Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;
Примечание - Источник: [12].
Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 17 трлн. руб., что на 9,5% меньше (в реальном выражении), чем в I полугодии 2010 г. В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 33,8% от всех расходов составляют трансферты местным бюджетам (рис. 2.10).
Рис. 2.10 Структура расходов республиканского бюджета в январе-июне 2011 г.
Примечание - Источник: [12].
Расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») составили 22,4% в общем объеме расходов республиканского бюджета.
Доходы превысили расходы на 1,1 трлн. руб. (1,1% ВВП).
Основные параметры местных бюджетов Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. представлены в приложении 4.
Доходы местных бюджетов в I полугодии 2011 года составили 18,5 трлн. руб., что на 52,1% больше чем в I полугодии 2010 года (на 24,6% в реальном выражении).
Значительный рост доходов местных бюджетов по сравнению с прошлым годом в основном обусловлен изменениями в бюджетном законодательстве (в текущем году весь налог на прибыль, уплачиваемый коммунальными и негосударственными организациями, зачисляется в местные бюджеты), ростом налогооблагаемой прибыли, а также налоговой базы по подоходному налогу.
Основными источниками доходов были поступления по налогам на доходы и прибыль (36,7% от всех доходов), налогам на товары работы, услуги) (18,6%), безвозмездные поступления из республиканского бюджета (31,5%) (рис. 2.11).
Рис. 2.11 Источники доходов местных бюджетов за январь - июнь 2010 – 2011 гг.
Примечание - Источник: [12].
В январе-июне 2011 года
наблюдается прирост
Рис. 2.12 Удельный вес трансфертной поддержки из Республиканского бюджета в доходах местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г.
Примечание - Источник: [12].
Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 17,4 трлн. руб., на 36,3% больше, чем в I полугодии 2010 г. (в реальном выражении – на 11,6%). На финансирование социальной сферы (здравоохранения, образования, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной политики) направлено 58,8% расходов местных бюджетов, национальной экономики – 16,5%. Расходы по жилищно- коммунальным услугам профинансированы в объеме 17,4 трлн. руб., или 11,9% расходов местных бюджетов (рис. 2.13).
Рис. 2.13 Структура расходов местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г. По функциональной классификации
Примечание - Источник: [12].
В первом полугодии текущего года отмечается рост расходов, связанных с текущим функционированием организаций бюджетной сферы (рис. 2.14).
Рис. 2.14 Удельный вес отдельных по экономической классификации в общих расходах местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г. по функциональной классификации.
Примечание - Источник: [12].
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг организаций за январь-август 2011 г. в текущих ценах составила 348,4 трлн. рублей, или в 1,6 раза больше, чем за январь-август 2010 г. при росте потребительских цен за этот период на 30,4%. За август выручка от реализации составила 60 трлн. рублей, или на 10,5% больше, чем за июль.
Темпы роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг, прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг по видам экономической деятельности приведены в приложении 6.
Чистая прибыль за январь-август 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась в 2,4 раза при росте потребительских цен за этот период на 30,4%. За август по сравнению с июлем чистая прибыль уменьшилась на 12,2% (рис. 2.15).
Рис. 2.15 Чистая прибыль в 2011 году.
Примечание - Источник: [13].
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Оптимизация структуры финансовой системы
Основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса могут стать:
- минимизация дефицита государственного
бюджета путём сокращения некоторых статей
расходов и увеличения доходной части,
сокращение расходов за счёт снижения
затрат на нужды обороны страны, на содержание
административно-
- за счёт дальнейшего снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, спортивных сооружений, учебных заведений и др.);
- консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.
Важнейший резерв роста доходов - ускорение темпов приватизации государственного имущества. К сожалению, доходы от её проведения в государственном бюджете составляют небольшой удельный вес.
В тесной связи с приватизацией находится и дальнейшее развитие предпринимательства. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, способствует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, поступающих в государственный бюджет.
Важным направлением преодоления кризиса финансовой системы является укрепление финансовой дисциплины в народном хозяйстве, и в частности дальнейшее упорядочение расчётов между субъектами хозяйствования, уменьшение доли неплатежей.
В условиях дефицита финансовых ресурсов одним из направлений стабилизации финансовой системы является дальнейшая активизация и стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Рост инвестиций в экономику любой страны способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда росту производства продукции, выручки от реализации, денежных накоплений и укреплению доходной базы государственного бюджета.
Преодолению кризисных явлений финансовой системы могут содействовать и такие меры, как совершенствование налогового законодательства в направлении уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращение количества налогов и иных платежей в бюджет всех уровней, сокращение внебюджетных фондов, использование положительного опыта в налогообложении Российской Федерации и других государств.
Смягчению кризисных последствий финансовой системы будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка общих правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.
Одним из направлений
оптимизации структуры
Совершенствование структуры
банковского сектора будет
В качестве дополнения к данной структуре может осуществляться деятельность не представленных в настоящее время в национальном банковском секторе небанковских кредитно-финансовых организаций, которые в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь имеют право проводить отдельные банковские операции и другие виды деятельности.
Оптимизации структуры банковского сектора и его функций, снижению рисков должны способствовать развитие страховых организаций, пенсионных и гарантийных фондов, а также расширение использования аутсорсинга, создание и функционирование кредитного бюро.
Совершенствование параметров структуры банковского сектора станет осуществляться на основе благоприятных условий и стимулов по:
- приросту капитала банков за счет национальных и иностранных инвесторов (прежде всего из частного сектора), капитализации прибыли банков;
- слиянию малых и средних банков, присоединению проблемных банков к устойчивым и проведению иных форм такого рода реорганизации с использованием принципов добровольности;
- расширению в регионах страны предложения банковских услуг и созданию обособленных подразделений банков.
Привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор предполагается осуществлять в форме создания дочерних банков иностранных банков или участия в капитале.
Кроме того, для создания эффективной системы управления государственными финансами требуется:
- совершенствование
- расширение сферы
охвата системой
- оптимизация состава
распорядителей бюджетных
- реализация принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [10, с. 10].
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений
Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.
В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что как и в этом году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП.
В качестве основного
мероприятия в области
В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.
При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно составит около 28,2% к ВВП [12].
В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.
В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики [10, с.13].
Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.