Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы является углубленный анализ теоретических основ финансовой системы страны, изучение сущности, строения и структуры финансовой системы.
Для достижения данных целей необходимо выделить следующие задачи:
1. Изучить историю понятия финансы
2. Понять сущность, структуры финансовой системы страны
3. Определить роль финансовой системы в экономике
Введение
1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Понятие финансы
1.2. Понятие финансовая система
1.3. Звенья финансовой системы РФ
2. Структура финансовой системы страны
2.1. Характеристика кредитно-банковской системы страны
2.2. Роль государственных органов в финансовой системе РФ
3. Финансовая система на современном этапе.
3.1. Проблемы и перспективы развития финансовой системы страны
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Курсовая работа
По дисциплине: «Общая теория финансов»
Тема: «Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике»
Выполнила: студентка 3 курса
заочного отделения
группы ФК-10
Коган Мария Александровна
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение
1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Понятие финансы
1.2. Понятие финансовая система
1.3. Звенья финансовой системы РФ
2. Структура финансовой системы страны
2.1. Характеристика кредитно-банковской системы страны
2.2. Роль государственных органов в финансовой системе РФ
3. Финансовая система на современном этапе.
3.1. Проблемы
и перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В Российской Федерации продолжаются начатые в 1990г. экономические реформы. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Решающую роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Финансы это составная часть рыночных отношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственной экономической политики. Поэтому специалисты ставят перед собой задачу разбираться в этой области и знать сущность и функции финансов, особенности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в государстве. Страна недавно пережила трудности, вызванные проводимыми реформами и особенно финансово-экономическим кризисом, обострившемся со второй половины 2008 года. В ряде видов деятельности так и не восстановился прежний уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, продолжают иметь место неплатежи, значительная доля убыточных предприятий, низкий уровень жизни людей, безработица, высокая инфляция.
В этих условиях постоянно возникают вопросы о том, как нормализовать в стране экономическую ситуацию, какими методами достичь нормализации финансового положения государства, учитывая, что опытные эксперты прогнозируют странам всего мира новую волну кризиса. Большие надежды в данном вопросе возлагают на классифицированных специалистов, работают над которыми высшие учебные заведения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать
надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Целью данной работы является углубленный анализ теоретических основ финансовой системы страны, изучение сущности, строения и структуры финансовой системы. Для достижения данных целей необходимо выделить следующие задачи:
Работа состоит из трех глав. В первой главе необходимо раскрыть такое понятие, как финансы, сделать акцент на истории понятия. А также разобраться в сущности и классификации финансовой системы страны. Вторая глава представлена в виде характеристики кредитно банковской системы. В заключение третья глава гласит о проблемах и перспективах финансовой системы страны, а также ее роли в экономике.
В работе
были использованы журналы, учебники,
электронные версии научных работ,
а также практикум для
Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.
Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство, но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возник-i ли только в средние века.
Термин –«finansia» возник в ХШ —XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств.
Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.
Характерными чертами ранних финансов были не разделение ресурсов монарха и государства и преобладание не денежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля не денежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов , государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы — историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
Неразвитая форма финансов характеризуется непроизводительным использованием бюджета (2/3 расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного—и количество финансовых отношений было ограничено.
По мере
развития государственности и товарно-
В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
Понятие
«финансы» часто
Финансовая система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
1) государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;
2) финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
3) страхование;
4) кредитно-банковская система (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны);
5) система государственных финансовых органов.
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и
складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы — государственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне (на уровнях государственного управления), а местные финансы — соответственно на местном уровне управления.
Звенья второй сферы (финансы хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т. д.).
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.
Структура финансовой системы, сложившейся в РФ в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рис. 2.1.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в составе государственных финансов выделяются государственные финансы на федеральном уровне, включающие государственный (федеральный) бюджет РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, государственный кредит, и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне), включающие госбюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, управляют муниципальной собственностью и решают иные вопросы местного значения.
Как видно из схемы, приведенной на рис.1, государственные и местные финансы включают бюджетную систему (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды) и государственный кредит.
Социальное страхование
Личное страхование
Имущественное страхование
Страхование ответственности
Страхование рисков
Страхование
Центральный банк РФ (Банк России)
Сбербанк России
Внешторгбанк
Внеэко-номбанк
Российский банк развития
Коммерческие банки
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты
Государст-венные внебюджет-ные фонды
Государст-венный кредит
Финансы коммерческих предприятий (организаций)
Финансы государст-венных и муни-ципальных унитарных предприятий
Финансы некоммерчес-ких предприятий (органи-заций)
Информация о работе Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике