Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

фин сис-ма рб.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.

С целью повышения  заработной платы работников бюджетной  сферы и ее последовательного  сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.

Ключевая задача бюджетной  политики в предстоящие годы –  повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.

В 2011 Министерство финансов активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2012 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности. [12]

Одна из важнейших  задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные  фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства  составляет менее 50%.

С 2013 года инновационные  фонды будут формироваться исключительно  за счет прибыли организаций. [12]

Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

- повышение эффективности  работы промышленности, сельского  хозяйства и других отраслей  народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет;

- изменение направлений  государственных инвестиций в  отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

- претворение в жизнь  всех тех конкретных мероприятий  в финансово-экономической сфере,  которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.

Основные направления налоговой  политики Республики Беларусь на ближайшие  пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.

Основная целевая ориентация налоговой  политики на предстоящее пятилетие - повышение оптимальности применяемой  в республике налоговой системы  при безусловном выполнении расходных  обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.

В связи с этим в 2011-2015 годах будут  решаться следующие задачи:

- совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение налоговой системы республики к применяемым в экономически развитых странах;

- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтинговых оценках;

- оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов;

- концентрация бюджетных средств, включая средства на государственную поддержку реального сектора экономики, на приоритетных высокоэффективных проектах и программах;

- повышение эффективности управления государственным долгом на основе изучения опыта и применения международной практики.

Для реализации поставленных задач  планируется:

- упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы;

- упрощение порядка исчисления  и переход к квартальным срокам  уплаты основных налогов и  сборов, развитие системы электронного  налогового декларирования;

- упорядочение взимания местных налогов и сборов;

- сокращение объемов перераспределяемых  государством ресурсов, их концентрация  на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  страны и повышение эффективности  расходования бюджетных средств;

- обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения;

- отработка механизмов и постепенный  переход к программно-целевому  планированию расходов бюджета;

- оптимизация портфеля государственного  долга по сроку, валюте и  долговым инструментам;

- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;

- совершенствование системы управления  долгом органов местного управления  и самоуправления;

- развитие внутреннего рынка  государственных заимствований.

Намеченная налоговая политика должна способствовать модернизации и  повышению конкурентоспособности  национальной экономики, активизации  инвестиционных процессов. Удельный вес  доходов консолидированного бюджета  в ВВП планируется сократить  с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году. [12]

С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.

Успешная реализация предложенных мер по корректировке налоговой  политики уже в 2011-2012 годах позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства.

Снижение налогового бремени будет  осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений  налоговой реформы должно быть упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

- завершение работы по отмене  всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации  товаров и услуг на республиканском  и местных уровнях;

- снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости.

- снижение и унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

Упорядочению государственной  поддержки реального сектора  экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок. [12]

Таким образом, основными  направлениями совершенствования налоговой политики  Республики Беларусь являются следующие:

- упрощение расчётов  и порядка взимания налогов;

- жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;

- совершенствование норм  юридической ответственности за  нарушения в области налогов;

- поэтапное снижение  уровня налогообложения с одновременным  расширением налоговой базы;

- борьба с теневым  сектором экономики;

- предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;

- пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;

- постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;

- совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;

- согласование механизма  налогообложения научно-инн6овационных  субъектов хозяйствования;

- стремление к унификации  с налоговыми системами, действующими  в государствах СНГ и ЕС, в  частности создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией. [12]

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы, сделаем краткие выводы.

Финансовая система страны - совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны; он отражает основные доходы и расходы государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов, их распределение и расходование.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь