такие экономисты, которые в составе финансовой системы не выделяют крупные сферы, а включают в нее лишь отдельные звенья. Так, в учебнике «Финансы» под редакцией профессора Л.А. Дробозиной в состав финансовой системы включены только звенья (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, фонды различных форм собственности и др.).
Такая классификация финансовой системы недостаточно точна, так как в ней не выделены крупные блоки (сферы), включающие ряд мелких звеньев финансовой системы. Кроме того, в указанном выше составе финансовой системы отсутствует финансовый аппарат, являющийся важным звеном финансовой системы, организующим финансовые отношения в обществе.
Что касается отдельных звеньев, включаемых в каждую из сфер финансовой системы, то этот вопрос освещается в экономической литературе по-разному. [19, с.39]
2.2 Формирование,
распределение и
Финансовые ресурсы финансовой системы — совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает экономический субъект. Они направляются на осуществление расходов.
Рассмотрим более подробно состав и структуру финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь, в частности общегосударственные и субъектов хозяйствования.
1.1. Консолидированный бюджет.
Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. представлены в приложении 2.
Доходы консолидированного бюджета по итогам I полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4%, в реальном выражении – на 14,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6% ВВП (в январе-июне 2010 года - 31,8% ВВП) (рис. 2.1) [12].
Рис. 2.1 Динамика доходов консолидированного бюджета за
январь-июнь 2008 - 2011 г.
Примечание - Источник: [12].
Основная доля доходов консолидированного бюджета (более 90%) формируется за счет налоговых поступлений (рис. 2.2). За I полугодие 2011 года в бюджет поступило 27,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 37,6% (в реальном выражении – на 12,7%).
Рис. 2.2 Структура доходов консолидированного бюджета за
январь-июнь 2008 - 2011 г.
Примечание - Источник: [12].
Неналоговые доходы в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,9 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 58,4% (в реальном выражении – на 29,7%).
Формирование налоговых доходов в I полугодии 2011 года на 82% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (27,8%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (17,8%), налога на прибыль (13,3%), подоходного налога (12,1%), акцизов (7,4%), налогов на собственность (4,0%) (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2008 - 2011 г.
Примечание - Источник: [12].
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2010 года вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7п.п.).
В структуре консолидированного бюджета 58,9% составляют доходы республиканского бюджета и 41,1% - доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (рис. 2.4).
Рис. 2.4 Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-июнь 2011 г. (без учета безвозмездных поступлений).
Примечание - Источник: [12].
1.2. Второй группой бюджетных отношений являются расходы бюджета, представляющие собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.
Прежде всего, государство использует расходы бюджета:
- на ускоренное развитие отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.;
- развитие непроизводственной
сферы (образования,
- финансирование научных
учреждений, осуществляющих
- на прямые и косвенные военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны;
- финансирование мероприятий,
связанных с развитием
- покрытие затрат по ликвидации последствий трагических событий на Чернобыльской АЭС и другие направления [2, с. 24].
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2% ниже уровня января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7% ВВП (рис. 2.5).
Рис. 2.5 Динамика расходов консолидированного бюджета, % ВВП
Примечание - Источник: [12].
Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.
В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов, снижение дефицита консолидированного бюджета и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга.
В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в I квартале 2011 г. по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 4,5 п.п., во II квартале – на 6,6 п.п. (рис. 2.6).
Рис. 2.6 Расходы консолидированного бюджета, % ВВП
Примечание - Источник: [12].
Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 14,1 трлн. рублей, или 48,5% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с тем же периодом 2010 г. На 27% в реальном выражении, здравоохранение – на 18,8%, социальную политику – на 6%. Расходы на национальную экономику сократились на 26,1% и составили 5,8 трлн. рублей (19,9% от всех расходов) (рис. 2.7).
Рис. 2.7 Структура расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011г.,
Примечание - Источник: [12].
В I полугодии 2011 года расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 10,4 трлн. руб. и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,6% в реальном выражении. В структуре расходов консолидированного бюджета в разрезе экономической классификации эти расходы занимали 36,2% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,4% в январе-июне 2010 г.).
Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. сократились на 32,2% и составили 15% всех расходов (в первом полугодии 2010 г. – 21,9%).
Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 3,3% вместо 2,2% в январе-июне 2010 г.
Величина бюджета зависит от ряда факторов, и, прежде всего, от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.
Основные параметры республикан
За I полугодие 2011 года в республиканский бюджет поступило 18,2 трлн. руб., что на 31,6% больше аналогичного периода 2010 года (в реальном выражении – на 7,8%).
Налоговые доходы республиканского бюджета в I полугодии 2011 года составили 16,1 трлн. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 27,7% (в реальном выражении – на 4,6%).
Неналоговые доходы республиканского бюджета в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,1 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 74,2% (в реальном выражении – на 42,7%) (рис. 2.8).
Рис. 2.8 Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2010 - 2011 г.
Примечание - Источник: [12].
Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (33,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (30,3%), акцизы (12,5%), налог на прибыль (7,1%) (рис. 2.9).
Рис. 2.9 Динамика доходов республиканского бюджета за январь-июнь 2009 - 2011 г.