Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленный анализ теоретических основ финансовой системы страны, изучение сущности, строения и структуры финансовой системы.
Для достижения данных целей необходимо выделить следующие задачи:
1. Изучить историю понятия финансы
2. Понять сущность, структуры финансовой системы страны
3. Определить роль финансовой системы в экономике

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Понятие финансы
1.2. Понятие финансовая система
1.3. Звенья финансовой системы РФ
2. Структура финансовой системы страны
2.1. Характеристика кредитно-банковской системы страны
2.2. Роль государственных органов в финансовой системе РФ
3. Финансовая система на современном этапе.
3.1. Проблемы и перспективы развития финансовой системы страны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 107.45 Кб (Скачать файл)

     Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной).

Имущество унитарного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

      В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Эти предприятия образуются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

        Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда.

        На базе имущества, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, по решению уполномоченного на то органа может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

        Основная производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия (казенного завода, казенного хозяйства, казенной фабрики) осуществляется в соответствии с планом заказом и планом развития. Взаимоотношения предприятия с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе. Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются          Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ с участием уполномоченного органа. Структура и штаты казенного предприятия утверждаются директором самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности. Такое предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) и использует прибыль, если иное не установлено законодательством РФ и уставом предприятия.

Порядок распределения  доходов определяется собственником его имущества.

      Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ).

      Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиоз¬ных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом.

      Потребительский кооператив представляет собой доб-ровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных по-требностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

       Законом допускается создание объединений некоммерче¬ских организаций в форме ассоциаций и союзов.

       Добровольное объединение потребительских обществ в сою¬зы и объединение союзов в Центральный союз образуют систему потребительской кооперации.

       Отношения, возникающие в Российской Федерации в сфере потребительской кооперации, являются объектом гражданско правового регулирования. Гражданский кодекс РФ определил статус кооперативов, в том числе потребительских, как юридических лиц и содержит ряд норм о потребительских кооперативах (потребительских обществах).

        В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ осуществляется Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” и подзаконными актами.

         Среди существенных признаков потребительского общества следует выделить: а) добровольность объединения его членов; б) смешанный состав его членов — субъектов, предполагающий объединение в одном кооперативе как граждан, так и юридических лиц; в) объединение членами кооператива своих паевых взносов; г) организацию кооператива на основе членства, порождающего права, обязанности и ответственность пайщиков;

д) некоммерческий характер деятельности потребительского кооператива, имеющий целью удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения;

е) свободу выхода из потребительского общества с возвращением паевого взноса.

       В соответствии с вышеуказанным законом основными задачами потребительской кооперации в РФ являются:

  • создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
  • производство пищевых продуктов и продовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
  • оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

      Поскольку потребительское общество является некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не только за счет прибыли (хотя этот источник имеет важное значение), но и за счет паевых и вступительных взносов членов-пайщиков потребительского общества.

       Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам, с учетом их социальной значимости, государственную поддержку.

       Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Эти организации могут быть созданы только гражданами.              Члены общественных и религиозных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы.

        Важную роль в системе общественных организаций играют профессиональные союзы — массовые демократические организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Профессиональные союзы являются некоммерческими организациями. Финансы профсоюзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют и свою специфику.

        Организации профсоюзов имеют финансовые сметы. Профсоюзные организации регионов составляют сводные финансовые планы — бюджеты. Доходы профсоюзного бюджета состоят из членских профсоюзных взносов, отчислений предприятий профсоюзным организациям денежных средств на культурно- массовую и физкультурную работу, поступлений от платных мероприятий, поступлений взносов добровольных спортивных обществ.        Расходы профсоюзного бюджета складываются из затрат на культурно-массовую работу, физическую культуру, дотаций кассам взаимопомощи, содержание аппарата профсоюзов.

         К общественным организациям относят также благотворительные фонды. Благотворительным фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

        Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Первоначальное формирование финансовых ресурсов осуществляется в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками формирования уставного фонда могут быть: акционерный капитал; паевые взносы членов кооперативов; собственные средства учредителя; банковский кредит; бюджетные средства и др.

        В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируют собственные средства за счет прибыли, амортизационных отчислений и образования целевых фондов денежных средств. При необходимости они используют привлеченные средства, которые состоят из: заемных средств (в форме кредита); акционерного капитала, поступившего за счет эмиссии акций и их продажи; долевых (паевых) средств участников конкретного инвестиционного проекта.

       Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов и бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

 

 

 

 

 

   2. Структура финансовой системы страны

2.1. Характеристика кредитно-банковской  системы страны

Кредитно-банковская система — это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных  отношений в государстве обусловлена  кругооборотом товарных ресурсов и  денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах предприятий сумм амортизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

Аккумулируют  временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным  образом банки и иные кредитные  организации. В ряде зарубежных стран  и в России существует и развивается  коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) Другой организации (покупателю). В Российской Федерации в соответствии со ст. 823 ГК РФ в понятие коммерческого кредита включают: "... предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг”. Однако ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.

Возможность пользоваться кредитом позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов. Это позволяет повысить эффективность использования ресурсов, ускорить оборачиваемость средств.

Мобилизацию денежных средств и их трансформацию  в (ссудный капитал обеспечивает банковская система одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. Как и вся экономика, банковская система РФ претерпевает изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. До 1987 г., т. е. до проведения рыночных реформ, банковская система состояла из следующих звеньев:

 Государственный  банк СССР (с сетью государственных трудовых сберегательных касс), Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).

В целях  усиления воздействия государственных  банков на экономическое развитие в  стране в 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы. Перестроены действующие и образованы новые специализированные банки: Промстрой банк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Госбанк.

Госбанк СССР осуществлял централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проводил единую денежно-кредитную политику государства, координировал деятельность всех банков, включая организацию расчетов между ними, осуществлял эмиссию ценных бумаг, регулирование денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета. Жилсоцбанк осуществлял кредитные операции в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, социально-коммунальном хозяйстве, социально-культурном строительстве, в хозяйстве, подведомственном местным Советам народных депутатов, в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Сберегательный  банк стал обеспечивать организацию сберегательного дела в стране, безналичные расчеты и кассовое обслуживание населения, кредитование потребительских нужд трудящихся.

Информация о работе Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике