Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;
В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.
Ключевая задача бюджетной
политики в предстоящие годы –
повышение эффективности расход
В 2011 Министерство финансов активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2012 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности. [12]
Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.
Со следующего года намечается
также отменить отчисления в инновационные
фонды для хозяйственных
С 2013 года инновационные
фонды будут формироваться
Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет;
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
- претворение в жизнь
всех тех конкретных
Основные направления
Основная целевая ориентация налоговой
политики на предстоящее пятилетие
- повышение оптимальности
В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие задачи:
- совершенствование структуры
и механизмов взимания
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтинговых оценках;
- оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов;
- концентрация бюджетных средств, включая средства на государственную поддержку реального сектора экономики, на приоритетных высокоэффективных проектах и программах;
- повышение эффективности управления государственным долгом на основе изучения опыта и применения международной практики.
Для реализации поставленных задач планируется:
- упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы;
- упрощение порядка исчисления
и переход к квартальным
- упорядочение взимания местных налогов и сборов;
- сокращение объемов
- обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения;
- отработка механизмов и
- оптимизация портфеля
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
- совершенствование системы
- развитие внутреннего рынка государственных заимствований.
Намеченная налоговая политика
должна способствовать модернизации и
повышению
С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.
Успешная реализация предложенных мер по корректировке налоговой политики уже в 2011-2012 годах позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства.
Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.
Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:
- завершение работы по отмене
всех оборотных налогов и
- снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости.
- снижение и унификация таможенных пошлин.
При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.
В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.
При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.
Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок. [12]
Таким образом, основными
направлениями совершенствовани
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
- жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;
- совершенствование норм
юридической ответственности
- поэтапное снижение
уровня налогообложения с
- борьба с теневым сектором экономики;
- предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;
- пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;
- постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;
- совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
- согласование механизма
налогообложения научно-
- стремление к унификации
с налоговыми системами,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, сделаем краткие выводы.
Финансовая система страны - совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны; он отражает основные доходы и расходы государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов, их распределение и расходование.