Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

фин сис-ма рб.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Примечание - Источник: [12].

 

Расходы  республиканского бюджета профинансированы в сумме 17 трлн. руб., что на 9,5% меньше (в реальном  выражении),  чем в I полугодии 2010 г.  В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 33,8% от всех расходов составляют трансферты  местным  бюджетам (рис. 2.10).

Рис. 2.10 Структура расходов  республиканского бюджета в январе-июне 2011 г.

Примечание - Источник: [12].

 

Расходы социальной направленности (разделы  «Здравоохранение», «Физическая  культура,  спорт, культура  и  средства  массовой информации»,  «Образование», «Социальная политика») составили 22,4% в общем объеме расходов республиканского бюджета.

Доходы превысили расходы  на 1,1 трлн. руб. (1,1% ВВП).

    1. Местные бюджеты.

Основные параметры  местных бюджетов Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. представлены в приложении 4.

Доходы местных бюджетов в I полугодии 2011 года составили 18,5 трлн. руб., что на 52,1% больше чем в I полугодии 2010 года (на 24,6% в реальном выражении). 

Значительный рост доходов  местных бюджетов по сравнению с  прошлым  годом  в  основном обусловлен  изменениями  в бюджетном  законодательстве (в текущем году весь налог на прибыль, уплачиваемый  коммунальными и негосударственными организациями, зачисляется в местные бюджеты), ростом налогооблагаемой прибыли, а также налоговой базы по подоходному налогу.

Основными  источниками  доходов  были  поступления  по налогам на доходы и прибыль (36,7% от всех доходов), налогам на товары работы,  услуги)  (18,6%), безвозмездные  поступления  из республиканского бюджета (31,5%) (рис. 2.11).

Рис. 2.11 Источники доходов местных бюджетов за январь - июнь 2010 – 2011 гг.

Примечание - Источник: [12].

 

В  январе-июне 2011  года наблюдается прирост собственных  доходных  поступлений  местных  бюджетов  по  сравнению  с I полугодием  2010  года  (в номинальном выражении): по г. Минску  – 74,6 %; по Брестской области – 38,7 %; по Витебской области – 38,4 %; по Гомельской области – 1,5 %; по Гродненской области – 36,6 %; по Минской области – 52,3 %; по Могилевской области – 45,4 % (рис. 2.12).

 

Рис. 2.12 Удельный вес трансфертной поддержки из Республиканского бюджета в доходах местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г.

Примечание - Источник: [12].

 

Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 17,4 трлн. руб., на 36,3% больше, чем в I полугодии 2010 г. (в реальном выражении – на 11,6%). На финансирование социальной сферы (здравоохранения, образования, физической  культуры,  спорта, культуры  и  средств  массовой информации, социальной политики) направлено 58,8% расходов местных бюджетов, национальной экономики – 16,5%. Расходы по жилищно- коммунальным  услугам профинансированы в объеме 17,4 трлн. руб., или 11,9% расходов местных бюджетов (рис. 2.13).

Рис. 2.13 Структура расходов местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г. По функциональной классификации

Примечание - Источник: [12].

 

В первом полугодии текущего года  отмечается  рост  расходов, связанных  с  текущим функционированием  организаций бюджетной сферы (рис. 2.14).

Рис. 2.14 Удельный вес отдельных  по экономической классификации  в общих расходах  местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г. по функциональной классификации.

Примечание - Источник: [12].

 

  1. Финансы субъектов хозяйствования. Данные об основных финансовых результатах организаций приведены в  приложении 5.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг организаций   за январь-август 2011 г. в текущих  ценах составила 348,4 трлн. рублей, или  в 1,6 раза больше, чем за январь-август 2010 г. при росте потребительских цен за этот период на 30,4%. За август выручка от реализации составила 60 трлн. рублей, или на 10,5% больше, чем за июль.

Темпы роста выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг,  себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг, прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг по видам экономической деятельности приведены в приложении 6.

Чистая прибыль за январь-август 2011 г. по сравнению с  январем-августом 2010 г. увеличилась в 2,4 раза при росте потребительских цен за этот период на 30,4%. За август по сравнению с июлем чистая прибыль уменьшилась на 12,2% (рис. 2.15).

Рис. 2.15 Чистая прибыль в 2011 году.

Примечание - Источник: [13].

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Оптимизация  структуры финансовой системы

 

Основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса могут стать:

- минимизация дефицита государственного бюджета путём сокращения некоторых статей расходов и увеличения доходной части, сокращение расходов  за  счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;

- за счёт дальнейшего снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например,  спортивных сооружений, учебных заведений и др.);

- консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.

Важнейший резерв роста  доходов - ускорение темпов приватизации  государственного  имущества.   К сожалению, доходы от её проведения в государственном бюджете составляют небольшой удельный вес.

В тесной связи с приватизацией  находится и дальнейшее развитие предпринимательства. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, способствует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, поступающих в государственный бюджет.

Важным направлением преодоления кризиса финансовой системы является укрепление финансовой дисциплины в народном хозяйстве, и в частности дальнейшее упорядочение расчётов между субъектами хозяйствования, уменьшение доли неплатежей.

В условиях дефицита финансовых ресурсов одним из направлений стабилизации финансовой системы является дальнейшая активизация и стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Рост инвестиций в экономику любой страны способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда росту производства продукции, выручки от реализации, денежных накоплений и укреплению доходной базы государственного бюджета.

Преодолению кризисных явлений финансовой системы могут содействовать и такие меры, как совершенствование налогового законодательства в направлении уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращение количества налогов и иных платежей в бюджет всех уровней, сокращение внебюджетных фондов, использование положительного опыта в налогообложении Российской Федерации и других государств.

Смягчению кризисных последствий финансовой системы будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка общих правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.

Одним из направлений  оптимизации структуры финансовой системы Республики Беларусь является институциональное  развитие банковского  сектора, которое связано  с созданием  необходимых  организационных  условий, обеспечивающих повышение эффективности его функционирования.

Совершенствование структуры  банковского сектора будет осуществляться исходя из потребностей развития широких функциональных возможностей банков, обеспечивающих комплексное обслуживание всех клиентов, а также исходя  из  инициативы  собственников  банков  по  специализации  данных учреждений на оказании определенных услуг отдельным категориям клиентов.

В  качестве  дополнения  к  данной  структуре  может  осуществляться деятельность  не  представленных  в  настоящее  время  в  национальном банковском секторе небанковских кредитно-финансовых организаций, которые в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь имеют право проводить отдельные банковские операции и другие виды деятельности.

Оптимизации структуры  банковского сектора и его  функций, снижению рисков должны способствовать развитие страховых организаций, пенсионных и  гарантийных фондов,  а  также  расширение  использования  аутсорсинга, создание и функционирование кредитного бюро.

Совершенствование параметров структуры банковского сектора  станет осуществляться на основе благоприятных условий и стимулов по:

- приросту  капитала  банков  за  счет  национальных  и  иностранных инвесторов (прежде  всего  из  частного  сектора),  капитализации  прибыли банков;

- слиянию малых и средних банков, присоединению проблемных банков к устойчивым и проведению иных  форм  такого  рода  реорганизации с использованием принципов добровольности;

- расширению  в  регионах  страны  предложения  банковских  услуг  и созданию обособленных подразделений банков.

Привлечение иностранных  инвестиций в банковский сектор предполагается осуществлять в форме создания дочерних банков иностранных банков или участия в капитале.

Кроме того, для создания эффективной системы управления государственными финансами требуется:

- совершенствование межбюджетных  отношений и организации бюджетного  процесса;

- расширение сферы  охвата системой государственного  казначейства объема финансовых операций государственного сектора;

- оптимизация состава  распорядителей бюджетных средств  исходя из выполнения ими государственных  функций и исключения дублирования  этих функций, эффективного использования  бюджетных средств;

- реализация принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [10, с. 10].

 

3.2 Повышение  эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений

 

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Для укрепления бюджетно-налоговой  политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.

В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую  бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что как и в этом году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП.

В качестве основного  мероприятия в области налоговой  политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24%  до 20-22 %. Однако, важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот. Одновременно, намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.

В 2013-2014 годах продолжится  работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении  налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.

При реализации указанных  мер налоговой политики уровень  централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете  Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно составит около 28,2% к ВВП [12].

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением  налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

В финансировании науки  приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики [10, с.13].

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций  ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в  2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь