Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

фин сис-ма рб.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Cамостоятельным звеном местных финансов являются местные государственные организации. К ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо-, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство. Местные предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов.

Местные государственные функционируют на принципах самоокупаемости, в местных бюджетах отражаются только убытки от их деятельности или прибыль. В отдельных странах в доходы местных бюджетов включаются валовые доходы местных предприятий, а в расходы - затраты на их текущую деятельность. Капитальные расходы на строительство предприятий местного значения, как правило, финансируются за счёт займов, размещаемых местными органами управления.

Специальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы - специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

Таким образом, специальные  правительственные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.

В развитых зарубежных странах  число крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.

В финансовой системе  зарубежных стран специальные фонды  занимают важное место. Объём концентрируемых в них средств значителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная.[4, с.8-9]

  1. Финансы государственных организаций. В финансовой системе зарубежных стран важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность в этих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.

Государственные предприятия  в зарубежных странах различаются  по правовому положению, системе  управления, организации экономики  и финансов, характеру взаимоотношений  с бюджетом. Их можно разделить  на три основные группы: государственные  корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.

Важнейшее значение имеют  государственные корпорации, которые  представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия  отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения с другими предприятиями.

Смешанные предприятия - это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.

Предприятия, находящиеся  на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих  министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль  полностью или частично поступает  в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов.[4, с.11-12]

 

1.3 Роль государственного  бюджета в финансовой системе  государстве

 

История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях  его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период» [19, с. 88].

В переводе с английского  языка бюджет означает мешок. Когда палата общин Англии в XVI - XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны; он отражает основные доходы и расходы государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов и их расходование.

Бюджет является уникальной по своей сути экономической категорией, играющей исключительно важную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью его связей и степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением.

Бюджет - это еще и  основной финансовый план для каждого  уровня территориального управления, важнейший инструмент государственного регулирования экономики, центральное звено финансовой системы, закон, обязательный для исполнения всеми участниками финансовой деятельности.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими её звеньями.

В экономической литературе государственный бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств  для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

Указанные выше денежные отношения называются бюджетными; они являются частью финансовых отношений, но имеют определенную специфику. Эта специфика проявляется в следующем:

- бюджетные отношения представлены в основном перераспределительными отношениями, т.е. связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распределения валового внутреннего продукта (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.п.).

Результатом такого перераспределения  является формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.

- бюджетные отношения выполняют особое назначение - распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов.

Существует ряд общих независимых от конкретных условий положений, определяющих роль бюджета в обеспечении экономического и социального развития государства. Прежде всего, он призван играть ключевую роль в регулировании народнохозяйственных пропорций. Ни цена, ни заработная плата, ни кредит не способны обеспечить рациональную отраслевую структуру общественного производства, так как совершенствование стоимостной структуры народного хозяйства основывается на механизме межотраслевого и межрегионального перераспределения денежных средств, что достигается главным образом посредством бюджета.

Расширение товарно-денежных отношений и переход к рыночной экономике не исключают необходимости перераспределения финансовых ресурсов через бюджет. Средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала. Они должны обеспечивать ускорение социального развития и усиливать социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и составляющими ее административно-территориальными формированиями каждый из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Бюджетная система государства  определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь - унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с этим бюджетная система включает бюджеты двух уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в свою очередь содержат самостоятельные звенья: областные, районные, городские бюджеты, сельские и поселковые бюджеты. [19, с.89-90]

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Характеристика  сфер и звеньев финансовой  системы Республики Беларусь

 

Сложность и многогранность финансовых отношений в Республике Беларусь обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

- финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

- государственные или общегосударственные (централизованные) финансы [19, с. 27].

Внутри первой и второй сфер выделяются ряд звеньев, о которых будет сказано ниже.

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов организаций. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются  в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей.

Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическим  лицом признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении:

- обособленное имущество;

- несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь